9 сентября 2011
Мэру
Москвы
С.С.
Собянину
Уважаемый
Сергей Семёнович!
Обращаемся
к Вам с просьбой отложить утверждение
Государственной программы города Москвы
«Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы
с тем, чтобы принципиально скорректировать
подготовленный Департаментом природопользования
и охраны окружающей среды проект Программы.
Этот документ не отвечает основным экологическим
вызовам для Москвы,
он некачественно подготовлен, не
решает ключевые экологические проблемы
мегаполиса и поэтому не должен
быть принят без существенной доработки.
Мы
считаем, что основной целью охраны окружающей
среды в условиях современной Москвы является
обеспечение экологического благополучия
(безопасности) и качества жизни граждан.
Это благополучие может быть достигнуто
только снижением уровня различного рода
загрязнений (включая решение проблемы
обращения с бытовыми отходами и ликвидации
накопленного экологического ущерба),
сохранением природных территорий и увеличением
площади озеленённых территорий. В предложенном
виде проект Программы не отвечает на
эти ключевые вопросы. Ниже - только некоторые
из принципиальных недостатков этого
документа, делающие, по нашему мнению,
его утверждение невозможным.
1.
В проекте Программы не ставится цель
реального, качественного улучшения состояния
окружающей среды города по истечении
пяти лет её выполнения и затрат на реализацию
планируемых мероприятий свыше 116 млрд. руб.
средств налогоплательщиков (в программе
деликатно говорится о «сдерживании»
и «предотвращении увеличения» выбросов,
но не о снижении существующего уровня
загрязнения окружающей среды). При этом
ряд пунктов программы явно коррупциогенны.
2.
Нельзя согласиться с тем, что одной из
основных целей Программы является «Повышение
рекреационной привлекательности особо
охраняемых природных территорий и развитие
индустрии туризма и отдыха». Эта цель
противоречит назначению Программы охраны
окружающей среды: повышение рекреационной
привлекательности любой ООПТ, как правило,
влечёт за собой утрату её природных качеств
и снижение эффективности природной территории
как фактора улучшения состояния окружающей
среды. Удивительно, что на реализацию
подпрограммы по данному направлению
предлагается выделить 2/3 бюджетных средств,
запрашиваемых на реализацию всей Программы;
с учётом бюджетного финансирования
Программы в 2011 г. и планируемого привлечения
инвестиций на её реализацию доля выделяемых
на эту подпрограмму средств увеличивается
до 3/4. Выделение бюджетных средств на
фактическое сокращение экологически
эффективных площадей особо охраняемых
природных территорий, неизбежное при
«повышении их рекреационной привлекательности»
путём размещения «объектов индустрии
туризма и отдыха», т.е. их планируемой
застройки, даже некапитальной, недопустимо
в условиях всё более ухудшающейся экологической
обстановки в Москве.
3.
Нельзя согласиться с тем, что в Программе
реки и водоёмы рассматриваются
не как природные объекты, а как гидротехнические
сооружения для приёма и транспортировки
сточных вод. Предлагаемые в проекте «реабилитация»
«расчистка русла», «капитальный ремонт
русла», как показывают результаты проведения
таких работ в Москве в последние 10 лет,
приведут к утрате природоохранной и средозащитной
эффективности рек и водоёмов города,
в том числе - к утрате местообитаний большого
числа видов околоводных и водных животных,
включая занесённых в Красную книгу Москвы.
4.
В проекте Программы предусматривается
возвращение к идее сжигания твёрдых отходов
и продолжению их массированного захоронения
на полигонах как основных способов обращения
с твёрдыми бытовыми отходами в Москве.
Мусоросжигание - экологически опасная
отсталая технология, это не охрана, а
ухудшение окружающей среды для москвичей.
5.
В проекте Программы полностью упущены
вопросы, связанные с радиационной безопасностью
города, - притом, что в Москве и ближнем
Подмосковье функционируют более 40 ядерных
исследовательских установок, около 1500
предприятий используют радиационно-активные
материалы, причем 769 из нихпроизводят радиоактивные
отходы.
6.
Среди соисполнителей Программы отсутствуют
Департамент здравоохранения, без которого
невозможно решение проблемы обеспечения
экологического благополучия граждан,
и департаменты образования, семейной
и молодёжной политики, без которых нельзя
реализовать одну из главных целей Программы
- формирование экологической культуры
москвичей.
Члены
Общественного экологического совета
при Департаменте природопользования,
специалисты, учёные, общественные экологические
организации высказывали эти и другие
замечания, но практически ни одно из них
не было учтено при разработке Программы.
Подготовка к научно-практической конференции
по проблемам экологии Москвы, которая
планировалась Департаментом и на которой
можно было бы плодотворно обсудить основные
положения будущей программы, была прекращена.
И, наконец, если решение о расширении
Москвы принято, то Программа должна учитывать
это, в том числе - интегрировать сложившуюся
на присоединяемых землях систему территориальной
охраны и планировать формирование экологической
сети на основе сети особо охраняемых
природных территорий.
В
связи с изложенным выше просим:
- отложить
принятие Программы города Москвы «Охрана
окружающей среды» на 2012-2016 годы;
- поручить
Департаменту природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы учесть
поступившие предложения и замечания
к проекту Программы, переформулировав
её цели и задачи на достижение качественных
параметров улучшения состояния окружающей
среды, качества жизни и здоровья москвичей;
- подключить
к подготовке Программы департаменты
здравоохранения, образования, семейной
и молодёжной политики, а также специалистов
(на общественных началах), финансово не
связанных с Департаментом природопользования
и охраны окружающей среды и другими разработчиками
Программы.
Яблоков А.В. | советник РАН |
Морозова Г.В. | руководитель Московского городского общества защиты природы |
Шварц Е.А. | директор по природоохранной политике WWF России |
Чумаков А.Н. | Российский Зелёный Крест, Вице-президент Российского экологического Конгресса |
Блоков И.П. | директор по программам «Гринпис России» |
Фёдоров А.В. | директор Российского Зелёного креста по связям |
Тишков А.А. | зам. директора Института географии РАН, Почётный работник охраны природы |
Зименко А.В. | генеральный директор Центра охраны дикой природы |
Авилова К.В. | вед. научн. сотр. Биологического ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова, и.о. председателя секции охраны природы МОИП |
Андреева Е.И. | инициативная группа «Коньково» |
Бродская А.С. | инициативная группа «Эковозрождение Чертанова» |
Волкова Л.Б. | научн. сотр. ИПЭЭ РАН, научный редактор Красной книги Москвы |
Воронцова М.Н. | Московское отделение Всемирного фонда защиты животных |
Ганнушкина С.А. | председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека |
Гимадеева И.Ф. | инициативная группа «Тёплый Стан» |
Глазкова-Степаненко И.С. | инициативная группа «Самородинка» |
Затока А. | сопредседатель Совета МСоЭС |
Зубакин В.А. | президент СОПР |
Зубакина Е.В. | директор по развитию СОПР |
Кругликова Е. | член Совета РСоЭС |
Кудрявцев Д.С. | инициативная
группа «За чистый воздух в Ясеневе» |
Песков М.В. | инициативная группа «Экопатруль Дубовая роща - Маяк» |
Самойлов Б.Л. | зав. сектором охраны природы Московского региона ВНИИ природы, председатель Комиссии по Красной книге Москвы
|
Соболев Н.А. | руководитель программы «Сети дикой природы» Центра охраны дикой природы, научный редактор Красной книги Москвы
|
Судец Н.А. | инициативная группа «Строгино-парк» |
Суслина А.Г. | инициативная
группа «Друзья Лосиного Острова» |
Фролов А.Н. | председатель Союза общественных экологических организаций |
Хмелёва Е.Ю. | инициативная группа «В защиту Царицына» |
Хлынов А.Ю. | инициативная группа «Друзья Лосиного Острова» |
Цейтин К.Ф. | академик РАЕН, Заслуженный эколог России |
Чибисова С.В. | инициативная группа «В защиту парка «Сокольники»;
|
Чирикова Е.С. | лидер движения «В защиту Химкинского леса»
|
Текст
согласован с подписавшими
по электронным средствам
связи.
Согласования
хранятся в Московском городском обществе
защиты природы (электронный адрес -
).
Ответ
просим направить на имя Яблокова Алексея
Владимировича по адресу:
119071,
Москва, Ленинский проспект 33, офис 319
либо
по электронной почте:
телефон
для связи 8-985-769-82-49 (моб.)
8-495-952-80-19 (сл.)