Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №87, июнь 2004 ОТ ЗАКОНА О МИТИНГАХ К ЗАКОНУ О РЕФЕРЕНДУМАХ (2) СОДЕРЖАНИЕ
Скандальный закон о митингах, наделавший много шума, фактически принят, осталось его формальное одобрение президентом. Несмотря на внесение множества поправок в документ, общее наиболее распространенное мнение демократической общественности по данному закону таково: "в документе слишком много ограничений на проведение публичных мероприятий, что ограничивает права и свободы граждан". Совет Федерации одобрил закон о митингах 9 июня Совет Федерации одобрил принятый на прошлой неделе Государственной Думой федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", сообщает РИА "Новости". В документе оговаривается, что на организацию митингов или пикетов не требуется предварительного разрешения властей. Теперь организаторам нужно лишь уведомлять их о месте и времени проведения акции. Закон содержит перечень мест, где такие массовые мероприятия проводить запрещается. В их числе путепроводы, дороги и магистрали, ЛЭП, территории, прилегающие к спортивным объектам во время проведения там соревнований, территории, прилегающие к резиденциям, посольствам, судам и тюрьмам, опасным и вредным производствам, пограничные зоны, культовые здания и прилегающие к ним земельные участки. Согласно документу, организаторами демонстраций, шествий и пикетирований могут быть граждане России не моложе 18 лет, а митингов и собраний - не моложе 16 лет. Закон запрещает организовывать подобные мероприятия лицам, признанным судом недееспособными, а также запрещенным политическим партиям, общественным и религиозным объединениям. Уведомлять о намерении провести митинг следует не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты его проведения, о пикете - в срок не позднее 3 дней. Источник: Lenta.ru Госдума приняла законопроект "О референдуме в РФ" Госдума приняла сразу во втором и третьем окончательном чтении проект конституционного закона "О референдуме в Российской Федерации", внесенный на рассмотрение нижней палаты парламента президентом России. В соответствии с законопроектом, на референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов РФ, вопросы досрочного прекращения или продления срока полномочий президента РФ, Госдумы, а равно вопросы о проведении досрочных выборов главы государства и депутатов Госдумы. Кроме того, на общероссийский референдум не выносятся вопросы о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств России, введения и отмены федеральных налогов и сборов, а также вопросы об освобождении от их уплаты. Также на референдум не выносятся вопросы принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан, вопросы об амнистии и помиловании. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки, а решение считается принятым, если за него проголосовало более половины голосовавших. Согласно законопроекту, все решения, принятые на референдуме, являются обязательными. Также новый законопроект более подробно, чем действующий в настоящее время закон "О референдуме в РФ" от 1995 г., регулирует вопросы сбора подписей в поддержку проведения референдума, агитации и финансового обеспечения референдума, а также подсчета голосов и установления итогов голосования. Документ расширяет круг субъектов, обладающих правом выдвижения инициатив проведения референдума. Так, кроме граждан РФ, которых должно быть не менее 2 млн., и Конституционного собрания инициировать референдум могут федеральные органы госвласти, если в соответствии с международным договором вопрос подлежит вынесению на референдум. При этом законопроект изменяет порядок реализации инициативы проведения референдума. Теперь должна создаваться инициативная группа по проведению референдума. Она должна будет состоять из региональных подгрупп, которые будут образовываться не менее чем в 45 субъектах РФ. Каждая такая подгруппа должна насчитывать не менее 100 граждан, обладающих правом на участие в референдуме и проживающих на территории этих субъектов. На собраниях этих подгрупп утверждается вопрос референдума. Затем, согласно законопроекту, должно быть собрано не менее 2 млн. подписей. Собирать такие подписи могут только члены подгрупп и только на территориях тех субъектов, где они зарегистрированы. Впервые для агитации по вопросам референдума граждане и политические партии могут образовывать инициативные агитационные группы, которые также подлежат регистрации. Законопроектом предусматривается проведение повторного голосования на референдуме в том случае, если результаты референдума признаны недействительными в связи с ошибками при проведении голосования и подсчете голосов. Повторное голосование по вопросу референдума должно проводиться не позднее чем через 30 дней со дня признания недействительными результатов референдума. За принятие законопроекта проголосовали 344 депутата, против - 93, воздержался - 1. Вместе с тем группа независимых депутатов намерена оспорить принятый закон в Конституционном суде. По словам В.Рыжкова, в ходе рассмотрения закона о референдуме "Дума грубейшим образом нарушила все процедуры рассмотрения конституционного закона". Он пояснил, что такой важный конституционный закон был принят в первом, втором и третьем чтении всего лишь за 10 дней, а десятки поправок депутатов были "либо проигнорированы, либо просто не включены в таблицу поправок. Процедура проведения в РФ референдума осложняется в 45 раз". Как сказал В.Рыжков: "В России по старому закону 10 лет не проводилось подобного мероприятия, а благодаря новому закону референдума не будет еще 100 лет". Источник: "РБК", 11.06.2004 На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении новую редакцию федерального конституционного закона о референдуме РФ. Напомним, что по Конституции России "высшим свободным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы"; однако нельзя сказать, чтобы референдум был регулярно используемым для решения важных вопросов российской общественной и государственной жизни инструментом. Нынешний закон о референдуме действует с октября 1995 г. По закону, для проведения референдума нужно собрать в течение 3 месяцев 2 миллиона подписей российских граждан в его поддержку. Для того чтобы запустить сбор подписей, инициативная группа по проведению референдума в количестве 100 человек должна быть зарегистрирована региональной избирательной комиссией. Окончательное решение о проведении референдума выносит Центризбирком после проверки собранных подписей. За семь лет действия закона только три раза инициативным группам удалось дойти до этапа предоставления подписей в ЦИК, и все три раза это было в 2000 г. Депутат Думы Николай Гончар и его сторонники собрали 2.414.350 подписей в поддержку референдума об объединении России и Белоруссии. Союз правых сил хотел задать российским гражданам четыре вопроса - про защиту частной собственности, отмену депутатской неприкосновенности, неучастие призывников в боевых действиях и ограничение права президента отправлять в отставку правительство. Партия представила в ЦИК 3.602.266 подписей. Наконец, российские экологические общественные организации собрали 2.490.042 подписей в пользу экологического референдума, основной вопрос которого касался запрета ввоза в Россию радиоактивных материалов. Все три раза ЦИК забраковал подписи, после чего уставилось мнение, что добиться проведения референдума практически невозможно. Тем не менее, в 2002 г. о референдуме заговорили коммунисты. Они собирались спросить у граждан, поддерживают ли они запрет на куплю-продажу земли, ограничение расходов на жилье и коммунальные услуги десятой частью доходов семьи, установление уровня минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума и национализацию крупнейших предприятий. В администрации президента представили себе возможности для агитации, которые предоставляет сбор подписей за проведение такого референдума, и ужаснулись. Как следствие этого, Дума третьего созыва, в которой большинство, как и в нынешней, составляли сторонники президента, внесла в закон о референдуме поправки, запрещающие его проведение за год до окончания срока полномочий Думы и президента и - заодно - в период избирательной кампании. Коммунистическая инициатива заглохла. На этом вопрос о референдумах был снят с повести дня, и вновь возник совсем недавно, когда президент внезапно внес в думу новую редакцию закона. Новый закон предлагает драконовский порядок проведения референдума. Представлявший президентскую инициативу председатель ЦИК Александр Вешняков даже и не скрывал, что главная цель закона - усложнить проведение референдума. По его мнению, прямая демократия хороша не всегда, а только для решения вопросов, действительно нужных для общества и государства. А если вопрос действительно нужный, то и группу в 4500 человек организовать можно, и два миллиона подписей с их помощью собрать - это, как подсчитал Вешняков, всего по 15 подписей в день на брата выходит. Ну, а после сбора подписей государство, в лице ЦИК, еще должно их проверить: ведь если вопрос не очень нужный для общества, то и бракованных подписей за него окажется много. Об этом, правда, Вешняков не говорил, но это все и так понимают. Любопытно, что на поправки к закону первоначально отводилось всего три дня, и только после очень настойчивых призывов меньшинства к соблюдению приличий срок подачи поправок продлили еще на два дня, при том, что в норме он составляет месяц. Таким образом, налицо явное желание как можно быстрее ликвидировать, по выражению Вешнякова, возможности манипулирования институтом прямой демократии со стороны "узких групп лиц". Единственная группа лиц, которая проявляет поползновения в сторону референдума - это всё та же КПРФ. Коммунисты хотят, например, выяснить, устраивает ли российских граждан замена льгот деньгами в ходе реформы социального сектора. Выходит, власть настолько уверена в невозможности победить коммунистов в пропагандистской войне, несмотря на очевидное преимущество в вооружении, а именно контроль над национальным телевидением, что готова форсировать принятие довольно дикого законопроекта. Другого объяснения не находится, особенно с учетом того, что смерть института прямой демократии в России, видимо, наступила тогда, когда судьба референдумов попала в руки ЦИК. Екатерина Михайловская (статья дана в сокращении) Источник: "СЦИЛЛА" (www.scilla.ru)
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |