Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№81, апрель 2004


ПРОЕКТ ЗАКОНА О МИТИНГАХ: ОБРАЩЕНИЕ НПО

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Открытое обращение общественных организаций.
  2. Законопроект о запрете митингов смягчат?

Открытое обращение общественных организаций


Уважаемые коллеги - руководители и активисты НПО!

Вы, конечно, знаете о скором принятии Государственной Думой РФ закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Тот законопроект, который принят в первом чтении, вызывает у нас возмущение и тревогу. Сейчас в самой Думе звучат голоса, в т.ч. достаточно высокие, что проект "не вполне удовлетворителен", что его надо "подправить". Это, конечно, неплохо, но, во-первых, пока это только слова, а, во-вторых, мы имеем основания предполагать, что даже в лучшем случае все закончится не более чем одной-двумя поправками.

Отношение к принятому в первом чтении законопроекту мы выразили в прилагающемся тексте. Мы предлагаем коренным образом переработать проект, в процессе этой переработки провести парламентские слушания с участием НПО.

Если Вы (Ваша организация) разделяете нашу озабоченность и если предлагаемый ниже текст открытого письма представляется Вам удовлетворительным, то мы приглашаем Вас войти в круг подписавших письмо. Схема подписи - полное название организации, затем персональные ФИО руководителей или представителей (словом, тех, кто полномочен, можно не одну фамилию, а две, например). Срок - среда 14.04, до 17.00 по Москве. Согласие подписать присылать по адресу: admin@civitas.ru. В четверг текст нашего обращения с подписями уже должен быть передан (или послан) адресатам и прессе, так что ждем вашего ответа не позднее среды.

По поручению организаций, уже подписавших текст:

Мемориал - А. Рогинский, С. Ковалев, О. Орлов, А.Даниэль
Институт прав человека - В.Гефтер, Л. Левинсон
Московская Хельсинкская группа - Л.Алексеева, Д.Мещеряков, Т.Локшина
Фонд защиты гласности - А.Симонов
ИНП "Общественный договор" - А.Аузан
Социально-экологический союз - С.Забелин
Гражданское содействие - Св. Ганушкина
Центр развития демократии и прав человека - Ю. Джибладзе

12 апреля 2004 г.


 

Президенту Российской Федерации
В.В.Путину

Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
С.М.Миронову

Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Б.В.Грызлову

Председателю Комитета Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций
С.А.Попову

Статья 31 Конституции Российской Федерации гарантирует право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право - естественное продолжение свободы слова, свободы деятельности общественных объединений, гарантия политического многообразия.

Статья 55 Конституции запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Между тем, 31 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный Правительством РФ.

Этот законопроект фактически отменяет 31 статью Конституции.

Так, он позволяет органам власти по своему усмотрению, "не принимать уведомление" (то есть, попросту запрещать) любые публичные мероприятия, если "цели мероприятия… противоречат положениям Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Это - отнюдь не то же самое, что предусмотренное Конституцией ограничение прав и свобод граждан "в целях защиты основ конституционного строя и нравственности". Данная норма закона позволит, например, наложить запрет на публичное выражение гражданами недовольства теми или иными статьями действующей Конституции РФ и на публичное высказывание пожеланий об изменении их в предусмотренном законом порядке. Очевидно также, что возможность ограничений, связанных с необходимостью защитить "основы нравственности" - это не то же самое, что требование соответствия целей публичного мероприятия "общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Само собой разумеется, что истолкование "целей мероприятия" и их соответствия положениям Конституции и нормам нравственности оказывается всецело в ведении исполнительной власти. Таким образом, уведомительная процедура фактически подменяется разрешительной.

Недопустима и чревата всевозможными провокациями попытка разделить ответственность за обеспечение общественного порядка и безопасности мероприятий между "уполномоченными представителями власти или органов местного самоуправления" и организаторами публичных мероприятий "в пределах их компетенции". Подобная ответственность должна целиком лежать на представителях власти; участники публичных мероприятий, в том числе и организаторы, могут нести ответственность лишь за нарушение общественного порядка в соответствии с действующим законодательством. Недопустимо, с другой стороны, наделение представителей власти правом следить за соблюдением регламента мероприятия и принимать, независимо от волеизъявления организаторов, меры к нарушителям этого регламента.

Законопроект содержит и другие антиконституционные запреты и ограничения права собраний.

Так, в нем запрещается проведение публичных собраний "на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, зданиям, занимаемым федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Этот запрет, обессмысливающий само право публичных собраний как формы прямого обращения народа к власти, не обоснован никакими конституционными нормами.

Совершенно абсурден также запрет на проведение любых (а не только массовых) публичных мероприятий на территориях, "непосредственно прилегающих к опасным и вредным производствам и объектам, требующим поддержания повышенного уровня технологической и экологической безопасности". Прежде всего этому обрадуются директора предприятий, злостно загрязняющих окружающую среду - ведь активисты экологических движений лишатся возможности пикетировать эти самые опасные и вредные производства. Вообще, в законопроекте никак не оговорен особый правовой режим пикетирования, который должен существенно отличаться от установленного для митингов, шествий и демонстраций. Ограничения, допустимые для иных форм публичного действия, в случае пикетов неприемлемы.

Это - далеко не полный перечень положений законопроекта, не соответствующих Конституции, противоречащих российскому законодательству и международным обязательствам России.

Мы настаиваем на радикальной переработке законопроекта. Мы считаем необходимым проведение парламентских слушаний с широким участием представителей общественных организаций.


Законопроект о запрете митингов смягчат?

Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что в законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" будут внесены поправки - сообщает Полит.ру. По словам Грызлова, Павел Крашенинников, председатель Комитета Думы по законодательству, внес поправку об исключении из этого перечня территорий, на которых запрещается проводить демонстрации, митинги и пикеты, территории, прилегающие к зданиям администраций органов власти как в центре, так и на региональном уровне.

Таким образом, публичные мероприятия можно будет проводить у зданий органов исполнительной власти, кроме резиденций президента России, сказал Грызлов передает "Интерфакс".

Государственная Дума, похоже, действительно готовится изменить свою позицию по поводу законопроекта о митингах, шествиях и пикетах, сообщает сегодня Би-би-си. В том виде, в котором этот документ был принят в первом чтении, он вызвал серьезные споры среди политиков и в обществе.

В нем предусматривается, в частности, запрет на проведение митингов и пикетов у зданий государственной власти и иностранных посольств.

Как отмечают наблюдатели, таким образом, количество мест для проведения публичных манифестаций было бы резко ограничено. Кроме того, обычно демонстрации организовываются именно для донесения соответствующей точки зрения до власти, и их запрет у зданий госорганов лишил бы многие манифестации смысла.

Однако в пятницу и председатель Думы Борис Грызлов, и его первый заместитель Любовь Слиска сказали, что в окончательной редакции закон будет серьезно изменен. Грызлов отметил, что спорного положения, судя по всему, в нем не будет.

Поскольку и Грызлов, и Слиска представляют контролирующую Госдуму пропрезидентскую фракцию "Единая Россия", можно с большой долей вероятности предполагать, что именно так и произойдет.

Однако Грызлов прогнозирует, что у резиденций президента митинговать все-таки будет запрещено.

Любовь Слиска отметила, что над поправками к закону "предстоит большая работа". Она сообщила, что по этой причине документ вряд ли будет готов к рассмотрению во втором чтении до конца апреля.

Источник: http://www.hro.org/editions/2004/04/02.php, 02.04.2004

 


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены