Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы
Москва, 9.11.2021
Уважаемый Сергей Семенович!
Обращаемся к Вам с открытым письмом по проблеме обеспечения экологического благополучия и сохранения природного наследия Москвы.
В настоящее время общественные экологические организации, экспертное сообщество обеспокоены планами Правительства Москвы по дальнейшему освоению и благоустройству особо охраняемых природных территорий Москвы, озвученными в Мосгордуме на рассмотрении проекта бюджета города Москвы на период 2022-2024 гг.
Москвичам повезло: в огромном городе до недавнего времени, несмотря на его интенсивное градостроительное развитие после 1960 г. и особенно в последнее десятилетие, запредельную плотность населения, сохранялась близкая к естественной, относительно «дикая» природа – более 100 природных комплексов разного характера и размера (леса и лесопарки, луга, болота, реки и водоёмы). Среди них такие крупные для условий мегаполиса лесные массивы как Лосиный Остров, Битцевский, Измайловский и Кузьминский леса, Серебряноборское лесничество, сравнительно небольшие лесопарки – Кусково, Теплостанский и Тропарёвский, Фили Кунцевский, Серебряный Бор, Покровское-Стрешнево, Алёшкинский лес, уникальные по своим природным характеристикам и биоразнообразию Крылатские холмы и Щукинский полуостров, Косинские озёра и многие другие природные комплексы. Всё это природное богатство российской столицы, которое Конституция РФ (ст. 58) обязывает сохранять и беречь, представляет не только природное, но и историко-культурное наследие; кроме того, все особо охраняемые природные территории Москвы являются ещё и объектами общенационального достояния.
Эти относительно мало затронутые хозяйственным воздействием природные территории незаменимы для обеспечения экологической безопасности населения. Без них невозможно устойчивое развитие Москвы, они формируют более комфортный микроклимат в городе, очищают загрязненный городской воздух, сохраняют биоразнообразие, которое признаётся важнейшим показателем состояния окружающей среды.
Назначение природных территорий в городе существенно отличается от рекреационного назначения городских и районных парков с их развитой инфраструктурой досуга и развлекательного отдыха, спорта, питания. В отличие от благоустроенных парковых территорий назначение природных территорий – улучшение, оздоровление и поддержание благоприятной для всего живого окружающей среды. Именно это их экологическое, а не рекреационное назначение закреплено Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как приоритетное (ст. 61 ч. 2).
Любое антропогенное вмешательство, особенно сопровождающееся запечатыванием территорий, заменой исторически сложившихся лесных сообществ на искусственно созданные зелёные насаждения паркового типа, устройством «красивых» декоративных газонов вместо лугового разнотравья средней полосы России, возведением объектов, которые хоть и называют «некапитальными», но сокращают экологически эффективную, занятую растительностью площадь природных территорий, ослабляет защитные свойства природных экосистем, снижает их экологическую эффективность и ёмкость. Такие действия в отношении особо охраняемых и других природных территорий Москвы не могут быть поддержаны.
Экологическая ценность городских лесов принципиально выше, чем «рукотворных» благоустроенных территорий по всем параметрам: поглощению парниковых газов, температурному комфорту, регулированию поверхностного стока и др. Объём средозащитных и средорегулирующих функций напрямую зависит от наличия разнообразных устойчивых растительных сообществ, оптимальной плотности древесного полога, объёма продуцирующей зелёной биомассы – характеристик, наилучших именно у природных экосистем.
В современном мире за последние 20 лет в стратегиях развития городов произошла смена ценностей и приоритетов. Сохранение и восстановление зелёной инфраструктуры, прежде всего – природных территорий, принято за основу экологической, климатической и социальной устойчивости городов, наряду с экономическими показателями. Новые тренды отражены в инициативах экономико-политических образований: инициатива Европейского Союза 2020 г. «Возвращение природы в города», доклады международных организаций, например, доклад Всемирной организации здравоохранения 2021 г. «Природа, биологическое разнообразие и здоровье: обзор взаимосвязей». В числе приоритетов стратегий развития современных городов – Берлина, Лондона, Парижа, Барселоны, Амстердама и многих других – появились создание и развитие зелёного «каркаса», сохранение и восстановление природного биоразнообразия, «умное» содержание природных и озеленённых пространств для максимальной «отдачи» экосистемных услуг.
Среди мировых столиц Москва одна из немногих, обладающих преимуществом и уникальностью – наличием сохранившейся естественной природы и её сбережением. Одним из достижений экологической политики Москвы 1990-х – 2000-х годов явилось создание и развитие системы особо охраняемых природных территорий. Несмотря на рост населения, развитие транспортной инфраструктуры, большинство московских природных территорий было сохранено для нынешнего и будущих поколений москвичей. Эти природные территории важны не только для приемлемого качества окружающей среды такого крупного мегаполиса как Москва. Они – часть истории Москвы, её культурное и историческое наследие. Вмешательство в естественные природные процессы, антропогенные преобразования лесов и речных долин, замена природных почв искусственными почвогрунтами – всё это делает утрату природных территорий и исторического наследия невосполнимой и необратимой. Для современной столицы такое отношение к уцелевшей в её границах дикой природе неприемлемо и недопустимо.
В проекте бюджета Москвы на 2022-2024 гг. заложены миллиардные суммы на «благоустройство» Битцевского леса, лесопарков «Покровское Стрешнево» и «Кусково». Все они находятся в черте Москвы в окружении жилой застройки и давно благоустроены в расчёте на прогулочный оздоровительный отдых в природном окружении, особенно востребованный многими жителями Москвы. Есть в них и рекреационные центры с площадками для разных видов отдыха и велодорожки. Дальнейшее «комплексное благоустройство» этих природных территорий бесспорно приведёт к снижению их экологической эффективности и, как следствие, к ухудшению состояния окружающей среды в нашем городе.
Представляется странным, что в 2019-2020 гг. функции заказчика работ по благоустройству ООПТ и других природных территорий Москвы были переданы от учреждения профильного – Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ГПБУ «Мосприрода») – Департаменту капитального ремонта города Москвы, не имеющему никакого отношения к охране окружающей среды. Замена ДПиООС на Департамент, в положении о котором нет ни одного слова о природе и её охране, обязанности которого не включают обеспечение экологических интересов, приведёт к ещё большему игнорированию необходимости сохранения дикой природы, оставшейся в Москве.
Просим Вас лично разобраться в сложившейся ситуации, исключить из бюджета города Москвы работы по благоустройству особо охраняемых и других природных территорий Москвы, установить мораторий на проектирование таких работ и их выполнение до тех пор, пока с привлечением лучших специалистов по охране природы не будут научно
обоснованы необходимость благоустройства каждой особо охраняемой и иной природной территории и соответствующие планы/программы. Не допустите уничтожения природного наследия Москвы благоустроительным вмешательством и сохраните естественную природу российской столицы для будущих поколений.
С уважением,
Российские отделение Гринпис
Центр охраны дикой природы
Региональная общественная организация «Московское городское общество защиты природы»
WWF России
Межрегиональная общественная экологическая организация «ЭКА»