Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№66, январь 2004.


МПР против… ООПТ (2)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ООПТ – источник жизни
  2. Из доклада Гринпис о деятельности МПР
  3. О политике МПР в отношении создания новых ООПТ
  4. Хаотическое реформирование заповедной системы

ООПТ – источник жизни

Согласно проведенному Всемирным банком и WWF исследованию, более трети из 105 крупнейших городов мира (таких как Нью-Йорк, Джакарта, Токио, Бомбей, Рио-де-Жанейро, Лос-Анджелес, Барселона, Найроби и Мельбурн) – частично или целиком снабжаются питьевой водой из источников, в водосбор которых входят охраняемые природные территории. Охраняемые территории минимизируют риск оползней, эрозии и седиментации. Они способствуют значительному улучшению качества воды за счет фильтрации загрязнителей.

Согласно отчету, принятие стратегии защиты лесов в долгосрочной перспективе приводит к огромной экономии. Например, гораздо дешевле сохранять леса, чем строить станции очистки воды. В Нью-Йорке, принятие подобной стратегии будет стоить в 7 раз дешевле, чем строительство такой станции.

Сегодня болезни, распространяющиеся с помощью воды, убивают ежегодно миллионы людей. В городах с плохой очисткой воды, недостаточными санитарными и гигиеническими нормами уровень детской смертности в 10-20 раз выше нормы.

Более половины населения Земли в настоящее время проживает в городах, и проблема водоснабжения будет становиться все более острой, так как сохраняется тенденция увеличения городского населения.

Полный текст доклада на английском языке см.: http://reserves.biodiversity.ru/news/310104.html

| вверх |

Из Доклада Гринпис о деятельности МПР

В последние годы Министерство природных ресурсов проводит целенаправленную политику на развал уникальной системы заповедников и национальных парков России. Особенно это стало ощущаться после прихода в МПР министра Виталия Артюхова. Первым действием в этом направлении стало фактическое прекращение развития сети государственных природных заповедников и национальных парков. Министерство всячески старалось как можно дольше затянуть и “забюрократизировать” этот процесс. Одним из таких действий стало затягивание государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей создание новых заповедников и национальных парков. Так, например, государственная экологическая экспертиза проекта национального парка "Удыгейская легенда" длилась в общей сложности несколько лет и чуть не закончилась отрицательным заключением. Почти год длилась экспертиза проекта национального парка "Калевальский".

Следует отметить, что хотя, согласно положению об МПР, именно оно должно обеспечивать развитие федеральной сети ООПТ, оплату экспертиз указанных объектов производили общественные организации. Однако даже после того, как несколько объектов прошло экспертизу, МПР отнюдь не спешит направлять документы в Правительство.

Естественно, что Министерство не принимает никаких мер по защите территорий, предполагаемых для создания новых заповедников и национальных парков. В результате многие из них подвергаются интенсивному антропогенному воздействию.

Так, территория предполагаемого заповедника "Южно-таежный пихтовый" в Томской области сдана в аренду для лесозаготовок на 25 лет. Предположительно, древесина будет поставляться в Китай. В границах запланированного национального парка "Удэгейская легенда" в Приморском крае продолжаются интенсивные незаконные рубки леса. На территории предполагаемого национального парка "Бузулукский бор" ведется добыча нефти. До сих пор окончательно не принято решение о запрете строительства нефтепровода "Россия-Китай" через Тункинский национальный парк (Байкальский регион).

В последнее время попыток изъятия земель заповедников и национальных парков становится все больше. В мае 2003 г. Правительство приняло решение об утверждении границ участков Сочинского национального парка, предоставляемых в аренду для организации горнолыжного комплекса. Однако в прилагаемом к нему описании границ затрагивается и территория Кавказского государственного биосферного заповедника, включенного в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время Кабинетом министров Республики Адыгея принято постановление N343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка". Данным постановлением признаны утратившими силу решения органов власти Адыгейской автономной области и Республики Адыгея о предоставлении земельных участков Фишт-Оштенского горного массива, хребта Джигурсан и плато Лагонаки Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику. Кроме того, постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 08.12.2003 N343 рекомендовано начать работы по организации на указанных территориях природного парка.

Фактически, указанное постановление направлено на изъятие земельных участков у Кавказского государственного природного биосферного заповедника и создание на его территории природного парка - особо охраняемой природной территории регионального значения. На изымаемых у заповедника территориях в рамках планируемого природного парка предполагается строительство горнолыжного комплекса, что в заповеднике запрещено законом. Тем не менее, уже идет проектирование инфраструктуры (дороги и ЛЭП), в ближайшее время может начаться строительство.

В настоящее время вопрос рассматривается в МПР России. По нашей информации, департамент ООПТ уже подготовил проект отрицательного заключения по данному вопросу. Однако, памятуя недавние события с изъятием земель Сочинского национального парка, когда министр В.Г. Артюхов согласовал незаконный проект постановления Правительства (несмотря на отрицательное заключение на него Государственной службы охраны окружающей среды), можно ожидать вполне благосклонной реакции министра на инициативы адыгейских властей.

* * *

Не удовлетворившись малоэффективными действиями по разрушению отдельных заповедников и национальных парков, Министерство начало атаку на всю систему ООПТ в целом.

Практически, весь 2003 год шли постоянные проверки заповедников и национальных парков. В большинстве своем они проводились сотрудниками территориальных органов МПР, которые из-за отсутствия опыта мало что понимают в вопросах организации и функционирования ООПТ. Поэтому проверки не дали никаких результатов, однако все это дезорганизовывало и без того тяжелую работу руководителей и коллективов заповедников. При этом следует отметить, что в тех случаях, когда проверки проводились специалистами департамента ООПТ и привлеченными ими сотрудниками (в частности, специалистами из неправительственных организаций), часто вскрывались серьезные нарушения. Однако никаких мер по ним Министерство не принимало.

Так, проведенная в феврале проверка Тебердинского заповедника показала явную профнепригодность и достаточную коррумпированность его руководства. Однако все остались на своем посту, а Министерство фактически отказалось принимать необходимые меры. При проверке национального парка "Башкирия" были выявлены значительные нарушения режима национального парка, связанные со строительством Юмагузинского водохранилища, в частности невыполнение предписания (Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Приволжскому федеральному округу) о приостановлении работ, связанных с подготовкой ложа водохранилища. Информация об указанных нарушениях была, в очередной раз, доложена руководству МПР. Однако никаких мер по пресечению нарушений и привлечению виновных к ответственности не принято.

* * *

Из всего изложенного приходится сделать вывод, что уникальная, единственная в мире система российских заповедников и национальных парков находится под реальной угрозой деградации и даже полного уничтожения. При этом основную угрозу для системы представляет именно Министерство природных ресурсов, на которое возложены функции по ее сохранению и развитию.

Указанные действия МПР еще раз убедительно доказывают необходимость создания независимого природоохранного органа, осуществляющего государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Полностью текст доклада доступен по адресу: http://www.greenpeace.org/russia_ru

| вверх |

О политике МПР в отношении создания новых ООПТ

Министерство природных ресурсов, которое отвечает за управление заповедниками и национальными парками, все жестче критикует систему ООПТ в стране. Намерения МПР вроде как самые искренние - улучшить качество их работы. Но намерения, как известно, распознаются по реальным делам. Для этого достаточно взглянуть, что происходит с проектируемыми ООПТ.

Общеизвестно, что с 2000 года в стране не было создано ни одного нового заповедника и национального парка. В список официально планируемых к созданию национальных парков и заповедников в период 2001-2010 гг., утвержденный главой Правительства, входит 21 территория. Все они находятся на разной стадии создании. Часть проблем с их созданием можно списать на действие (противодействие) региональных властей, которые часто в угоду интересам отдельных компаний, на протяжении многих лет препятствуют созданию ООПТ.

Так происходит с Калевальским национальным парком, где ликвидировали Муниципальное учреждение "Калевальский парк", которое пыталось ускорить создание нацпарка. Также периодически возникают проблемы на региональном уровне в Архангельской области с "Онежским поморьем". В других случаях документы на многие ООПТ, такие как национальные парки Калевальский, Анюйский, "Онежское поморье", "Среднеуссурийский", заповедник "Кологривский лес", уже долгое время пылятся в МПР. Такую ситуацию можно было бы списать на плохую работу Министерства, обычные бюрократические проволочки, нехватку бюджетных денег, но в действительности ситуация намного хуже.

В результате бездействия МПР, а можно рассматривать это и намеренной политикой Министерства, на территории планируемых ООПТ не запрещена хозяйственная деятельность (то есть они не зарезервированы). Более того, МПР такую деятельность там планирует и разрешает. В результате по мере того, как бюрократическая волокита продолжается, их территорию отдают под промышленные рубки. Так это произошло с Южнотаежным пихтовым заповедником в Томской области, отданным в аренду под лесозаготовки, говорят о рубках в пределах проектируемого заповедника "Кологривский лес" в Костромской области, заповеднике "Утриш" в Краснодарском крае. В итоге к моменту создания (а может быть уже никто этого и не планирует?) в их пределах останутся одни вырубки или нефте- и газопроводы.

Таким образом реализуется новый "хозяйственный" подход МПР к проблеме охраны природы - использовать все по максимуму: сначала вырубить, а потом можно и охранять, если это кому-то еще понадобиться...

Михаил Карпачевский,
Центр охраны дикой природы, 22.01.2004

| вверх |

Хаотическое реформирование заповедной системы

Министр Артюхов издал очередной приказ, изменяющий порядок управления заповедниками и национальными парками России. В соответствии с приказом N40, подписанным 19 января 2004 г. и разосланным по заповедникам и национальным паркам, функции координации их деятельности передаются с федерального уровня на уровень подразделений МПР в федеральных округах и в субъектах федерации.

Смысл этого решения состоит в следующем. В насквозь прогнившем и лишившемся большинства разумных специалистов федеральном аппарате министерства департамент особо охраняемых природных территорий был одним из последних небольших островков, где еще сохранялись люди, работающие не ради личной корысти, а для сохранения природы своей страны. Этот департамент, да и вся система заповедников и национальных парков, все время своего существования были у министра как бельмо на глазу. За последние пару месяцев глава МПР предпринял несколько попыток разрушения этой системы. Сначала руководителям особо охраняемых природных территорий официальной телеграммой сообщили, что их организации больше не нужны. Потом министр установил новый порядок назначения заместителей директора, при котором сам директор фактически терял возможность управления вверенным ему заповедником или национальным парком. Далее последовал разнос, учиненный сотрудникам департамента на коллегии министерства - совершенно хамский по форме и лишенный каких-либо серьезных оснований. И, наконец, министр решил просто отделаться от управления заповедниками и национальными парками (по всей видимости, за этим последует ликвидация соответствующей структуры в министерстве и увольнение всех, кто не готов закрыть глаза на глупости, вытворяемые министерским руководством).

В связи с тем, что действия высшего руководства Министерства природных ресурсов давно уже не имеют ничего общего ни со здравым смыслом, ни с интересами страны, ни, тем более, с охраной природы, - мы обращаемся ко всем нашим сторонникам с просьбой: поддержите тех, кто еще пытается сохранять природу, работая в этом ведомстве. Помогите российским заповедникам и национальным паркам и работающим в них людям. Напишите письмо Вашему губернатору, представителю Вашего региона в Законодательном собрании, Президенту - с просьбой остановить разрушение системы заповедников и национальных парков.

А кроме этого, позвоните в ближайший к Вам заповедник или национальный парк, спросите, что им сегодня необходимо, и, возможно, Вы окажете какую-то другую, посильную помощь в сохранении нашего природного наследия.

Гринпис России, 22.01.2004

* * *

Впервые за последнее время под влиянием резкой критики экологов МПР издал здравый приказ. 28 января МПР России издал приказ N69 от 28.01.2004 об изменении структуры государственной службы охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В нем предусмотрены возвращение департамента государственной экологической экспертизы в государственную службу охраны окружающей природной среды, воссоздание департамента особо охраняемых природных территорий в этой же структуре и некоторые другие новшества. Данный приказ оставляет нереализованными надежды некоторых чиновников МПР изъять национальные парки России из государственной службы охраны окружающей природной среды и передать их в подчинение Лесной службе МПР, которая и без национальных парков имеет массу проблем с подготовкой нового "Лесного кодекса", нелегальными рубками, охраной лесов от пожаров и т.п.

Директор по охране природы WWF России Евгений Шварц считает, что "на фоне бездарных и хаотичных действий МПР, которые были предприняты в последние несколько месяцев (напомним, что сначала руководителям особо охраняемых природных территорий официальной телеграммой сообщили, что их организации больше не нужны. Потом министр установил новый порядок назначения заместителей директора, при котором сам директор фактически терял возможность управления вверенным ему заповедником или национальным парком) глава МПР сделал позитивный шаг, который, мы надеемся, позволит обеспечить нормальное функционирование природоохранных служб".

WWF надеется, что предыдущие приказы МПР будут отменены и все это создаст здоровую почву для восстановления независимого государственного органа экологического контроля. Правительство продолжает Административную реформу, предусматривающую прекращение практики совмещения в одном органе несовместимых функций. Так, 26 декабря было проведено совещание вице-премьера РФ Б.Алешина, на котором были даны прямые указания по восстановлению государственного органа экологического контроля.

WWF, сообщение для прессы, 29.01.2004

Тексты приказов 40 и 69 доступны по адресу: http://www.biodat.ru/db/oopt/doc/zapact.htm


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены