Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№99, октябрь 2004


БОРЬБА ГОСУДАРСТВА С ГРАЖДАНАМИ ВСТУПАЕТ В НОВЫЙ ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сезон охоты на "капитана Гранта".
  2. "Имела место небрежность правительства".
  3. "Людям неважно, кто нас финансирует".

Сезон охоты на "капитана Гранта"

Уже в ближайшее время мы получим ответ на один из самых "проклятых" вопросов российской жизни: как именно многоветвистая отечественная власть и наиболее активная часть простых граждан, объединенных в некоммерческие организации (НКО), собираются вместе идти к "свободному обществу свободных людей". Его построение Владимир Путин назвал главной общенациональной задачей в ежегодном послании 26 мая. А до 15 ноября мы узнаем, насколько успешно продвигается это строительство. К этому дню Госдума определится по подготовленным правительством поправкам в Налоговый кодекс. Две из них, по заключению Национального антикоррупционного комитета (НАК), "фактически ограничивают права на деятельность общественных, некоммерческих организаций и граждан" и "могут явиться дополнительным фактом, дискредитирующим Россию как страну с отсутствием условий развития гражданского общества".

В первом чтении инициативы были одобрены Думой 5 августа, когда 332 парламентария (при необходимых 226) проголосовали за проект закона № 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Депутаты поддержали "в принципе" идею реформировать одну из самых загадочных отечественных фискальных систем: налогообложение некоммерческих организаций и благотворительности. В числе прогрессивных нововведений (о необходимости которых власть и общественники говорили еще с первого Гражданского форума 2001 года) затесались всего два абзаца, которые даже бочкой дегтя назвать нельзя, - это цистерны. Так говорят те, кого текст этих абзацев касается в первую очередь, - представители НКО. Если правительство устами замминистра финансов Сергея Шаталова пообещало не вводить каких-либо мер, ужесточающих контроль за работой благотворительных организаций, то общественники решили: "Значит, точно меры будут".

У старушки отберут четверть тарелки супа

- Создается еще одна административно-бюрократическая "воронка", узкое горлышко, через которое будут процеживаться и дозироваться деньги, предназначенные для негосударственной поддержки образования, науки, культуры, искусства, охраны окружающей среды и здоровья населения, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, - вполне административно чеканит пресс-директор Института национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский.

- В этих поправках для НКО есть две плохие новости: может появиться очередной правительственный перечень и увеличиться число чиновников, контролирующих чужие деньги, - пытается перевести с законодательного на русский координатор налогового проекта коалиции гражданских организаций "Народная ассамблея" юрист Дарья Милославская.

На самом деле речь идет об очередном воплощении в жизнь мечты всех чиновников - "разделяй и пили". Если какая-либо организация собирается кому-нибудь помочь материально (выделить безвозмездный грант), она должна быть включена в специальный правительственный перечень структур, которым это разрешено. Если вас там нет - ваш грантополучатель должен будет отдать почти четверть (24%) богоугодных средств государству.

Это у наших финансистов называется налог на прибыль и приводит к тому, что с восьмидесятилетних старушек, питающихся в общественной столовой, по суду взыскивают четверть стоимости каждой тарелки бесплатного супа. Это вовсе не бред - по словам депутата Госдумы Сергея Попова, такой случай произошел в Челябинске.

Чтобы не доходить до абсурда, надо попасть в заветный список - и тут спираль чиновничьей корысти замыкается.

- В законопроекте отсутствуют какие-либо критерии для включаемых в перечень грантодателей и утвержденные процедуры его составления и обновления, - поясняет Комаровский. - Что это означает, знают все, кто хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда четко не прописанные в законе регламенты отдаются на откуп чиновнику.

Этого мало. В список документов, необходимых для получения "грантового удостоверения", включено "гарантийное письмо" от федерального или местного органа власти, в котором оно обязуется следить за использованием этих средств по назначению. Естественно, далеко не каждая администрация захочет возложить на себя дополнительную ответственность. Во всяком случае, безвозмездно.

"Устоять невозможно"

- О гонениях на негосударственные организации у нас в области мне неизвестно, повышенной агрессивности чиновников не замечено. Но если будет принята поправка о контроле за реализацией грантов со стороны местной власти, то при всей ее толерантности она не сможет удержаться от соблазна контролировать и управлять третьим сектором (негосударственными организациями. - "Известия"), - заявил "Известиям" глава пермской "Гражданской палаты" Игорь Аверкиев.

О возможных репрессиях и угрозе тотального политического контроля за своей деятельностью общественники заговорили после майского послания президента:

"В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными. Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных организаций подчас часто даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут "укусить руку", с которой кормятся".

Последовавшие за этим слова "разумеется, подобные примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом" тогда мало кто услышал, а вот тревожное ожидание началось. От напряжения даже в недрах Комиссии по правам человека при президенте почти на пустом месте разразился скандал. Одна из исследовательских организаций разместила на сайте комиссии и разослала в адрес НКО анкету, в числе прочих включавшую вопрос: "Как вы относитесь к политике президента: полностью поддерживаете, частично поддерживаете, частично не поддерживаете, полностью не поддерживаете". Некоторые члены комиссии "не устояли" и посчитали такую постановку вопроса "провокационной и верноподданнической" - анкету с сайта сняли.

Были и серьезные инциденты. Самым громким из них стало обвинение некоторых правозащитных организаций в связях с преступным миром (с этими обвинениями выступил замминистра юстиции Юрий Калинин, правда, так и не предъявив доказательств). В связи с делом "ЮКОСа" сильно пострадали многочисленные благотворительные программы нефтяников.

Однако никакой всероссийской кампании по "очищению рядов" так и не началось. Продолжается то, что длится уже не первый год: российское чиновничество доказывает, что с гражданским обществом оно ничего общего иметь не хочет. И хотя указ президента "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ" от 27 сентября должен был, по мнению главы Комиссии по правам человека при президенте Эллы Памфиловой, "дать сигнал чиновникам: не травите, не давите правозащитные организации", "угроза 15 ноября" остается. Однако до 15 октября в законопроект об изменении Налогового кодекса еще можно внести поправки. У депутатов на это чуть больше недели.

Георгий Ильичев


Наталья Бурыкина, член комитета Госдумы по бюджету и налогам: "Имела место небрежность правительства"

Депутат "Единой России", докладчица на первом чтении законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс поделилась с корреспондентом "Известий" Михаилом Виноградовым своей точкой зрения на ситуацию.

- Связано ли усиление контроля над иностранными грантодателями с тем, что говорил президент в послании?

- Не думаю, что напрямую связано: президент выступал после майских праздников, а законопроект начал готовиться раньше. Просто хотели изменить немного процедуру, но получился проект, отсекающий иностранные гранты от России. Я думаю, что имела место небрежность исполнителей при подготовке законопроекта до внесения в Госдуму. Законопроекты от правительства часто проходят недостаточную экспертную оценку перед внесением, так что я думаю, что имел место, так скажем, ляп. Не думаю, что здесь есть какая-то глубокая политическая подоплека. Комитет (по бюджету и налогам. - "Известия") уже выдал свое заключение, где указал, в том числе и перечисленные проблемы.

- Зачем вообще нужно отсекать иностранные гранты?

- Нужно усиливать контроль не за тем, кто дает деньги, а за тем, какие деньги даются, с точки зрения их финансовой чистоты. Все должно быть прозрачно и легально. Другой вопрос, какой ценой мы достигаем этой прозрачности. Тотальный контроль без элементов доверия нам, наверное, ни к чему. Но законопроект проголосован только в первом чтении, и к нему будет масса поправок, так что вряд ли в таком виде он будет принят окончательно.

- Эксперты НАК считают, что предлагаемые изменения усилят коррупцию, была проведена даже специальная экспертиза.

- Когда мы полностью отдаем административный рычаг в одни руки, это всегда усиливает коррупцию. Это аксиома, и даже не надо исследования проводить. Чтобы этого не произошло, должна быть прозрачная процедура (согласования и выделения грантов. - "Известия") и контроль не только административный, но и общественный. Мы же и стремимся в итоге к тому, чтобы общество контролировало те процессы, которые в нем происходят.

- Пока в тексте просматривается только властный контроль...

- Мы проработаем с помощью законодательства механизм общественного контроля. Властные полномочия должны быть в разумных пределах. Пока в тексте есть ряд положений, которые дискриминируют не только тех, кто гранты выдает, но и тех, кто их получает. Ведь так можно экономически задушить любые общественные организации, существующие на гранты. Это, я считаю, неправильно - опять надо будет на кухнях диссидентствовать?

- Какой, вы считаете, должна быть политика государства в отношении некоммерческих организаций (НКО)?

- Если государство требует прозрачности от некоммерческих организаций, оно и само должно быть прозрачным по отношению к ним. Мы должны двигаться навстречу друг другу. Излишние властные полномочия и излишние административные функции государство должно научиться отдавать обществу. Общественным организациям надо выстроить механизм саморегулирования.

- Ожидаются ли в ближайшее время какие-то другие законопроекты, связанные с налогообложением НКО?

- Обложение для них - вещь стандартная, и правила здесь не изменились. Вопрос в возможности их экономического существования в этих правилах. Вопрос в статусе гранта: будет ли он грантом или коммерческим получением денег? Если коммерческим - сразу возникают и налоги. Не думаю, что что-то изменится, но эти гранты должны в любом случае использоваться по целевому назначению. Очень часто присутствует другая схема: получил грант на 50 тысяч, 40 истратил на кормление аппарата и только оставшееся - по назначению.

Наталья Бурыкина, член комитета Госдумы по бюджету и налогам


"Людям неважно, кто нас финансирует"

- В следующем году в отношениях между общественными организациями, работающими на иностранные гранты, и местными властями может многое измениться. Нам всегда было непросто работать на местах. Но теперь, если будет принята новая система регистрации грантодателей, местные власти "сверху" получат определенный сигнал о том, как к нам относиться. Сейчас гражданам по большому счету неважно, кто финансирует общественные организации - иностранные или российские фонды. Они просто привыкли к тому, что у нас, например, они могут получить бесплатную консультацию юриста или другого специалиста, имеют возможность пользоваться нашей библиотекой и т.д. Конкретному человеку нужна конкретная помощь, которую он подчас не может получить нигде, кроме как в НКО. И если государство создаст неблагоприятные для НКО условия, люди могут лишиться необходимой поддержки.

Валентина Череватенко, председатель-координатор союза "Женщины Дона"

Источник: Известия, 06.10.2004, http://izvestia.ru/comment/article486707


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


21.03.2025
Приглашаем познакомиться с необыкновенной книгой «Встреча с каждым животным… — это всегда чудо»



14.03.2025
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2025"



22.02.2025
Дипломы и призы победителям и призерам конкурса «Мир заповедной природы»



10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2025

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены

О ЦОДП
Программы
Кампании
Публикации
Новости
Сотрудничество
Ссылки
Поиск
Подпишись!
История
Структура
Результаты
Партнеры
Контакты
Как нам помочь
Природные зоны
ООПТ
Модельные территории
Выживание видов
Климат и биоразнообразие
Природа в городе
Социальное и правовое развитие
Экологическое образование
Информационное обеспечение
Экосистемные услуги
Международное сотрудничество
Завершенные проекты
Чужеродные виды
Лесная программа
Степная программа
Морские побережья
Морские проекты
Web-Проект ООПТ России
Фонд Штильмарка
Сеть дикой природы
Марш парков
Управление ООПТ
Журавлиная родина
Командоры
Окский каньон
Выхухоль
Сайгак
Каспийский тюлень
Кабарга
Грызуны бывшего СССР
Черепаха Никольского
Москва
Экспертизы, обследования
Позитивный опыт природоохранной работы
Юридическая консультация
Добровольцы в охране природы
Конкурс имени В.М.Смирина
Усынови заказник
Фотовыставка
Экологическое образование – в школы и детсады
Издательство ЦОДП
СМИ, социальная реклама
Год биоразнообразия
Международная программа
Конвенция о биоразнообразии - механизм посредничества
Кавказский экорегион
Законодательные интересы природы
Юридическая консультация
Радио Говорит Москва
Борщевик Сосновского
За Байкал!
Нет сетям и электроудочкам
Эвенкийская ГЭС
Архив кампаний
Агентство по ООПТ
Вертолётная охота
Градостроительный кодекс
Дунайский заповедник
Лесной кодекс
ООПТ России под угрозой
Свободу Андрею Затоке!
Периодические издания
Непериодические издания
Электронные публикации
Публикации в СМИ
Видеоматериалы
Журнал Охрана дикой природы
Бюллетень Заповедники и национальные парки
Тематический сборник Живая Арктика
Лесной бюллетень
Степной бюллетень
Издания доступные в электронной форме
Все публикации ЦОДП за 1993-2002 гг.
Совместные с КЭКЦ
Бюллетень Право – Природе
Бюллетень Конференции... Семинары... Дискуссии...
Бюллетень Новости кольской природы
Новости ЦОДП
Новости сайта
Итоги конференций
Приметы кризиса
Организации
ООПТ
Законы