Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | публикации | документы | галерея | библиография | организации | ссылки | поддержите сайгака |

СОВЕЩАНИЕ

Подготовка совещания


Информационное письмо № 1

Глубокоуважаемые коллеги,

В связи c резким снижением численности и ухудшением демографической структуры европейской популяции сайгака, Правительство Республики Калмыкия выступило с инициативой провести 5-10 мая 2002 г. в г. Элиста международное совещание для выработки Плана действий по спасению сайгака.

Учитывая, что и из других частей ареала сайгака стала поступать тревожная информация, Секретариат СИТЕС, Комиссия МСОП по выживанию видов и Каспийская программа ИСАР поддержали эту инициативу, и Оргкомитет, созданный по решению Правительства Республики Калмыкия, начал подготовку совещания при участии ряда научных и общественных организаций.

Для его успешного проведения и выработки Плана действий Оргкомитет обращается ко всем специалистам, учреждениям и ведомствам, общественным организациям, которым небезразлична судьба сайгака, с просьбой подготовить рекомендации для обсуждения на совещании и включения в План действий. С этой целью Оргкомитет разработал анкету, которая приложена к этому информационному письму. Мы надеемся получить Ваши ответы на вопросы анкеты (и, по возможности, дополнительные комментарии и предложения) до 1 марта 2002 г., что позволит провести их надлежащую обработку, сформулировать предложения для обсуждения на совещании и перевести их на английский язык, чтобы с ними могли ознакомиться участники из других стран.

Предварительно в программу совещания предполагается включить следующие темы:

  • Распространение, состояние и динамика численности популяций сайгака в разных частях ареала за последнее десятилетие;
  • Оценка состояния местообитаний сайгака, миграционных путей и задачи по их восстановлению;
  • Опыт по контролю браконьерства и незаконной торговли рогами и другими продуктами, получаемыми от сайгаков;
  • Роль охраняемых территорий в сохранении отдельных популяций сайгака;
  • Вольерное разведение и задачи по сохранению генофонда сайгака;
  • Программы мониторинга популяций сайгака, их научное и техническое обеспечение;
  • Финансовые механизмы и их роль в сохранении сайгака;
  • Опыт применения нормативно-правовых актов для сохранения сайгака;
  • Экологическое образование и обеспечение участия местного населения в сохранении сайгака;
  • Роль международного сотрудничества в реализации Плана действий по спасению сайгака.

о время Совещания планируется провести два пленарных и ряд секционных заседаний (или "круглых столов"), тематика которых будет уточнена по итогам обработки присланных Вами анкет. Они же будут использованы для определения состава участников, которым Оргкомитет сможет оплатить проезд и проживание. В ходе совещания планируется посещение сайгачьего питомника и (при благоприятных погодных условиях) экскурсия в район весеннего обитания сайгаков.

Заполненные анкеты и Ваши предложения по программе совещания просьба направить

по электронной почте mab.ru@relcom.ru
факсом: (095) 129-13-54
обычной почтой по адресу:
117312 г. Москва, ул. Ферсмана, дом 13
Российский комитет МАБ.

Более подробную информацию о ходе подготовки к совещанию можно получить, посетив страничку в ИНТЕРНЕТе http://www.caspinfo.ru/program/bio/saiga/index.htm

ОРГКОМИТЕТ СОВЕЩАНИЯ

| вверх |

Анкета для разработки плана действий по сохранению сайгака.

Уважаемые коллеги!
Нижеследующая анкета является важным элементом подготовки Международного совещания по охране сайгака, которое состоится в г. Элисте 5-10 мая 2002 г. Ее главная цель - выяснение основных проблем и приоритетов в охране сайгака для формирования программы совещания. Этой цели служит основной раздел анкеты. Мы надеемся, что каждый из участников анкетирования ответит на вопросы №№ 1-5, составляющие этот раздел.

Вопросы №№ 6-14, составляющие дополнительный раздел, имеют более специальный характер и крайне важны для разработки будущего Плана действий по сохранению сайгака. Понимая, что содержательные ответы на них потребуют специальных знаний в соответствующей области, мы все-таки надеемся, что с учетом Вашей компетенции Вы сочтете возможным представить развернутые предложения.

Мы будем также благодарны, если к заполненным анкетам Вы сможете приложить любую дополнительную информацию, включая список опубликованных Вами работ, которые будут в дальнейшем включены в базу данных по сайгаку.

Примечание: При заполнении анкеты уточните, о какой популяции идет речь (европейская; казахстанские /бетпакдалинская, устюртская, уральская/; монгольская). Если Вы обладаете данными для разных популяций, пожалуйста, дайте ответы для каждой из них на отдельном бланке анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ САЙГАКА
(MS Word, 31Kb)

| вверх |

Как готовилась программа международного совещания по сохранению сайгака.

I. Для подготовки программы совещания под эгидой Оргкомитета была сформирована рабочая группа в составе В. М. Неронова, А. А. Лущекиной (Российский комитет по программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера”), А. Ю. Книжникова (Каспийская программа ИСАР), Ю. Н. Кулешовой и А. Ю. Стручкова (журнал “The Open Country”). Основной принцип, которым мы руководствовались, заключался в простой идее, что сохранение сайгака должно стать общим делом как можно более широкого круга людей, которым небезразлична судьба этого вида. Исходя из этого, мы решили, что программа совещания должна быть составлена на основе рекомендаций таких людей.

Для того чтобы услышать их рекомендации, мы разработали специальную анкету. Ее главная цель состояла в том, чтобы выяснить основные проблемы и приоритеты в охране сайгака — какими они видятся с точки зрения людей, представляющих различные государственные учреждения, общественные организации или просто собственную позицию. Этой цели служили три вопроса основного раздела анкеты, посвященные оценке:

    • факторов, наносящих максимальный ущерб популяциям сайгака;
    • причин, в наибольшей степени препятствующих эффективной охране сайгака;
    • действий, имеющих приоритетное значение для сохранения сайгака.

    Мы получили в общей сложности 125 заполненных анкет, в том числе 96 — из России, по 6 — из Казахстана и Узбекистана, 3 — из США, 2 — из Монголии, по одной — из Азербайджана, Великобритании и Нидерландов, а также 8 — от представителей международных природоохранных организаций. Абсолютным лидером по числу людей, принявших участие в опросе, стала Калмыкия: отсюда было получено 69 анкет (что составляет 55 % от их общего количества и 72% — от всех анкет, присланных представителями российских организаций).

    II. Каким же образом происходил процесс переработки результатов анкетирования в программу совещания? Учитывая, что главной задачей совещания является выработка международного плана действий по сохранению сайгака, основное внимание при анализе анкет было уделено распределению ответов на вопрос о действиях, которые респонденты выделили в качестве приоритетных. Полагая, что совещание должно сосредоточиться на разработке нескольких ключевых тем, мы начали их отбор с составления списка действий, которые были упомянуты в качестве приоритетных не менее чем в 10% от общего числа ответов (относящихся к любой степени важности). В этот список вошли cемь пунктов (табл. 1):

      • принятие более жестких мер против браконьерства;
      • выявление и ликвидация каналов сбыта продукции промысла;
      • увеличение штатов и улучшение обеспечения отрядов по борьбе с браконьерством;
      • введение дополнительных юридических санкций;
      • создание новых охраняемых территорий;
      • разведение сайгаков в неволе;
      • привлечение международных природоохранных организаций.

        Очевидно, что первые четыре пункта тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться не в отрыве друг от друга, но как разные грани единой темы — борьбы с браконьерством. О правомерности включения этой темы в число ключевых свидетельствовала статистика ответов на другие вопросы анкеты. Так, браконьерство оказалось несомненным “лидером” в оценке факторов, наносящих максимальный ущерб популяциям сайгака: 79% респондентов поставили его на первое место в ряду факторов ущерба (табл. 2). Кроме того, две другие грани этой темы — неэффективная работа отрядов по борьбе с браконьерством и слабый контроль над торговлей продуктами промысла — были оценены большинством респондентов как основные причины, препятствующие эффективной охране вида (первая из этих причин была оценена как самое серьезное препятствие в 33%, а вторая — в 27% ответов; табл. 3).

        Мы также посчитали, что действия по привлечению международных природоохранных организаций должны рассматриваться в широком контексте международного и межрегионального сотрудничества в охране сайгака. Именно такая постановка вопроса делает целесообразным включение этой темы в число ключевых.

        Таким образом, в результате предварительного анализа были сформулированы четыре ключевые темы программы совещания:

          • борьба с браконьерством;
          • международное и межрегиональное сотрудничество в охране сайгака;
          • создание новых охраняемых территорий;
          • разведение сайгаков в неволе.

            III. В дополнение к этому списку мы посчитали необходимым включить в число ключевых тем совещания еще две группы вопросы. Первая из них касается привлечения местного населения к охране сайгака. Хотя просветительская работа среди местного населения не вошла в число действий, “преодолевших” условный 10-процентный “порог приоритетности”, мы обратили внимание на то, что многие участники опроса назвали отсутствие общественной поддержки в числе основных причин, препятствующих эффективной охране сайгака (а 10% респондентов указали на отсутствие общественной поддержки как на главное препятствие — табл. 3).

            Вторая тема, которую мы посчитали необходимым внести в число ключевых, касается мониторинга состояния популяций и местообитаний сайгака. Это решение было продиктовано прежде всего тем обстоятельством, что деградация местообитаний оказалась одним из наиболее значимых факторов на “шкале ущерба”, составленной по результатам анкетирования. Кроме того, мы обратили внимание на серьезную “неувязку” между оценками роли хищников и представлениями о необходимости регулирования их численности. В то время как большинство респондентов (62%) назвали хищников в числе факторов, наносящих наиболее серьезный ущерб сайгаку, лишь очень немногие (6%) указали на необходимость снижения численности хищников для сохранения этого вида (табл. 1). Такое расхождение вызывает сильные сомнения в отношении осмысленности планов широкомасштабной борьбы с волком. В любом случае, любым действиям в этом направлении должен предшествовать параллельный мониторинг состояния волчьих и сайгачьих популяций.

            IV. Итак, по итогам анкетирования были определены шесть ключевых тем совещания:

              1. борьба с браконьерством;
              2. международное и межрегиональное сотрудничество в охране сайгака;
              3. создание новых и деятельность существующих охраняемых территорий;
              4. разведение сайгаков в неволе;
              5. формирование общественной поддержки;
              6. мониторинг состояния популяций и местообитаний сайгака.

            В соответствии с этим, для решения основной задачи совещания — разработки плана действий по сохранению сайгака — будут образованы шесть рабочих групп. Каждая из них сосредоточится на одной из указанных тем и наметит план действий по сохранению сайгака в своей области. Поскольку все группы будут работать параллельно, каждый из вас сможет принять участие лишь в одной из них, выбрав ее в соответствии со своими интересами. В конце совещания координаторам рабочих групп предстоит свести воедино шесть “частных” планов и представить общий план действий по сохранению сайгака на утверждение всего совещания.

            TАБЛИЦА 1. ДЕЙСТВИЯ, ИМЕЮЩИЕ ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ САЙГАКА

            ДЕЙСТВИЯ

            Доля от суммарного числа ответов, приходящихся на соответствующую степень важности

            I (высшая)
            N=132

            II
            N=123

            III
            N=108

            Более жесткие меры против браконьерства

            27%

            14%

            10%

            Выявление и ликвидация каналов сбыта продукции

            14%

            12%

            11%

            Увеличение штатов и улучшение обеспечения отрядов по борьбе
            с браконьерством

            16%

            10%

            7%

            Введение дополнительных юридических санкций

            2%

            7%

            10%

            Создание новых
            охраняемых территорий

            5%

            12%

            3%

            Разведение в неволе

            6%

            7%

            12%

            Привлечение международных природоохранных организаций

            5%

            8%

            11%

            Просветительская работа с местным населением

            5%

            6%

            7%

            Экономическое стимулирование “воздержания” от браконьерства

            8%

            6%

            5%

            Снижение численности хищников

            2%

            7%

            9%

            Улучшение мониторинга популяций и местообитаний

            2%

            7%

            5%

            Создание вневедомственной охранной службы

            4%

            2%

            1%

            Повышение экономической отдачи от спортивной охоты

            1%

            1%

            5%

            Расширение участия общественных организаций

            1%

            4%

            Работа по снижению спроса на рога

            2%

            Независимая оценка работы отрядов по борьбе с браконьерством

            1%

            Восстановление традиционного землепользования, обеспечение занятости населения

            1%

            Полная “прозрачность” и независимая экспертиза всех мероприятий по сохранению

            1%

            Сотрудничество сопредельных стран

            1%

             

            ТАБЛИЦА 2. ФАКТОРЫ, НАНОСЯЩИЕ МАКСИМАЛЬНЫЙ УЩЕРБ ПОПУЛЯЦИЯМ САЙГАКА

            ФАКТОРЫ

            I (высшая) степень
            N=121

            II степень
            N=100

            III степень
            N=103

            Браконьерство

            79%

            13%

            3%

            Деградация местообитаний

            15%

            38%

            18%

            Хищники

            5%

            33%

            38%

            Погодные условия

            10%

            27%

            Болезни

            2%

            11%

            Рождение нежизнеспособных детенышей

            1%

            Снижение доли самцов

            1%

            1%

            Отсутствие ОПТ в местах размножения

            1%

            Беспокойство (в период размножения)

            1%

            1%

            Слабый контроль над торговлей продуктами промысла

            1%

            Отсутствие сотрудничества сопредельных государств

            1%

            Снижение уровня жизни населения, безработица

            Назывались по 1 разу, без указания степени

            Население не информировано о состоянии популяции

            Самоустранение муниципальных органов

            ПРИМЕЧАНИЕ: в ячейках указана частота упоминания каждого фактора (в % от общего числа ответов, приходящихся на соответствующую степень ущерба).

            ТАБЛИЦА 3. ПРИЧИНЫ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ
            ЭФФЕКТИВНОЙ ОХРАНЕ САЙГАКА

            ПРЕПЯТСТВИЯ

            I (высшая) степень
            N=129

            II степень
            N=112

            III степень
            N=95

            Неэффективная работа отрядов
            по борьбе с браконьерством

            33%

            24%

            13%

            Слабый контроль над торговлей рогами и другими продуктами промысла

            27%

            27%

            19%

            Отсутствие общественной поддержки

            10%

            13%

            36%

            Несовершенная юридическая база

            12%

            18%

            7%

            Недостаточная сеть ОПТ

            в местах обитания

            10%

            15%

            15%

            Низкий уровень жизни населения, безработица

            5%

            1%

            2%

            Недостаточное финансирование и техническое обеспечение мероприятий по охране

            1%

            1%

            3%

            Коррупция

            1%

            Отсутствие трансграничного сотрудничества

            1%

            Слабая борьба с хищниками

            1%

            2%

            Отсутствие деятельного интереса на государственном уровне

            1%

            Отсутствие скоординированных действий государственных органов и общественных организаций

            1%

            Ущербная эксплуатация пастбищ

            1%

            Недостаточно изучены экологические факторы

            Однократное упоминание без указания степени

            ПРИМЕЧАНИЕ: в ячейках указана частота упоминания каждого препятствия (в % от общего числа ответов, приходящихся на соответствующую степень важности).

            | о программе | новости | публикации | документы | галерея | библиография | организации | ссылки | поддержите сайгака | вверх |
             
            Помоги сейчас!
            Сотрудничество. Консалтинг.

            НОВОСТИ ЦОДП


            22.03.2024
            Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



            13.03.2024
            Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



            12.02.2024
            Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



            6.02.2024
            Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



            24.01.2024
            Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


            архив новостей


            ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


            Web-Проект ООПТ России


            Марш парков - 2024

            Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

            Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


            НАВИГАЦИЯ

            Главная страница
            Обратная связь

            Подписка на новости сайта:


            <<<назад

            © 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены