Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№82, апрель 2004


Будет ли в России агентство по ООПТ ?!

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обращение директора заповедника.
  2. Письмо Председателю Правительства.

Обращение директора заповедника

Коллеги, друзья и партнеры заповедников и национальных парков!

В очередной раз о проблемах заповедного дела забыли Президент, Правительство и наше Министерство природных ресурсов. В новой структуре МПР нет места для органа управления заповедниками и национальными парками, ни в Службе, ни в Агентствах. Если мы не нужны Министерству, то, наверное, нужно нам самим просить Президента и Правительство об организации Агентства особо охраняемых природных территорий при Правительстве России.

Предлагаю обратиться к нашим друзьям и партнерам и в рамках Марша Парков организовать сбор подписей под обращением к Президенту В.В. Путину в поддержку сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий. В адрес Президента уже ушло письмо за подписью Яблокова, Забелина и Шварца.

Учитывая современную ситуацию, особо важно, чтобы это были не только письма общественности, но и обращения губернаторов, законодателей, бизнесменов.
Заповедникам и национальным паркам России необходимо обеспечить компетентное управление и надежную защиту!

Директор государственного природного биосферного заповедника "Керженский"
Е.Н. Коршунова


Письмо председателю правительства

Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е.Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий - государственными природными заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки Российской Федерации.

Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества.

На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35 национальных парков, 95 государственных природных заповедников, 11 федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9 тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического просвещения.

Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента России от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ни само Министерство Природных Ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных ограничений в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть государственных природных заповедников и национальных парков.

Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы находятся особо охраняемые природные территории. При этом к числу основных функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Таким образом, осуществление государственного управления этими объектами (т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений о других органах власти в структуре "природно-ресурсного блока" данная функция также отсутствует.

Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков, что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой реформы отношений собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование всей системы ООПТ в целом.

В этой связи представляется необходимым:

  • принять взвешенное решение о том, какой именно орган "природно-ресурсного" блока будет осуществлять государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения, ранее находившихся в ведении МПР России;
  • сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями, укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере и необходимую профессиональную подготовку;
  • сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в данной сфере.

Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, специально уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере.

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов, в том числе - в крупных по площади федеративных государствах. При этом в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах, снискавших мировую известность своими национальными природными резерватами, государственное управление ими осуществляется через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся в составе национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е. функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться в Украине, по этому пути пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не был в должной мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы. Реализация успешной и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой модели, по нашему убеждению, должно существенно повысить эффективность государственного управления в области охраны живой природы и в первую очередь - федеральной системой государственных заповедников, национальных парков и заказников.

Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном уровне - веление времени.


Президент Центра экологической политики России,
член-корреспондент РАН
А.В. Яблоков


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


21.03.2025
Приглашаем познакомиться с необыкновенной книгой «Встреча с каждым животным… — это всегда чудо»



14.03.2025
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2025"



22.02.2025
Дипломы и призы победителям и призерам конкурса «Мир заповедной природы»



10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2025

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены

О ЦОДП
Программы
Кампании
Публикации
Новости
Сотрудничество
Ссылки
Поиск
Подпишись!
История
Структура
Результаты
Партнеры
Контакты
Как нам помочь
Природные зоны
ООПТ
Модельные территории
Выживание видов
Климат и биоразнообразие
Природа в городе
Социальное и правовое развитие
Экологическое образование
Информационное обеспечение
Экосистемные услуги
Международное сотрудничество
Завершенные проекты
Чужеродные виды
Лесная программа
Степная программа
Морские побережья
Морские проекты
Web-Проект ООПТ России
Фонд Штильмарка
Сеть дикой природы
Марш парков
Управление ООПТ
Журавлиная родина
Командоры
Окский каньон
Выхухоль
Сайгак
Каспийский тюлень
Кабарга
Грызуны бывшего СССР
Черепаха Никольского
Москва
Экспертизы, обследования
Позитивный опыт природоохранной работы
Юридическая консультация
Добровольцы в охране природы
Конкурс имени В.М.Смирина
Усынови заказник
Фотовыставка
Экологическое образование – в школы и детсады
Издательство ЦОДП
СМИ, социальная реклама
Год биоразнообразия
Международная программа
Конвенция о биоразнообразии - механизм посредничества
Кавказский экорегион
Законодательные интересы природы
Юридическая консультация
Радио Говорит Москва
Борщевик Сосновского
За Байкал!
Нет сетям и электроудочкам
Эвенкийская ГЭС
Архив кампаний
Агентство по ООПТ
Вертолётная охота
Градостроительный кодекс
Дунайский заповедник
Лесной кодекс
ООПТ России под угрозой
Свободу Андрею Затоке!
Периодические издания
Непериодические издания
Электронные публикации
Публикации в СМИ
Видеоматериалы
Журнал Охрана дикой природы
Бюллетень Заповедники и национальные парки
Тематический сборник Живая Арктика
Лесной бюллетень
Степной бюллетень
Издания доступные в электронной форме
Все публикации ЦОДП за 1993-2002 гг.
Совместные с КЭКЦ
Бюллетень Право – Природе
Бюллетень Конференции... Семинары... Дискуссии...
Бюллетень Новости кольской природы
Новости ЦОДП
Новости сайта
Итоги конференций
Приметы кризиса
Организации
ООПТ
Законы