Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №85, май 2004 ОТ ЗАКОНА О МИТИНГАХ К ЗАКОНУ О РЕФЕРЕНДУМАХ СОДЕРЖАНИЕ
Проект закона о митингах готовится ко второму чтению Информация о ходе подготовки ко второму чтению проекта федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенного Правительством РФ. На законопроект поступило более 300 поправок, большинство из которых направлено на его либерализацию. В настоящее время предложения Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций (головной комитет по данному проекту) по тексту второго чтения направлены на согласование в Государственно-правовое управление Президента РФ. Ниже излагаются основные поправки, внесенные Президентом и Правительством. Кроме них Комитет намерен поддержать ряд принципиальных изменений. В случае достижения по ним консенсуса большинство возражений, высказанных по первоначальному варианту проекта, могут быть сняты. Анализ текста, с которым Комитет будет намерен выйти на второе чтение (что, скорее всего, произойдет в последних числах мая - начале июня), будет представлен после его подготовки к заседанию комитета. Основные поправки, предлагаемые Президентом: 1. Для более четкого отграничения понятия "собрание граждан" как публичного мероприятия от иных видов собраний, например собрания членов организации, предлагается в статье 2 законопроекта определение понятия "собрание" изложить в следующей редакции: "собрание - совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте". (в первом чтении собрание определялось как "совместное присутствие граждан, собравшихся для коллективного обсуждения каких-либо профессиональных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте"). 2. Предусматривается возможность для граждан Российской Федерации, достигших возраста 16 лет, выступать организаторами не только собраний, но и митингов. 3. Предлагается при проведении пикетирования установить срок подачи уведомления не позднее 3 дней до даты его проведения (имеется аналогичная правительственная поправка). 4. Предлагается исключить следующие ограничения места проведения публичных акций, содержавшиеся в тексте первого чтения:
Запрет проводить мероприятия "на территориях, в зданиях и сооружениях, не обеспечивающих безопасности граждан при проведении публичного мероприятия" заменяется формулировкой, разрешающей акции в любых местах, если их "проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия". Таким образом, ограничение, согласно президентским поправкам, распространяется на:
5. Предлагается отменить первоначально установленный предельный 5-дневный срок проведения публичного мероприятия одним и тем же организатором. 6. Предлагается исключить право органа исполнительной власти или органа местного самоуправления не принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом вносится следующее дополнение: "В случае если текст уведомления, а также иные данные дают обоснованные основания предположить, что цели запланированного мероприятия и формы его проведения будут противоречить положениям Конституции Российской Федерации, предусмотренным нормами административного или уголовного законодательства Российской Федерации запретам, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора (организаторов) письменное мотивированное предупреждение о том, что этот организатор (организаторы), а также иные участники публичного мероприятия в случае проведения такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке". Близкая по содержанию поправка представлена и Правительством. Дополнительно поправками Правительства предлагается: 1) исключить требование о предварительном уведомлении о проведении пикетирования одним участником, допустить подачу уведомления о пикетировании группой лиц за 3 дня до его проведения (общее правило по иным мероприятиям - за 5 дней); 2) исключить из числа мест, где проведение публичных мероприятий запрещено: территории, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Подготовлено экспертом Института прав человека Львом Левинсоном. Источник: письмо Народной Ассамблеи, Олег Комаровский Законопроект "о референдуме" или о запрещении референдумов? Новый законопроект о референдуме будет принят в кратчайшие сроки - до конца весенней сессии. Он до предела усложнит процедуру проведения референдума по внутренним вопросам, но в то же время позволит без труда организовать плебисцит по вопросу объединения России и Белоруссии. Полтора года назад были приняты поправки в закон "О референдуме", которые запрещали его проведение в год президентских и парламентских выборов. Тогда с их помощью Кремлю удалось заблокировать скандальную инициативу КПРФ о референдуме по вопросам национализации земли и недр, природной ренте и ряде других социальных мер. Таким образом, временный мораторий на референдум заканчивал свое действие 24 июня. Именно на эту дату назначено утверждение последнего финансового отчета ЦИК о президентской кампании, которое формально будет означать завершение процедуры выборов. С этого момента у коммунистов появляется теоретическая возможность начать новую работу по сбору подписей для проведения плебисцита. Но, как заявил в четверг спикер Госдумы Борис Грызлов, "уже к концу весенней сессии, то есть как раз к июлю, законодатели примут новый закон "О референдуме РФ". Толстый трехсотстраничный текст закона, внесенный накануне Президентом, в четверг начали изучать депутаты Госдумы. Но уже в первый день в парламенте кремлевский документ был встречен неоднозначно даже членами фракции "Единая Россия". Например, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в беседе с журналистами признал, что процедура инициирования плебисцита до предела усложняется. В соответствии с проектом закона появляются региональные подгруппы инициативной группы граждан, желающих провести референдум, которые должны быть зарегистрированы, по крайней мере, в половине субъектов РФ. Протоколы собраний этих подгрупп подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Каждая подгруппа должна состоять как минимум из 100 человек. Подгруппу регистрирует избирком субъекта РФ. Параллельно с регистрацией местный избирком посылает запрос в ЦИК о возможности проведения референдума на заявленную тему. И если тот подтверждает теоретическую возможность такого референдума, то региональные комиссии могут принять положительное решение о регистрации. Но если же хоть один из избиркомов откажет по формальным основаниям, то референдума, скорее всего, не будет. Дело в том, что для всей процедуры регистрации предусмотрены очень жесткие сроки - два месяца. За это время можно не успеть обжаловать решение комиссии в суде. Но даже если это и удалось и действительно во всех пятидесяти субъектах зарегистрированы инициативные подгруппы, то решение о регистрации федеральной инициативной группы будет принимать уже ЦИК. И только в случае положительного решения комиссии можно будет приступить к сбору 2 млн. подписей. Кстати, именно с помощью "забраковки" подписей ранее ЦИК запрещал проведение всенародного волеизъявления. "С учетом всех нововведений, организаторам придется сильно попотеть, чтобы добиться разрешения на проведение референдума, но это правильно, так как референдумы имеют принципиально важное значение для государства и касаются всех граждан", - подчеркнул Крашенинников. Однако уже сейчас глава комитета не исключил, что после принятия в первом чтении в законопроект могут быть внесены существенные изменения. В тексте законопроекта есть еще один подводный камень. Речь идет о возможности признания референдума недействительным и назначения повторного голосования, которое должно состояться через месяц. В течение этого срока запрещается агитация в СМИ по вопросам, выносимым на плебисцит. Легко предположить, к чему это может привести: референдум будет сорван, так как люди просто забудут о его существовании. В новой редакции закона более подробно и обстоятельно прописаны процедуры организации и проведения всероссийского плебисцита. Среди них сбор подписей, агитация, финансовое обеспечение, подсчет голосов и подведение итогов голосования. Между тем, закон "О референдуме" вносился с такой скоростью, что его забыли сопроводить необходимыми документами. Документ внесен в Госдуму с нарушениями регламента, так как к нему не приложено финансово-юридическое обоснование. Если для инициативных групп проведение референдума фактически окажется под запретом, то например, такая же инициатива со стороны федерального органа власти должна пройти как по маслу. Так, например, если речь идет о вопросе государственного значения, связанном с заключением международного договора, то референдум может быть одобрен в ЦИКе в течение всего одной недели. Это открывает зеленый свет процессу объединения России и Белоруссии. Так что не исключено, что в ближайшие два года референдумы в России всё же будут. Но только по лицензии Кремля. Игорь Джохадзе, Алексей Левченко, ИА "Росбалт",
20.05.2004 (с сокращениями).
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |