Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№94, июль 2004


ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
"ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комментарий к законопроекту
  2. Текст законопроекта
  3. Пояснительная записка

Комментарий к законопроекту

Московская городская дума приняла в третьем чтении проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях". Необходимость изменения и дополнения относительно недавно принятого закона вызвана не только принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Земельного кодекса РФ, но и правоприменительной практикой.

Согласно законопроекту, подготовленному Департаментом природопользования Правительства Москвы (рук. Л.А. Бочин) и внесённому в Мосгордуму мэром Москвы Ю.М. Лужковым, функции образования, изменения категорий и упразднения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) передаются от Мосгордумы Правительству города Москвы. При этом за Мосгордумой остаётся утверждение схемы размещения ООПТ, а также утверждение решений об изменении категории или упразднении ООПТ. На наш взгляд, это упрощает процедуру создания ООПТ и более логично распределяет полномочия представительной и исполнительной ветвей власти. Внесение таких изменения в региональный закон весьма показательно на фоне обсуждения предложений о корректировке федерального законодательства об ООПТ.

Наряду с этим, законопроект предусматривает принятие Правительством Москвы решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Сохраняются принципиальные положения действующего закона, в том числе:

  • закрытый перечень оснований для ликвидации ООПТ (гибель объектов охраны) или изменения категории ООПТ (гибель объектов охраны или необходимость усиления режима ООПТ) при запрете на уменьшение площади существующих ООПТ;
  • возможность образования ООПТ, не предусмотренных утверждённой схемой их размещения, по предложениям граждан или юридических лиц, причём в случае отказа в образовании ООПТ, он должен быть мотивирован;
  • запрет на предоставление участков ООПТ гражданам и юридическим лицам в собственность, а также на распоряжение правами пользования участками ООПТ;
  • права граждан и юридических лиц на внесение предложений об образовании ООПТ и на осуществление общественного контроля за соблюдением режима охраны и использования ООПТ, в том числе право на получение соответствующей информации, а также учёт предложений и заявлений граждан и юридических лиц в деятельности государственных органов.
Н.А. Соболев, Центр охраны дикой природы, руководитель программы "Сеть дикой природы"


Текст законопроекта
О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

ПРОЕКТ
Внесен Мэром Москвы

(Источник: http://duma.mos.ru/cgi-bin/prj_txt?vid=1&viddoc=1&unom=44)

Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон

Внести в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" следующие изменения и дополнения:

1. По всему тексту Закона слова "схема развития системы особо охраняемых природных территорий" в соответствующем падеже заменить словами "схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий" в соответствующем падеже, слова "районные Управы" в соответствующем числе и падеже заменить словами "органы местного самоуправления" в соответствующем числе и падеже.

2. Статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

К ведению Московской городской Думы относятся:

а) утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и внесение в нее изменений;

б) утверждение городских долгосрочных целевых программ, вносимых Мэром Москвы, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий.".

3. Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

К ведению Правительства Москвы относятся:

а) представление на рассмотрение Московской городской Думы схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий;

б) принятие решений о резервировании земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

в) образование, изменение категории и упразднение особо охраняемых природных территорий в соответствии с настоящим Законом;

г) утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий;

д) разработка городских целевых программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение их реализации;

е) установление полномочий специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

ж) определение форм экономического стимулирования по конкретным видам деятельности в области охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий".

4. В части 2 статьи 6 слова "Районное Собрание города Москвы:" заменить словами "Представительный орган местного самоуправления:".

5. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц города Москвы, а также в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий и изменения в указанную схему утверждаются Московской городской Думой по представлению Правительства Москвы при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

3. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы:

а) принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности, а также утверждает описание их границ и режимов регулирования градостроительной деятельности;

б) принимает решения об образовании особо охраняемых природных территорий, устанавливает их категории, утверждает границы и проекты планировки указанных территорий.

4. На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной документации и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

Изъятие земельных участков и возмещение связанных с этим убытков производится в порядке, установленном законодательством.

5. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий без уменьшения общей площади территории осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы".

6. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Образование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

1. Материалы об образовании особо охраняемой природной территории должны содержать: а) обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;

б) сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;

в) описание границ особо охраняемой природной территории;

г) иные сведения.

Материалы об образовании особо охраняемой природной территории подлежат государственной экологической экспертизе.

2. Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения, органы местного самоуправления направляют в специально уполномоченный орган Правительства Москвы предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

Специально уполномоченный орган Правительства Москвы рассматривает предложения граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного самоуправления, при наличии оснований принимает решение о подготовке материалов об образовании особо охраняемой природной территории и направляет в Правительство Москвы материалы об образовании особо охраняемой природной территории либо дает мотивированный отказ.

3. Утверждение границ особо охраняемой природной территории является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

4. После образования особо охраняемой природной территории в шестимесячный срок в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются положение и паспорт особо охраняемой природной территории".

Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

Проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" разработан в целях приведения Закона в соответствие с федеральным законодательством и Уставом города Москвы, а также позволяет устранить выявленные в результате правоприменительной практики недостатки.

В предлагаемом к рассмотрению законопроекте изменены полномочия Московской городской Думы и Правительства Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве.

Законопроектом предусматривается возможность принятия Правительством Москвы решений о резервировании земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Это положение предлагается принять в целях приведения законодательства об особо охраняемых территориях в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ, которым предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

В целях приведения терминов Закона города Москвы в соответствие с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 № 33-ФЗ во всем тексте Закона города Москвы предлагается использовать вместо термина "схема развития системы особо охраняемых природных территорий" термин "схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий".

Принятие предлагаемого законопроекта позволит привести законодательство города Москвы об особо охраняемых природных территориях в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Принятие предлагаемого законопроекта не приведет к необходимости внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, а также не повлечет за собой увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание особо охраняемых природных территорий города.

Редактор проекта: Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы Л.А.Бочин


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


21.03.2025
Приглашаем познакомиться с необыкновенной книгой «Встреча с каждым животным… — это всегда чудо»



14.03.2025
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2025"



22.02.2025
Дипломы и призы победителям и призерам конкурса «Мир заповедной природы»



10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2025

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены

О ЦОДП
Программы
Кампании
Публикации
Новости
Сотрудничество
Ссылки
Поиск
Подпишись!
История
Структура
Результаты
Партнеры
Контакты
Как нам помочь
Природные зоны
ООПТ
Модельные территории
Выживание видов
Климат и биоразнообразие
Природа в городе
Социальное и правовое развитие
Экологическое образование
Информационное обеспечение
Экосистемные услуги
Международное сотрудничество
Завершенные проекты
Чужеродные виды
Лесная программа
Степная программа
Морские побережья
Морские проекты
Web-Проект ООПТ России
Фонд Штильмарка
Сеть дикой природы
Марш парков
Управление ООПТ
Журавлиная родина
Командоры
Окский каньон
Выхухоль
Сайгак
Каспийский тюлень
Кабарга
Грызуны бывшего СССР
Черепаха Никольского
Москва
Экспертизы, обследования
Позитивный опыт природоохранной работы
Юридическая консультация
Добровольцы в охране природы
Конкурс имени В.М.Смирина
Усынови заказник
Фотовыставка
Экологическое образование – в школы и детсады
Издательство ЦОДП
СМИ, социальная реклама
Год биоразнообразия
Международная программа
Конвенция о биоразнообразии - механизм посредничества
Кавказский экорегион
Законодательные интересы природы
Юридическая консультация
Радио Говорит Москва
Борщевик Сосновского
За Байкал!
Нет сетям и электроудочкам
Эвенкийская ГЭС
Архив кампаний
Агентство по ООПТ
Вертолётная охота
Градостроительный кодекс
Дунайский заповедник
Лесной кодекс
ООПТ России под угрозой
Свободу Андрею Затоке!
Периодические издания
Непериодические издания
Электронные публикации
Публикации в СМИ
Видеоматериалы
Журнал Охрана дикой природы
Бюллетень Заповедники и национальные парки
Тематический сборник Живая Арктика
Лесной бюллетень
Степной бюллетень
Издания доступные в электронной форме
Все публикации ЦОДП за 1993-2002 гг.
Совместные с КЭКЦ
Бюллетень Право – Природе
Бюллетень Конференции... Семинары... Дискуссии...
Бюллетень Новости кольской природы
Новости ЦОДП
Новости сайта
Итоги конференций
Приметы кризиса
Организации
ООПТ
Законы