Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | деятельность | проблемы расширения Москвы | документы | публикации | координатор |

9 сентября 2011

 

Мэру Москвы

С.С. Собянину

Уважаемый Сергей Семёнович!

Обращаемся к Вам с просьбой отложить утверждение Государственной программы города Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы с тем, чтобы принципиально скорректировать подготовленный Департаментом природопользования и охраны окружающей среды проект Программы. Этот документ не отвечает основным экологическим вызовам для Москвы, он некачественно подготовлен, не решает ключевые экологические проблемы мегаполиса и поэтому не должен быть принят без существенной доработки.

Мы считаем, что основной целью охраны окружающей среды в условиях современной Москвы является обеспечение экологического благополучия (безопасности) и качества жизни граждан. Это благополучие может быть достигнуто только снижением уровня различного рода загрязнений (включая решение проблемы обращения с бытовыми отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба), сохранением природных территорий и увеличением площади озеленённых территорий. В предложенном виде проект Программы не отвечает на эти ключевые вопросы. Ниже - только некоторые из принципиальных недостатков этого документа, делающие, по нашему мнению, его утверждение невозможным.

1. В проекте Программы не ставится цель реального, качественного улучшения состояния окружающей среды города по истечении пяти лет её выполнения и затрат на реализацию планируемых мероприятий свыше 116 млрд. руб. средств налогоплательщиков (в программе деликатно говорится о «сдерживании» и «предотвращении увеличения» выбросов, но не о снижении существующего уровня загрязнения окружающей среды). При этом ряд пунктов программы явно коррупциогенны.

2. Нельзя согласиться с тем, что одной из основных целей Программы является «Повышение рекреационной привлекательности особо охраняемых природных территорий и развитие индустрии туризма и отдыха». Эта цель противоречит назначению Программы охраны окружающей среды: повышение рекреационной привлекательности любой ООПТ, как правило, влечёт за собой утрату её природных качеств и снижение эффективности природной территории как фактора улучшения состояния окружающей среды. Удивительно, что на реализацию подпрограммы по данному направлению предлагается выделить 2/3 бюджетных средств, запрашиваемых на реализацию всей Программы; с учётом бюджетного финансирования Программы в 2011 г. и планируемого привлечения инвестиций на её реализацию доля выделяемых на эту подпрограмму средств увеличивается до 3/4. Выделение бюджетных средств на фактическое сокращение экологически эффективных площадей особо охраняемых природных территорий, неизбежное при «повышении их рекреационной привлекательности» путём размещения «объектов индустрии туризма и отдыха», т.е. их планируемой застройки, даже некапитальной, недопустимо в условиях всё более ухудшающейся экологической обстановки в Москве.

3. Нельзя согласиться с тем, что в Программе реки и водоёмы рассматриваются не как природные объекты, а как гидротехнические сооружения для приёма и транспортировки сточных вод. Предлагаемые в проекте «реабилитация» «расчистка русла», «капитальный ремонт русла», как показывают результаты проведения таких работ в Москве в последние 10 лет, приведут к утрате природоохранной и средозащитной эффективности рек и водоёмов города, в том числе - к утрате местообитаний большого числа видов околоводных и водных животных, включая занесённых в Красную книгу Москвы.

4. В проекте Программы предусматривается возвращение к идее сжигания твёрдых отходов и продолжению их массированного захоронения на полигонах как основных способов обращения с твёрдыми бытовыми отходами в Москве. Мусоросжигание - экологически опасная отсталая технология, это не охрана, а ухудшение окружающей среды для москвичей.

5. В проекте Программы полностью упущены вопросы, связанные с радиационной безопасностью города, - притом, что в Москве и ближнем Подмосковье функционируют более 40 ядерных исследовательских установок, около 1500 предприятий используют радиационно-активные материалы, причем 769 из нихпроизводят радиоактивные отходы.

6. Среди соисполнителей Программы отсутствуют Департамент здравоохранения, без которого невозможно решение проблемы обеспечения экологического благополучия граждан, и департаменты образования, семейной и молодёжной политики, без которых нельзя реализовать одну из главных целей Программы - формирование экологической культуры москвичей.

Члены Общественного экологического совета при Департаменте природопользования, специалисты, учёные, общественные экологические организации высказывали эти и другие замечания, но практически ни одно из них не было учтено при разработке Программы. Подготовка к научно-практической конференции по проблемам экологии Москвы, которая планировалась Департаментом и на которой можно было бы плодотворно обсудить основные положения будущей программы, была прекращена. И, наконец, если решение о расширении Москвы принято, то Программа должна учитывать это, в том числе - интегрировать сложившуюся на присоединяемых землях систему территориальной охраны и планировать формирование экологической сети на основе сети особо охраняемых природных территорий.

В связи с изложенным выше просим:

  • отложить принятие Программы города Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы;
  • поручить Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы учесть поступившие предложения и замечания к проекту Программы, переформулировав её цели и задачи на достижение качественных параметров улучшения состояния окружающей среды, качества жизни и здоровья москвичей;
  • подключить к подготовке Программы департаменты здравоохранения, образования, семейной и молодёжной политики, а также специалистов (на общественных началах), финансово не связанных с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды и другими разработчиками Программы.

Яблоков А.В. советник РАН
Морозова Г.В.руководитель Московского городского общества защиты природы
Шварц Е.А.директор по природоохранной политике WWF России
Чумаков А.Н. Российский Зелёный Крест, Вице-президент Российского экологического Конгресса
Блоков И.П.директор по программам «Гринпис России»
Фёдоров А.В.директор Российского Зелёного креста по связям
Тишков А.А.зам. директора Института географии РАН, Почётный работник охраны природы
Зименко А.В.генеральный директор Центра охраны дикой природы
Авилова К.В.вед. научн. сотр. Биологического ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова, и.о. председателя секции охраны природы МОИП
Андреева Е.И.инициативная группа «Коньково»
Бродская А.С. инициативная группа «Эковозрождение Чертанова»
Волкова Л.Б.научн. сотр. ИПЭЭ РАН, научный редактор Красной книги Москвы
Воронцова М.Н. Московское отделение Всемирного фонда защиты животных
Ганнушкина С.А.председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Гимадеева И.Ф.инициативная группа «Тёплый Стан»
Глазкова-Степаненко И.С.инициативная группа «Самородинка»
Затока А.сопредседатель Совета МСоЭС
Зубакин В.А.президент СОПР
Зубакина Е.В.директор по развитию СОПР
Кругликова Е.член Совета РСоЭС
Кудрявцев Д.С.инициативная группа «За чистый воздух в Ясеневе»
Песков М.В.инициативная группа «Экопатруль Дубовая роща - Маяк»
Самойлов Б.Л. зав. сектором охраны природы Московского региона ВНИИ природы, председатель Комиссии по Красной книге Москвы
Соболев Н.А.руководитель программы «Сети дикой природы» Центра охраны дикой природы, научный редактор Красной книги Москвы
Судец Н.А.инициативная группа «Строгино-парк»
Суслина А.Г.инициативная группа «Друзья Лосиного Острова»
Фролов А.Н.председатель Союза общественных экологических организаций
Хмелёва Е.Ю.инициативная группа «В защиту Царицына»
Хлынов А.Ю.инициативная группа «Друзья Лосиного Острова»
Цейтин К.Ф.академик РАЕН, Заслуженный эколог России
Чибисова С.В.инициативная группа «В защиту парка «Сокольники»;
Чирикова Е.С.лидер движения «В защиту Химкинского леса»

Текст согласован с подписавшими по электронным средствам связи.

Согласования хранятся в Московском городском обществе защиты природы (электронный адрес - ).

Ответ просим направить на имя Яблокова Алексея Владимировича по адресу:

119071, Москва, Ленинский проспект 33, офис 319

либо по электронной почте:

телефон для связи 8-985-769-82-49 (моб.)

8-495-952-80-19 (сл.)

 

 

| о программе | новости | деятельность | проблемы расширения Москвы | документы | публикации | координатор |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены