Eng |
6. Заключение Проведенные в данном обзоре информационные материалы позволяют сделать следующие выводы о воздействии пожаров на биоразнообразие степных экосистем и возможностями управления пожарами в целях сохранения биоразнообразия и рационального управления природными ресурсами степных экосистем, в том числе на особо охраняемых природных территориях. 1. Степи самый нарушенный и один из наименее защищенных биомов страны (а равно и мира). Российское законодательство не выделяет степи как специфический объект регулирования, в нем отсутствует само понятие «степь». В пределах особо охраняемых природных территорий России находится ничтожная часть степного биома: в ООПТ федерального значения менее 0,8% (менее 1,7% общей площади федеральных ООПТ). 2. Регулярным пожарам в степных регионах страны подвержены значительные площади сельхозугодий и особо охраняемых природных территорий; распространение огня, как правило, имеет неуправляемый характер. 3. Обширные пожары вызывают значительную эмиссию парниковых газов, снижают плодородие почв и приводят к деградации почвенного покрова, оказывают негативное влияние на здоровье населения при задымлении и приводят к порче и уничтожению имущества физических и юридических лиц. 4. В современной ситуации решение о тушении того или иного растительного пожара на ООПТ должно приниматься вне зависимости от причин возгорания; основными источниками огня являются намеренные или случайные поджоги, а также проведение сельскохозяйственных палов. 5. Пожары в степных экосистемах вызывают пирогенные сукцессии, длительность которых составляет, в зависимости от региона и местных природных условий, от 7-8 до 30 лет. 6. Частые (чаще 1 раза в 5-7 лет) пожары снижают общее биоразнообразие на ООПТ и представляют значительную угрозу сохранению на особо охраняемых природных территориях редких и исчезающих видов птиц и млекопитающий, обитающих в степных и околоводных травяных сообществах. 7. На ООПТ федерального значения в России наибольшему негативному воздействию пожаров подвержены травяные экосистемы в государственных природных заповедниках: «Хинганский», «Оренбургский», «Черные Земли», «Даурский». 8. Проведение противопожарных профилактических мероприятий и тушение пожаров на ООПТ необходимо осуществлять с учетом природной ценности экосистем, задач сохранения редких и исчезающих видов, поддержания режимов ООПТ. 9. Степные экосистемы на ООПТ России и большинства зарубежных стран неполноценны вследствие отсутствия значительных по численности диких копытных животных, что приводит к быстрому накоплению растительного материала и создает пожароопасную обстановку. 10. В практике развитых зарубежных стран (США, страны Евросоюза) огонь на землях дикой природы и охраняемых природных территорий имеет преимущественно характер управляемых палов. Палы проводят в целях противопожарной профилактики при чрезмерном накоплении степного войлока и в целях управления видовым составом растительного покрова, вызывания стадий пирогенных сукцессий. Неуправляемые пожары, в том числе на охраняемых природных территория, как правило, происходят с адекватной, по мнению ряда исследователей, природной периодичностью, примерно раз в 5-15 или более лет. 11. Федеральным законодательством установлена административная и уголовная ответственность за преднамеренные поджоги сухой растительности и иного материала, в том числе сельхозпалы, наносящие вред живой природе и плодородию почв. При этом в законодательстве отдельных регионов существуют нормы, предусматривающие проведение сельскохозяйственных и иных палов и определяющие порядок их проведения. 12. Правоприменительная практика по случаям пожаров в России применяется к крайне незначительной части нарушений. Выявлены следующие причины недостаточного государственного противопожарного контроля: - непроработанная нормативная правовая база федерального и регионального уровня по регулированию в сфере управляемых палов и использования населением огня в целях рекреации и ведения сельского хозяйства и садоводчества; - недостаточная численность инспекторского состава; - отсутствие адекватных методик, позволяющих оценить ущерб от пожаров и выставить обоснованные иски к виновникам поджогов; - недостаточная активность органов местного самоуправления и общественности; - массовый характер нарушений. 13. Причинами массовых поджогов являются следующие обстоятельства: - низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм значительной части населения; - низкий уровень экологической культуры и получившие широкое распространение мифы о, якобы, пользе травяных палов; - низкий уровень агротехники и стремление руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств сократить издержки производства, в том числе за счет снижения плодородия почв; 14. Информационная база в сфере травяных пожаров недостаточна для принятия решений в области управления пожарами, частности, отсутствует полноценная информация на региональном и федеральном уровне о количестве и площади ежегодных пожаров на уровне отдельных ООПТ федерального значения (заказников), регионов и Российской Федерации в целом, ущербе от пожаров, затратам на их тушение. 15. Недостаточно научных данных для проведения комплексной оценки воздействия пожаров на почвенный покров степных экосистем и плодородие сельхозземель в Российской Федерации. 16. Степные государственные природные заповедники не располагают материально- технической базой и финансовыми ресурсами, необходимыми и достаточными для обеспечения пожарной безопасности и сокращения площадей пожаров, затраты на тушение травяных пожаров, в отличие от лесных, не компенсируются из средств федерального бюджета и не предусматриваются при бюджетном планировании. 17. Система управления пожарами должна включать установление целей по отношению к огню, составление планов мероприятий (по профилактике, раннему обнаружению, контролю, локализацию и тушению огня), мониторинг пожаров (включая затраты на противопожарные мероприятия и комплексную оценку ущерба), а также оценку эффективности мер для принятие решений о целесообразности внесения изменений в политику и планы мероприятий. Таким образом, существующая ситуация с пожарами в степных регионах России не соответствует требованиям, предъявляемым международными нормами к системе экологического менеджмента и управления растительными пожарами в частности, а система государственный контроль не обеспечивает требуемый уровень пожарной и экологической безопасности.
| |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |