Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№82, апрель 2004


Будет ли в России агентство по ООПТ ?!

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обращение директора заповедника.
  2. Письмо Председателю Правительства.

Обращение директора заповедника

Коллеги, друзья и партнеры заповедников и национальных парков!

В очередной раз о проблемах заповедного дела забыли Президент, Правительство и наше Министерство природных ресурсов. В новой структуре МПР нет места для органа управления заповедниками и национальными парками, ни в Службе, ни в Агентствах. Если мы не нужны Министерству, то, наверное, нужно нам самим просить Президента и Правительство об организации Агентства особо охраняемых природных территорий при Правительстве России.

Предлагаю обратиться к нашим друзьям и партнерам и в рамках Марша Парков организовать сбор подписей под обращением к Президенту В.В. Путину в поддержку сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий. В адрес Президента уже ушло письмо за подписью Яблокова, Забелина и Шварца.

Учитывая современную ситуацию, особо важно, чтобы это были не только письма общественности, но и обращения губернаторов, законодателей, бизнесменов.
Заповедникам и национальным паркам России необходимо обеспечить компетентное управление и надежную защиту!

Директор государственного природного биосферного заповедника "Керженский"
Е.Н. Коршунова


Письмо председателю правительства

Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е.Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий - государственными природными заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки Российской Федерации.

Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества.

На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35 национальных парков, 95 государственных природных заповедников, 11 федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9 тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического просвещения.

Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента России от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ни само Министерство Природных Ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных ограничений в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть государственных природных заповедников и национальных парков.

Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы находятся особо охраняемые природные территории. При этом к числу основных функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Таким образом, осуществление государственного управления этими объектами (т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений о других органах власти в структуре "природно-ресурсного блока" данная функция также отсутствует.

Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков, что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой реформы отношений собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование всей системы ООПТ в целом.

В этой связи представляется необходимым:

  • принять взвешенное решение о том, какой именно орган "природно-ресурсного" блока будет осуществлять государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения, ранее находившихся в ведении МПР России;
  • сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями, укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере и необходимую профессиональную подготовку;
  • сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в данной сфере.

Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, специально уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере.

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов, в том числе - в крупных по площади федеративных государствах. При этом в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах, снискавших мировую известность своими национальными природными резерватами, государственное управление ими осуществляется через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся в составе национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е. функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться в Украине, по этому пути пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не был в должной мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы. Реализация успешной и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой модели, по нашему убеждению, должно существенно повысить эффективность государственного управления в области охраны живой природы и в первую очередь - федеральной системой государственных заповедников, национальных парков и заказников.

Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном уровне - веление времени.


Президент Центра экологической политики России,
член-корреспондент РАН
А.В. Яблоков


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены