Eng |
| по номерам | подписка | ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №57, ноябрь 2003. Приняты поправки к Лесному кодексу: СОДЕРЖАНИЕ
Настоящий выпуск бюллетеня посвящен очень тревожному событию – поспешному принятию Государственной Думой и Советом Федераций поправок к Лесному кодексу РФ. Законопроект ставит под угрозу существование самых ценных лесов России и принят, несмотря на сомнения депутатов и многочисленные отрицательные оценки общественных экологических и правозащитных организаций. 6 октября 2003 г. (перед вторым чтением) российские экологические организации направили всем депутатам Госдумы именные письма с обоснованием необходимости отклонить поправки в Лесной кодекс. Депутату Государственной Думы Уважаемый депутат! 17 октября Государственной Думе предстоит рассмотрение во втором чтении законопроекта, целью которого является юридическое обоснование изъятия лесов первой группы (особо ценных в экологическом отношении) для “элитной” коттеджной застройки (проект закона “О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации” №324740-3). Этот законопроект предполагает внесение в статью 63 Лесного кодекса изменений, позволяющих переводить земли лесного фонда (включая занятые лесами 1-ой группы) в иные категории земель, в том числе в целях строительства объектов “жилищного и иного социального назначения”. Авторы законопроекта обосновывают необходимость внесения поправок тем, что действующая редакция Лесного кодекса якобы не позволяет использовать земли лесного фонда для общественных нужд – прокладки телефонных кабелей и строительства иных линейных сооружений. На самом деле, статьей 63 действующего Лесного кодекса, а также статьями 49 и 101 Земельного кодекса предусмотрена возможность изъятия земель, занятых лесами первой группы, для различных социально значимых целей (прокладка линий электропередачи, связи, трубопроводов, дорог, строительство кладбищ, учреждений здравоохранения и т.п.). Ежегодно распоряжениями Правительства РФ для этих целей изымается из лесного фонда (и/или переводится в нелесные земли) в лесах 1-ой группы несколько тысяч гектаров. При этом законодательство ставит определенный заслон передаче лесов 1-ой группы, находящихся в федеральной собственности, для частных нужд. Вносимые изменения имеют единственной целью ликвидировать этот заслон в интересах финансовых группировок, занимающихся строительством “элитной” недвижимости и узаконить фактически криминальный захват особо ценных лесных земель, произведенный за последние полтора десятилетия. Просим обратить внимание, что речь идет в основном о лесопарковой зоне вокруг крупных городов (таких, как Москва и Санкт-Петербург), то есть о лесах, выполняющих важные водоохранные и рекреационные функции. Деградация этих лесов в результате их фактической приватизации неизбежно поставит государственную власть перед необходимостью решать острые проблемы водоснабжения и создавать дополнительные условия для рекреации населения. Разбиение лесных массивов на частновладельческие участки, их фрагментация и частичное уничтожение наносит непоправимый ущерб живой природе, ведет к вымиранию многих видов растений и животных (в том числе редких и исчезающих), делает фактически невозможным государственный экологический и санитарный контроль. Кроме того, законопроект готовит почву для изъятия земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, заповедных лесных участков, тем самым ставя под угрозу природные объекты и комплексы, имеющие признанную мировую ценность. Просим Вас встать на позиции защиты интересов российского общества и проголосовать за отклонение законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации”. С уважением, С.И. Забелин А.В. Зименко И.Е. Честин С.А. Цыпленков А.В. Яблоков | вверх | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Проект № 324740-3 ( во втором чтении ) Статья 1 . Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 5, ст. 610) следующие изменения и дополнения: 1) в статье 7:
часть третью изложить в следующей редакции:
2) статью 10 изложить в следующей редакции:
3) в абзаце четвертом статьи 11 слова "населенных пунктов (поселений)" заменить словами "городских и сельских поселений "; 4) часть первую статьи 12 изложить в следующей редакции:
5) в абзаце двадцать первом статьи 46 слова "и (или) изъятие земель лесного фонда" заменить словами "в лесах первой группы и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий ”; 6) в абзаце четырнадцатом статьи 47 слова "и (или) изъятие земель лесного фонда" исключить; 7) статью 63 изложить в следующей редакции:
8) часть первую статьи 66 изложить в следующей редакции:
9) в части второй статьи 68 слова "и (или) изъятии земель лесного фонда" заменить словами "и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий"; 10) в статье 123:
дополнить частью третьей следующего содержания:
Статья 2 . Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации | вверх | Государственная Дума приняла законопроект “О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации”, внесенный депутатом Г.В.Куликом. Этот законопроект:
За последние полтора десятилетия леса густонаселенных регионов России (в частности, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в Краснодарском крае, вокруг озера Байкал, по берегам рек и водохранилищ) оказались поражены раковой опухолью коттеджного строительства. Значительные площади лесов, несущих большую санитарную и рекреационную нагрузку, были изъяты из состава лесного фонда и застроены “престижными” поселками. Выступления общественности и некоторых государственных органов (Счетная палата, Мосводоканал), громкие судебные дела по отмене актов федерального и местного уровня привели к тому, что темп раздачи лесов снизился, однако продолжает оставаться высоким. Не последнюю роль в этом сыграло несовершенство законодательства, в котором оказалось немало лазеек для желающих присвоить публичные лесные земли. Но даже эти лазейки оказались слишком узки для коммерческих структур, специализирующихся на “элитной загородной недвижимости”. Вне всякого сомнения, они пролоббировали внесение этого законопроекта с целью узаконить полукриминальный захват лесных земель, произведенный в последнее десятилетие, и проложить путь для дальнейшей скупки лесных участков. Аргументы авторов законопроекта о необходимости и полезности предлагаемых новшеств не выдерживают никакой критики:
Прокладывать телефонные кабели можно и по действующему законодательству. Действующая редакция Лесного кодекса предусматривает возможность и устанавливает порядок изъятия земель лесного фонда для различных нужд. В лесах первой группы изъятие (перевод в другую категорию земель) производится решением Правительства РФ, в лесах 2-ой и 3-ей групп – решением органов власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ “К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий”. Существуют определенные ограничения на изъятие земель, занятых лесами 1-ой группы, связанные с их назначением. Они могут изыматься лишь для выполнения международных обязательств России и размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения объекта (то есть для прокладки линий связи, электропередачи, дорог, трубопроводов и т.д.). В год распоряжениями Правительства РФ для этих целей изымается из лесного фонда (и/или переводится в нелесные земли) в лесах 1-ой группы несколько тысяч гектаров. Следовательно, вносимые поправки нужны только для того, чтобы разрешить перевод земель, занятых лесами 1-ой группы, для других целей, например, того же коттеджного строительства.
Во-первых, слухи о наступлении лесов сильно преувеличены: Согласно аналитической записке Счетной палаты "Эффективность использования лесных ресурсов Российской Федерации" (*): “За период с 1997 по 2000 год в Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Правительства РФ в лесах I группы переведено 32,4 тыс. гектаров лесных земель в нелесные… По данным государственного учета лесного фонда на 1.01.2001 г., общая площадь земель лесного фонда по сравнению с данными на 1.01.2000 г. увеличилась на 0,4 млн. гектаров, покрытые лесной растительностью земли - на 0,1 млн. гектаров, однако запас насаждений уменьшился на 27 млн. куб. метров. Произошло ухудшение породного состава и возрастной структуры лесов. Площадь хвойных насаждений уменьшилась на 1 млн. гектаров, запас древесины в хвойных насаждениях уменьшился на 131 млн. куб. метров. Ухудшение качественных характеристик лесного фонда произошло в результате перевода лесных земель в нелесные и передачи их другим землепользователям, вырубки спелых насаждений, уничтожения леса пожарами и вредителями. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном управлении в области охраны и воспроизводства лесных ресурсов, осуществляемом МПР России”. Во-вторых, строят коттеджные поселки и развлекательные комплексы, как правило, не на зарастающих полях, а в наиболее ценных и живописных уголках леса, о чем свидетельствуют результаты другой проверки Счетной палаты РФ (*): “Участки, изъятые из лесного фонда в Московской области, расположены преимущественно в лесопарковой части зеленой зоны, из них 81% представлен покрытой лесом площадью, часть из них относятся к 1 и 2 поясам зон санитарной охраны водоснабжения, имеют 1-2 классы эстетической ценности, высокую санитарно-гигиеническую оценку, в большинстве это участки леса с преобладанием сосны и ели. 46% земель, подлежащих изъятию из лесного фонда Московского управления лесами, представлены землями лесного фонда Звенигородского и Наро-Фоминского пригородных лесхозов, а также Подольского районного управления лесами”. Такие понятия, как “утрата средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов” и “прекращение нужд лесного хозяйства” в качестве оснований для изъятия земель лесного фонда могут трактоваться очень широко, что приведет к использованию этих предлогов для выведения земель из состава лесного фонда во всех случаях, когда это будет кому-то нужно. Кроме того, возможность перевода земель лесного фонда в другие категории земель в результате “утраты средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов” не будет стимулировать принятие мер по предотвращению негативных процессов природного и техногенного характера (пожаров, болезней леса, деградации почв и пр.), лесовосстановлению и оздоровлению лесов. В ряде случаев это может повлечь умышленные действия, направленные на уничтожение и повреждение лесов, со стороны лиц, заинтересованных в изменении категории земель, подобно тому, как сейчас производятся поджоги лесов с целью получить разрешение на “санитарную” рубку поврежденных угодий. “Прекращение нужд лесного хозяйства” также не должно служить самостоятельным основанием для перевода земель лесного фонда в иные категории земель, поскольку наряду с обеспечением ведения лесного хозяйства, лес выполняет множество других функций. Так, в соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ “регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение”. Примечание: Гусляна Картюшова, юрист Гринпис России | вверх | Внесен депутатом Госдумы Куликом Г.В. Профильный комитет: Комитет по природным ресурсам и природопользованию. Принят Госдумой в первом чтении (Постановление N 4276-III ГД) 21 июня 2003 г., во втором чтении - 19 ноября 2003 г., в третьем чтении - 21 ноября 2003 г. Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г. В первом чтении законопроект был дважды отклонен депутатами. Но сторонники законопроекта вынудили председательствующего поставить его на голосование в третий раз, мотивируя это тем, что некоторых депутатов не было в зале на момент голосования (что является нарушением требований Регламента Госдумы). В результате законопроект с минимальным перевесом был принят в первом чтении. 6 октября российские экологические организации – Гринпис России, Социально-экологический союз, Всемирный фонд дикой природы, Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы – направили всем депутатам Госдумы письмо с просьбой отклонить поправки. 8 октября перед зданием Думы проводили акцию протеста партия “Яблоко” и “Хранители радуги”. Во втором чтении ситуация повторилась – голосование фактически по одному вопросу производилось 8 раз и только в последний раз законопроекту удалось набрать требуемое большинство голосов. Но из-за явных ошибок и расхождения текстов законопроекта и поправок повторное голосование перенесли на 14 октября. Голосовали: солидарно “За” - “Единство”, “Отечество”, “СПС”, “ЛДПР”, “Народный депутат” (кроме Юревича), “Регионы России” (кроме Сафиуллина, Грешневикова); солидарно “Против” - “Яблоко”, “Агропромышленная группа” (кроме Семигина), КПРФ (кроме Корнеева, Шурчанова). В третьем чтении законопроект был дважды отклонен депутатами. На утреннем заседании Госдумы 21 ноября депутат фракции "Яблоко" Сергей Митрохин заявил, что предложенные поправки "позволяют росчерком чиновничьего пера передавать под коттеджное строительство заповедники, национальные парки, защитные зоны вокруг водоемов и другие ценные лесные территории", а также предупредил депутатов о том, что результаты голосования по поправкам в Лесной Кодекс будут обнародованы на предвыборных теледебатах в прямом эфире центральных телеканалов. В результате, за поправки проголосовали только 212 депутатов (при необходимом минимуме - 226) из фракций "Единство – Единая Россия", "Отечество - Единая Россия", "Народный депутат", ЛДПР, "Регионы России" и СПС. Однако через несколько часов депутат Слиска (Единая Россия) попросила председательствующего депутата Бугера с голоса переголосовать третье чтение и Бугера поставил законопроект на голосование. В результате поправки были приняты. Список поименного голосования находится по адресу: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/poimen2.zip [По материалам “Лесного клуба”, http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/kulik.html]
Принятие закона в Совете Федераций. Оживленная и острая дискуссия разгорелась вокруг Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации”. Представлявший данный документ председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Валерий Тихомиров убеждал коллег, что цель закона состоит исключительно в приведении понятий Лесного кодекса в соответствие с нормами Земельного кодекса. Но сенаторы усмотрели в нем, а вернее, в статье 63, лазейку для возможного перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Иначе говоря, они опасаются, что на территории национального парка или заповедника, лесного массива, доступной для прогулок и отдыха всех желающих, особо предприимчивые граждане смогут отстроить коттедж, а землю вокруг объявить зоной частного владения. Об этом говорили Сергей Опенышев, Николай Кондратенко, Владимир Плотников, подчеркнувший остроту этой проблемы для Москвы и Санкт-Петербурга, и другие члены Совета Федерации. Сторонники одобрения закона В.Тихомиров и Л.Рокецкий заметили, что в случае его непринятия возникает правовая коллизия из-за несоответствия двух кодексов, Николай Чуркин подчеркнул, что закон упорядочивает ведение лесного хозяйства. “Сегодня лес брошен, лесхозы бедствуют, нет средств на приобретение новой техники, тушение лесных пожаров”, - сказал он. Вначале сенаторы склонялись к решению отклонить закон и предложить профильным комитетам создать согласительную комиссию для его доработки. Но, вернувшись к обсуждению закона после перерыва, все-таки проголосовали за его одобрение. [По материалам сайта Regions.ru] ТЕПЕРЬ СЛОВО ЗА ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ… | вверх | Тематические ресурсы в интернете CМИ:
Общественные экологические организации:
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |