Нормативно-правовые акты и другие документы, связанные с кампанией Центра охраны дикой природы
«Нет лесочным сетям и электроудочкам!» и охраной русской выхухоли
Комментарий
Выхухоль занесена в многочисленные Красные книги ( Красная книга РФ и региональные, Красный лист Международного союза по охране природы ( IUCN ).
Полномочный орган государственной власти, который призван охранять краснокнижную выхухоль – Министерство природных ресурсов РФ, и, соотвественно, его региональные подразделения. Полномочиями осуществления контроля за соблюдением законодательства, касающегося видов, занесенных в Красную книгу РФ, наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор ) и ее региональные подразделения.
А на особо охраняемых природных территориях выхухоль находится под защитой государственных инспекторов этих учреждений.
Как показали полевые исследования, проведенные ЦОДП в 2000-2001 гг., одним из главных факторов гибели выхухоли является рыбное браконьерство (ставные сетные орудия и электроловы).
В Уголовном кодексе РФ добыча животных с помощью электротока запрещена и приравнена к хищническому способу лова, а значит и электроловы являются незаконными, браконьерскими видами орудий.
Использование сетей регулируется Правилами любительского и спортивного рыболовства и запрещено во многих (но не во всех) регионах страны. Также Правила разрабатываются и принимаются региональными властями на основе Типовых правил рыболовства (Приказ Минсельхоза России от 28 июля 2005 г . N 133). Там, где сети не запрещены, они подлежат обязательному лицензированию. Местной властью устанавливаются: разрешенный размер ячеи, мест, где разрешено использование сетей, а также способы установки их в водоеме (например, не в шахматном порядке или не вблизи каких-либо объектов). Лицензия выдается региональным подразделением Россельхознадзора на конкретного человека, с указанием сроков и места, сама сеть маркируется. Незаконное применение сетей является административным правонарушением. Вместе с тем, незаконное применение сети, в зависимости от ее параметров: длины, высоты, количества ячеек для лова рыбы, а также в зависимости от количества пойманной при использовании данной сети рыбы, может расцениваться как "иной способ массового уничтожения рыбы". В этом случае виновное лицо будет привлечено к уголовной отвественности по ст. 256 УК РФ (п. б части 1). Данная статья содержит еще несколько квалифицирующих признаков, например, применение самоходного транпортного плавающего средства, в местах нереста или на миграционных путях к ним, с причинением крупного ущерба и некоторые другие.
Также выхухоль может попасть в плетеные ловушки типа морды, применение которых во многих регионах России считается браконьерством.
Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает и издает различные нормативно-правовые акты, касающиеся рыболовства. А следить за их исполнением должна Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю ( Россельхознадзор ) и ее подразделения – в регионах.
А можно ли купить сеть «просто так»?
Согласно региональным Правилам любительского и спортивного рыболовства, запрещенные к применению орудия рыболовства запрещено также свободно продавать на территории конкретных регионов. Кроме того, существует не отмененное по сей день Постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" , пункт восьмой которого запрещает торгующим организациям производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.
Однако, запрет этот далеко не все торговые организации соблюдают. В последние годы, свободная продажа сетей и сетематериалов приобрела массовый характер. Между тем, ответственность за реализацию запрещенных орудий лова рыбы установлена статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) . Ее полное название "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена". Наказание - административный штраф в размере: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей. Для всех категорий, наряду с административным штрафом, предусматривается конфискация предметов административного правонарушения, то есть предназначенных для продажи орудий незаконного лова рыбы.
К сожалению, сами инспекторы рыбохраны не имеют права составлять протоколы на продавцов-нарушителей. Согласно КоАП РФ, протокол составить могут должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в настоящее время Роспотребнадзор), должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица федеральных органов налоговой полиции. Затем эти протоколы передаются в суд, который и выносит решение о виде и размере взыскания.
Но у всех этих государственных служб имеется длинный список и разнообразных обязанностей, до экологических правонарушений руки доходят редко. А порой не хватает квалификации, поскольку данная сфера юриспруденции не ограничивается парой-тройкой документов. Например, в действующем уголовном законодательстве предусмотрено 17 составов экологических преступлений ( гл. 26 УК РФ ) и 40 составов административных правонарушений ( гл. 8 КоАП РФ ).
Экологическая милиция – подразделение Министерства внутренних дел РФ, к сожалению, существует лишь в нескольких регионах России. Ее создание и налаженная работа помогают борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды.
Еще одна проблема – реклама запрещенных рыболовных орудий. Согласно Федеральному закону «О рекламе», информация о браконьерских орудиях рыбной ловли считается недобростовестной. И следить за этим призвана Федеральная антимонопольная служба, однако, ее полномочия не распространяются на объявления частных лиц, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Различные неправительственные организации, международные сообщества продолжают предпринимать действия в защиту редких видов, в том числе русской выхухоли, путем принятия различных резолюций, соглашений и конвенций. Они также направляют обращения к органам государственной власти с рекомендациями и предложениями.
Есть и положительные примеры, в частности, организация действий по охране выхухоли на базе государственного охотничьего хозяйства, что привело к заметному улучшению состояния ее популяции на этом участке ее ареал.