Eng |
3. Мониторинг степных пожаров 3.1. Международная практика организации мониторинга пожаров Согласно рекомендациям ФАО мониторинг и оценка играют важную роль на нескольких уровнях: Мониторинг воздействия как пожаров, так и пожаротушения необходим, чтобы достичь баланса между прекращением пожара и защитой природного ресурса. Мониторинг эффективности работы пожарной организации поможет руководителям определить, работает ли программа. Оценка окупаемости затрат является полезной при оценке эффективности различных типов ресурсов. Мониторинг и оценка эффективности программы профилактики может сократить частоту возникновения пожаров определенного типа и затраты на тушение пожаров. Стратегические действия при мониторинге и оценке включают, но не ограничиваются нижеследующим: - Должен выполняться комплексный план мониторинга и оценки всех аспектов программы управления пожарами; - В целях снижения риска для пожарных и населения следует осуществлять программу обеспечения безопасности, включая отчеты о результатах анализа причин несчастных случаев и анализ извлеченных уроков, а также проведение контроля ее реализации; - Информацию и данные, получаемые из программы профилактики пожаров, следует использовать для создания системы мониторинга, которая показывает эффективность усилий по профилактике пожаров; - Следует осуществлять программу мониторинга экологических последствий пожаров и использования методов пожаротушения. Эта программа должна включать сотрудничество с университетами, научными организациями и местными общинами Наиболее отработанной и широко применяемой в мире является технология космического обнаружения и мониторинга природных пожаров. Для круглосуточного обзора всей поверхности Земли используются данные метеоспутников NOAA (разрешение 1 км), геостационарных метеоспутников и данные радиометров MODIS американских спутников TERRA, AQUA (разрешение 250м–1км), распространяемые бесплатно. В США и Европе создана система космического мониторинга благодаря использованию многочисленной космической группировки спутников (геостационарные метеоспутники, NOAA, TRMM, AQUA, TERRA, DMSP) и совершенных алгоритмов. Обработанные изображения территории Земли с выделенными очагами пожаров находятся в свободном доступе на ряде интернет-ресурсов. Ежегодно степные пожары охватывают значительные территории республики Казахстан. В последние годы пожары начинаются уже в апреле, а заканчиваются в середине октября. Большое значение для уменьшения экономического ущерба имеет своевременное обнаружение очагов пожаров. В современных условиях наиболее эффективное и оперативное решение этой проблемы достигается при использовании систем космического мониторинга пожаров. Разработкой ГИС-технологий космического мониторинга пожаров в Институте космических исследований Казахстана занимаются с 2001 года после установки антенны для приема данных Terra MODIS, а с 2002 года осуществляет оперативный космический мониторинг пожаров в ряде областей Казахстана. В процессе эксплуатации постоянно проводится отладка технологий, в том числе и с учетом реальных возможностей и потребностей органов ЧС, использующих эту информацию. Разработанная за это время интегрированная система космического мониторинга пожаров (СКМП) базируется на данных дистанционного зондирования (ДДЗ) NOAA AVHRR и EOS-AM Terra MODIS [1-4]. Она включает в себя комплекс ГИС-технологий, обеспечивающих оперативное обнаружение очагов пожаров по космическим снимкам, географическую привязку и оценку потенциальной опасности обнаруженных очагов, картирование площадей, пострадавших от пожаров, оценку потенциального ущерба сельскохозяйственных угодий от пожаров, оценку риска пожароопасности различных территорий, моделирование развития пожаров по метеоданным. В Казахстане задача космического мониторинга степных пожаров решается в теплый период года (июнь – октябрь) для уровня области — района. Используется двухуровневая система мониторинга степных пожаров, включающая космический и наземный сегменты. Система мониторинга использует данные приборов активного и пассивного зондирования различного пространственного разрешения в максимально широком диапазоне электромагнитного спектра. В настоящее время в Казахстане осуществляется регулярный прием данных NOAA (разрешение 1,1 км), EOS/TERRA (разрешение 250 м) и «Метеор-3М» (разрешение 37 м) в оперативном режиме. Базовый масштаб от 1:200 000 до 1:500 000. Технология мониторинга базируется на совместной интерпретации ночных снимков NOAA/AVHRR и дневных снимков MODIS. Вначале дешифрируются ночные съемки NOAA/AVHRR и выделяются все источники высоких температур. Затем очаги классифицируются на стационарные и нестационарные. Первые, как правило, представляют собой промышленные объекты и фиксируются регулярно независимо от времени года. Для исключения из подсчета водных поверхностей используется маска водных объектов. За ночь обрабатывается от четырех до шести снимков со спутников NOAA-14, -16 и -17. На следующем этапе выделенные нестационарные очаги контролируются путем визуального анализа дневных снимков MODIS. Очагам пожара соответствуют свежие выгоревшие площади. Кроме того, при слабой облачности они уверенно фиксируются по характерным столбам дыма. По снимкам MODIS определяются также площади гарей и строится соответствующая двухцветная маска (новые и старые гари). В международной практике не только космические методы применяются при слежении за природными пожарами. В настоящее время разрабатывается общенациональная стратегия борьбы с природными пожарами в США, основанная на комплексной, научно- обоснованной системе мониторинга с активным привлечением правительственных и неправительственных организаций всех уровней и широкой общественности к поиску управленческих решений по борьбе с природными пожарами. 3.2. Мониторинг пожаров в России В настоящее в России время нет полноценной базы данных ни по масштабам природных, и особенно степных пожаров, ни по погибшим, ни по нанесённому ущербу для экономики страны. Более того, в отношении степных сельскохозяйственных районов до недавнего времени вообще не фиксировались сельхозпалы и иные возгорания растительности, если не было угрозы населенным пунктам, техническим объектам или ООПТ. В отдельных муниципальных районах на местном уровне ведется отчетность по проведению сельхозпалов, однако, как показывают проверки, отчетность существенно искажается, многие проведенные палы не фиксируются. На примере Алтайского края проведена оценка площади пожаров в растительных экосистемах степей. Любые виды сжиганий сухих растительных остатков вне гослесфонда запрещены краевым законодательством. Государственный орган, уполномоченный вести контроль в этой сфере – Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Данным органом ведется реестр сельхозпалов и собирается некоторая информация о пожарах, но достоверность ее крайне низка и не отражает реальной ситуации. Известно, что инспекторы Межрайонного отдела экологического контроля Управления используют в своей работе данные спутникового мониторинга пожаров. За пожароопасный период 2010 года Управлением природных ресурсов совместно с органами местного самоуправления внесено в реестр 397 возгораний, что на 235 возгораний больше, чем в 2009 году. По данным Управления, общая площадь, пройденная огнем в пожароопасный период, составила более 42 тыс. га (менее 0,5% площади). Данные реестра сельскохозяйственных палов Управление природных ресурсов не отражают реальной картины. Отдельные пожары могут охватывать площадь в несколько сотен гектар и более. Это, как правило, непахотные земли – сенокосы, пастбища, залежи, не используемые в сельском хозяйстве территории (как правило – пастбища, на которых выпас в настоящее время не производится). Пожары на открытых пространствах – достаточно частое явление в региональных комплексных природных заказниках. Поскольку организация палов на землях сельхозназначения законодательно запрещена в Алтайском крае, легальной практики их проведения не существует. Тем не менее, сельхозпалы проводятся повсеместно. При сжигании стерни и соломы, края полей часто опахиваются, но это не дает практически ни какой гарантии нераспространения пожаров. Огонь легко переходит опашку по остаткам стерни. Контроль сжигания пожнивных остатков человеком производится крайне редко. Легально искусственные палы проводятся только лесопользователями и организациями, проводящими работы по охране, защите, воспроизводству лесов. С началом пожароопасного сезона организуются плановые отжиги опушек лесов. Из анализа литературных источников, связанных с вопросами мониторинга пожаров в степных регионах, был сделан вывод о том, что несмотря на очевидность необходимости создания и реализации стройной системы мониторинга степных пожаров, данная система в настоящее время в России не осуществлена. Достоверных данных о площади травяных пожаров, в том числе сельзохпалов, не собирается и данная информация не учитывается при анализе пожароопасной ситуации. Разночтения есть даже в официальных данных по лесным пожарам, где накоплена практика мониторинга в течение многих десятилетий. К примеру, МЧС России оценило прошлогодний ущерб от растительных пожаров в 12 млрд. руб., Рослесхоз – в 85,5 млрд, Центр охраны дикой природы – не менее 375 млрд. руб. Мнение, что «самые сильные природные пожары были в России в 2010 году», также далеко от истины – и по количеству возгораний, и по степени задымления, и по площади. По данным авиационного мониторинга, на территории страны с середины прошлого века самые масштабные пожары случились в 2002 году. Тогда общая площадь пожаров превысила 11,7 млн. га. В целях информационного обеспечения ФГУ «Авиалесоохрана» Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) России Институт космических исследований (ИКИ) РАН создал информационную систему дистанционного мониторинга природных пожаров Рослесхоза (ИСДМ Рослесхоза). В состав ИСДМ входит подсистема спутникового обнаружения лесных и степных пожаров на основе информации спутников NOAA, TERRA и AQUA. Центры приема и обработки данных ИСДМ находятся в Москве, Новосибирске, Хабаровске, Красноярске и Иркутске. По данным 2004 года, система ИСДМ получала результаты детектирования пожаров на основе алгоритма MOD14 по данным TERRA и AQUA из Годдардского центра (г. Вашингтон) по всей территории России бесплатно с задержкой от 12 до 20 часов. Основными пользователями системы являются Рослесхоз, Минприроды России, подразделения «Авиалесоохрана», региональные комитеты (управления) природных ресурсов в субъектах Российской Федерации и др. Как показывает практика, система ИСДМ не охватывает интересы всех госструктур, поэтому задачи мониторинга природных пожаров решают и другие ведомства (МЧС, Росгидромет, Минтранс) с помощью приемных станций ведомственных сетей Минприроды России, МЧС и Росгидромета. Например, Байкальский региональный информационный центр поддерживает интернет-сервер с оперативным отображением пожарной ситуации и обеспечивает прием данных космического аппарата (КА) TERRA и AQUA с помощью станции в Иркутске, которую эксплуатирует ФГУП "ВостСибНИИГГиМС в составе ведомственной сети космического мониторинга МПР. В Байкальском центре реализована технология EoStation, которая обеспечивает оперативную обработку снимков радиометра MODIS и интернет-доступ клиентов к готовым продуктам. Данные регулярного космического мониторинга природных пожаров в приграничных областях помогают улаживать потенциальные межгосударственные конфликты. Так, в середине октября 2005 года монгольская сторона обратилась к администрации Читинской области с требованием возмещения ущерба от пала (степного пожара), который пришел в Монголию с российской стороны. Космический мониторинг пожароопасной обстановки в регионе осуществляет предприятие ФГУГП "Читагеолсъемка" с помощью станции "УниСкан", которая обеспечивает прием данных КА TERRA и Метеор-3М-1. Картина, воссозданная по серии космических снимков низкого разрешения КА TERRA, оказалась совершенно иной: 10 октября степной пожар возник на территории Монголии и, двигаясь на север, распространился на российскую территорию. В последующие дни после изменения направления господствующих ветров, пал вернулся в Монголию. Действуя в духе добрососедства, обе стороны договорились о создании совместной комиссии по расследованию чрезвычайной ситуации. По запросу районной администрации данные космической съемки, обработанные специалистами предприятия "Читагеолсъемка", были переданы для представления комиссии, и в конечном итоге вопрос был исчерпан. Читинские события не являются единичным примером, когда космическая информация позволяет местным администрациям принимать обоснованные решения в области управления территориями на основе объективных данных космической съемки. Грамотному разрешению спорного вопроса (речь шла о крупных штрафных санкциях) способствовали осведомленность администрации о возможностях космической съемки и наличие в регионе необходимых программно-аппаратных средств приема, обработки и хранения космической информации. Таким образом, в Российской Федерации космическая съемка заняла прочное место в системе средств, применяемых при проведении мониторинга окружающей среды и ООПТ в частности. Перечень тематических задач, решаемых по данным дистанционного зондирования Земли велик и фиксирование природных пожаров, в частности степных одна из важнейших. Широкое распространение снимков из космоса часто создает обманчивое представление о легкости получения надежной информации при их использовании. На самом деле получить достоверные данные о состоянии природных объектов и их изменениях во времени – довольно сложная и трудоемкая задача. Надежность информации, извлеченной из съемочных материалов, в наибольшей степени зависит от нескольких факторов, основные из которых – свойства изучаемых объектов и квалификация исполнителя. Достоверность распознавания на снимке природных объектов в решающей степени обусловлена их спектральными свойствами, выраженностью границ, степенью изменчивости, а также наличием устойчивых взаимосвязей с другими объектами. Квалификация исполнителя предполагает, что помимо базовой природоведческой подготовки он должен обладать знанием теоретических основ дистанционного зондирования, опытом дешифрирования и владеть геоинформационными технологиями. Существенными факторами надежности результатов являются также качество (свойства) снимков и техническое обеспечение работы (компьютеры и программы), что в решающей степени зависит от финансирования. К преимуществам использования информационных систем можно отнести обзорность (данные предоставляются на весь мир, по России скачиваются одним файлом), регулярность получения данных (несколько раз в день), точность привязки на местности, независимость предоставляемой информации, легкость использования пользователей сети Интернет, доступ к склейкам исходных снимков на многие территории в удобном синтезе каналов. Несомненно, есть и ограничения. Они в первую очередь связаны с низким разрешением исходных снимков, автоматическими алгоритмами обработки и задержкой предоставления получаемой информации, не позволяющей отслеживать пожары в режиме реального времени. Система не позволяет отличить пожар от любых других источников теплового излучения (на предприятиях, территориях нефтедобычи и т.д.). Оперативные снимки MODIS, использующиеся для мониторинга, не позволяют детектировать слабые, низкотемпературные, кратковременные, небольшие по площади пожары. Результаты мониторинга зависят от погодных условий (облачности, дождя). Нет данных “на сейчас” – данные выкладываются с задержкой в 5-10-18 часов, при этом в одном слое отображаются данные на разное время в течение последних суток. Скачать можно только относительно свежие пожары – доступ к архивам не реализован. Векторный слой пожаров не отражает реальные контуры сгоревших территорий, а лишь показывает центры квадратов со стороной 1км. При этом пожар может занимать не всю площадь пикселя (быть менее 1км2). Система дает вполне качественную информацию о верховых и сильных низовых пожарах. Однако для мониторинга степных пожаров она не всегда удобна. Остановимся на возможностях FIRMS для оперативного обнаружения пожаров и выявления сгоревших территорий 1. Самый простой, но не самый удобный способ отследить пожары. Наиболее быстро отследить пожары можно на он-лайн карте (вкладка Web Mapping Services) Web Fire Mapper. На ней точками отображаются пожары (fires) за последние 24, 48, 72 часа, 7 дней или произвольно с камер Terra и Aqua при выборе в качестве источника данных Modis Rapid Response. Подложкой (background images) может служить карта рельефа/рек или склейка безоблачных снимков MODIS с пространственным разрешением 500 м (в 1 пикселе умещается территория 500х500 м) за 2004 год. Дополнительно можно показать границы страны, населенные пункты и особо охраняемые природные территории (вкладка layers). К слабым сторонам веб-версии можно отнести невозможность скачивания данных, неудобство навигации, медленную отрисовку, отсутствие масштабной линейки и снимков высокого разрешения в подложке. Летом 2010 года на Web Fire Mapper появилась функция визуализации ежемесячных масок сгоревших территорий с апреля 2000 года. 2. Оперативное выявление пожаров в масштабах страны Наиболее удобно выявлять местоположения пожаров, подгружая их в ГИС программы или на геосерверы (например в GoogleEarth). Во втором случае на компьютере должно быть установлено приложение Google Планета Земля. В главном меню FIRMS находим вкладку Active Fire Data и выбираем удобный формат данных, н-р shp или kml. Данные доступны для скачивания в первом случае за последние 7 дней, 48 и 24 часа, во втором – только за последние 48 и 24 часа. Если требуются данные за более ранний период (за последние 2 месяца) – их можно скачать в виде текстового файла с ftp сервера, отправив анкету в группу по разработке. Обновление на сайте происходит 3-4 раза в сутки. Данные о пожарах разбиты по регионам. Для России выбираем Russia and Asia. Многие также полагают, что «космический мониторинг – лучший способ обнаружения и контроля природных пожаров». Это, конечно, перспективное направление, и за 15 лет, что он существует, в деле охраны лесов сделано немало. Но до сих пор система космического мониторинга не может полностью заменить авиационное и наземное наблюдение по ряду причин. Одна из них – низкая разрешающая способность спутниковых снимков, используемых для решения противопожарных задач, поэтому мелкие очаги могут быть не зафиксированы. Кроме того, обновление информации происходит в среднем четыре раза в сутки, а этого явно недостаточно. Бывают и ложные срабатывания, когда за пожары принимаются сильно нагретые стальные крыши крупных зданий, газовые и нефтяные факелы, трубы ТЭЦ. Система наблюдений из космоса за пожарами не обеспечивает решение задачи, стоящие перед системой мониторинга. Необходимо создание единой системы мониторинга и прогнозирования возникновения степных пожаров, существующей и работающей в едином информационном пространстве. Это позволит разработать возможные сценарии (модели возникновения и развития экстремальной обстановки) и обосновать наиболее эффективные способы и меры борьбы со степными пожарами, что приведет к снижению масштабов их последствий. Для принятия эффективных решений в области предупреждения и ликвидации степных пожаров, необходимо владеть соответствующей информацией. Мониторинг, в широком смысле, - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями, позволяет владеть данной информацией. Под мониторингом пожарной и экологической безопасности предлагается понимать систему контроля и регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени: - за показателями обстановки с пожарами; - факторами, обусловливающими формирование и развитие пожарных и экологических рисков; - своевременной разработкой и реализацией мероприятий по снижению риска пожаров; - эффективностью проводимых по определенной программе профилактических мероприятий по снижению риска пожаров и наносимого ими материального и экологического ущерба. При проведении мониторинга степных пожаров должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта с учетом фактического состояния и тенденций изменения обстановки с пожарами, а также действия различных факторов. Необходимо также соответствующее методическое, организационное, информационное и техническое обеспечение проведения мониторинга. Из предложенного выше определения мониторинга пожарной и экологической безопасности следует, что его целями являются своевременное выявление факторов, влияющих на обстановку степных пожаров и характер ее развития, выработка управленческих решений и принятие мер по предотвращению пожаров и снижению наносимого ими ущерба. С учетом этого основными задачами системы мониторинга должны быть: - оперативный сбор информации об обстановке с пожарами; - обработка и анализ информации, оценка обстановки с пожарами; - прогнозирование параметров обстановки с пожарами на основе оперативной фактической информации и прогнозных данных; - выявление тенденций и направлений изменения показателей обстановки с пожарами (разработка сценариев развития ситуации); - прогнозирование последствий воздействия различных факторов на СОПБ региона (главным образом на подсистемы предупреждения пожаров и противопожарной защиты), а также на состояние пожарной безопасности объектов производственного и социального назначения; - создание специализированных информационных систем, банка статических данных о пожарах, а также других средств программного обеспечения; - системно-аналитическое изучение сложившейся обстановки с пожарами и предоставление исходного материала для обоснованной разработки целевых мероприятий по управлению пожарными и экологическими рисками на уровне отдельных предприятий и административно-территориальных единиц; - разработка и оценка эффективности мероприятий по профилактике пожаров и снижению наносимого ими материального и экологического ущерба; - получение и накопление данных о результатах научных исследований и передовом опыте в области предупреждения и тушения пожаров. Мониторинг пожарной и экологической безопасности включает в себя элементы регионального и локального мониторинга. Региональный мониторинг - наблюдение за изменением уровня пожарной безопасности на всей территории региона, локальный - контроль за пожарной безопасностью конкретных объектов. Проведение мониторинга включает в себя: 1. Идентификацию объекта мониторинга. 2. Формирование совокупности показателей оценки состояния пожарной и экологической безопасности в регионе и отдельных объектов с учетом специфики их функционирования и влияния различных факторов. 3. Сбор и подготовку информации, характеризующей состояние объекта мониторинга. 4. Выявление факторов, определяющих обстановку с пожарами. 5. Моделирование состояния пожарной и экологической безопасности и формирование сценариев ее изменения на отдельных предприятиях и на территории ATE в целом. 6. Расчет показателей пожарной и экологической обстановки на прогнозируемый период. 7. Анализ показателей пожарной и экологической обстановки. 8. Разработку предложений по повышению пожарной безопасности объектов производственного и социального назначения, совершенствованию управления СОПБ на региональном уровне. В систему мониторинга состояния пожарной и экологической безопасности целесообразно включить подсистемы: управления, обработки и хранения информации; анализа и оценки информации; прогнозирования. Предлагаемая система мониторинга обеспечивает решение всех указанных выше задач. Рассмотрим эти подсистемы подробнее. В подсистеме управления осуществляется официальный, регистрируемый прием от внешних источников необходимой для работы системы мониторинга информации (блок приема информации), а также удовлетворяются запросы потребителей информации (блок выдачи информации). Внешними источниками информации выступают территориальные центры (подразделения) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации; единые дежурно-диспетчерские службы МЧС России; подразделения, занимающиеся сбором данных о факторах пожарной и экологической опасности. Потребителями информации являются компетентные органы федерального и регионального уровней, на которые возложено обеспечение пожарной безопасности объектов различного назначения, а также научные и иные организации, занимающиеся вопросами пожарной безопасности на этих территориях и осуществляющие свою деятельность в зоне действия системы мониторинга. В блок приема информации подсистемы управления должны поступать данные: - государственной централизованной и отраслевой статистической отчетности; - базовых предприятий, учреждений и других организаций, не учитываемые государственной статистикой; - выборочных единовременных пожарно-технических обследований предприятий, учреждений, организаций, отдельных ATE и т.п.; - специальных исследований (социологических опросов населения и т.п.). Кроме того, информация системы мониторинга пожарной и экологической безопасности включает в себя: - систематизированные в определенном порядке данные об обстановке с пожарами, в частности со степными, за определенный период, устанавливаемый органами управления; - нормативно-справочные и иные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера связей состояния пожарной безопасности региона с социально-экономическими, природно-климатическими и другими факторами. Подсистема управления включает в себя блоки контроля обстановки и выработки решений, которые взаимодействуют с блоком выдачи информации и внешними источниками информации, а также с подсистемой прогнозирования. Из блока приема информация может поступать как в подсистему обработки и хранения информации (блок обработки информации), так и в блок выработки управленческих решений подсистемы управления. В блоке выработки управленческих решений осуществляется автоматическое управление всей системой в зависимости от результатов анализа поступающей в систему мониторинга информации. В блоке выдачи информации проводится официальная выдача потребителям информации в установленной для системы стандартной форме. Подсистема обработки и хранения информации получает информацию из подсистемы управления. Здесь осуществляется ее первичная обработка (блок обработки информации), т.е. приведение к виду, пригодному для дальнейшего использования. Эта информация вводится, сортируется, кодируется и передается в блок хранения информации и подсистему прогнозирования обстановки с пожарами. Из блока хранения информация поступает в подсистему анализа и оценки информации и подсистему прогнозирования. Здесь осуществляется анализ информации, проводится автоматическое сравнение первоначальных, предыдущих и текущих значений параметров. В соответствующих блоках проводится оценка потенциальной опасности объектов производственного и социального назначения и ATE в целом. Из подсистемы обработки и хранения информация может быть доставлена потребителям: для принятия решений по обеспечению пожарной безопасности населения; проведения обоснованной политики в области пожарной безопасности; совершенствования региональных моделей обстановки с пожарами, методов управления и разработки комплекса соответствующих мероприятий и т.п. В подсистеме прогнозирования выявляются тенденции изменения обстановки с природными пожарами в оперативном режиме и среднесрочной перспективе, а также осуществляется передача информации в блок выработки решений для создания перечня и определения последовательности реализации профилактических мероприятий в целях снижения пожарных и экологических рисков на предприятиях и ATE. В данной подсистеме блок стратегического прогноза обстановки с пожарами функционирует в штатном режиме работы системы мониторинга. Блок прогноза показателей обстановки с пожарами - в оперативном режиме. Таким образом, предложенная система мониторинга представляет собой информационную систему комплексной оценки состояния пожарной и экологической безопасности в регионе. 3.3. Мониторинг степных пожаров на ООПТ России Мониторинг пожаров в заповедниках и национальных парках основан на данных, представляемых в ежегодном отчете директора заповедника (национального парка), материалах, представляемых в ежегодный научный отчет «Летопись природы». Для получения оперативной информации о пожарах сотрудниками заповедника с 2007 г. используется система ИСДМ Рослесхоза. Для заказников в связи с тем, что они находились в ведении Минсельхоза в этот период, получить данные о травяных пожарах не представляется возможным. В табл. 3.1 представлены данные по площади травяных растительных пожаров 10 государственных природных заповедников, отличающихся наибольшей площадью и частотой травяных пожаров. Заповедники расположены в порядке убывания процента годовой площади пожаров от площади травянистых экосистем в заповеднике. Для большинства заповедников степных регионов характерна тенденция к росту площади пожаров в заповедниках. Исключение составляют Болоньский, Астраханский и Ростовский заповедники. В Оренбургском заповеднике средняя площадь пожаров сохраняется практически неизменной. Наиболее вероятной причиной такого роста является увеличение количества сельхозпалов в связи с подъемом сельскохозяйственного производства и массовыми поджогами, часто из хулиганских побуждений. Как правило, возгорания травяной растительности во всех приведенных заповедниках происходят ежегодно. Перерывы могут случаться в зависимости от погодных условий года, но как правило редко более 1 года. Все эти заповедники, за исключением Болоньского, расположены степных регионах. При расчете соотношения площади пожара и территории заповедника выявляется, что, для 5 наиболее горимых степных заповедников, а также Болоньского и Норского заповедников, ежегодно доля травяных пожаров составляет не менее 10 % от заповедной площади травяных сообществ. При предположении равномерного распределения подвергающихся горению участков, на заповедной территории каждый участок подвергается горению не реже, чем раз в 12 лет. Учитывая скорость восстановительной пирогенной сукцессии в степных экосистемах в 7-15 лет (см. раздел 2), вся нелесная территория заповедников представлена различными стадиями пирогенной демутации растительности. Такая периодичность явно значительно выше, чем можно предположить для естественной ситуации при исключении антропогенных пожаров, так как обычно доля природных пожаров по частоте и площади составляет не более 20 %. Таблица 3.1 Динамика площади травяных растительных пожаров в заповедниках за период 2000-2008
Примечание: 1 - указана примерная площадь заповедника без акватории островов и водных участков; 2 – указана площадь нелесных экосистем;. 3 - указаны данные только за период 2003-2008 (данные за 2000- 2002 отсутствуют). Таким образов, приведенные данные показывают, что развитие экосистем ряда степных заповедников находится под сильным антропогенным прессом в виде регулярных пожаров. Растительность травянистых сообществ этих заповедников представлена, как правило, различными стадиями пирогенной сукцессии. В биосферном заповеднике «Черные земли» (Черноземельский район Республики Калмыкия), начиная с 1996 г. каждые 2-3 года выгорает до 60-75% территории. В заповеднике «Оренбургский» в отдельные годы выгорает около 60 % территории. Основная часть степных пожаров в заповеднике (15 пожаров, выгоревшая площадь - 24226 га) происходит в конце летнего сезона - августе-октябре, когда идут полевые работы на прилегающих сельскохозяйственных угодий, а надземная масса травянистых растений высыхает; реже они происходят в апреле-мае, когда сгорает прошлогодняя сухая трава (4 пожара, 6501 га); в июне-июле произошло 6 пожаров, но выгорело при этом всего 147 га. В таблице 3.3.2 приведены данные по участкам заповедника Хакасский, которые показывают, что при большом малых по площади кластерных участков пожаром проходится большая часть площади участка. Таблица 3.2 Количество и площади пожаров на степных участках ГПЗ «Хакасский» за 2002–2005 гг.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |