Eng |
Смирин Владимир (Вадим) Моисеевич (1931 – 1989)
Звенигородская биостанция, 1985. Фото Б.Д. Васильева Детство и юность Владимир Моисеевич Смирин (сам он предпочитал имя Вадим) родился в 1931 году. Родители с детства большое внимание уделяли интересам сына, поддерживали его поиски. В детстве Вадик срисовывал животных из многотомника Альфреда Брема, позже познакомился с книгами Э. Сетона-Томпсона и А.Н. Формозова и полюбил их на всю жизнь. Рисовать животных с натуры начал в эвакуации, в Ташкентском зоопарке. Тогда же он встретил своего первого учителя — Бориса Владимировича Пестинского, герпетолога и художника, который руководил изостудией в ташкентском Дворце пионеров. В 1943 году семья возвращается в Москву. В.М. Смирин поступает в художественную школу, посещает кружок скульптуры при музее-мастерской А.С. Голубкиной, ходит в знаменитый КЮБЗ (кружок юных биологов зоопарка) времен П.П. Смолина. В 1949 году В.М. Смирин становится студентом биолого-почвенного факультета МГУ. Он с уважением вспоминал имена своих университетских учителей — А.Н. Формозова, В.Г. Гептнера, Н.П. Наумова, Г.П. Дементьева. Руководителем его дипломной работы, посвященной биологии копытных Кавказского заповедника, был А.Н. Формозов. По окончании университета В.М. Смирин несколько лет работает в Казахстане, в системе противочумных учреждений, что сыграло немалую роль в формировании его как натуралиста. Краткое, еще в детстве, знакомство с родоначальником российской анималистики Василием Алексеевичем Ватагиным переросло в многолетнюю дружбу. В 1951 году Владимир Моисеевич близко знакомится с ним и вплоть до смерти художника в 1969 году работает в его мастерской. В.А. Ватагина, как и А.Н. Формозова, В.М. Смирин считал главным из своих учителей. Василий Алексеевич научил его работать с твердым материалом в скульптуре, ввел в круг художников-анималистов (А.Н. Комаров, Д.В. Горлов, В.В. Трофимов и др.), был для него образцом упорного труда и уважительного отношения к зверю.
С лисенком. Северные Кызылкумы, Казахстан, 1957 Зрелость В 1967 году В.М. Смирин успешно защищает диссертацию, посвященную структуре природных очагов чумы в Северных Кызылкумах, и целиком сосредотачивается на изучении поведения млекопитающих. В 1970-80-х годах жизнь Владимира Моисеевича тесно связана со Звенигородской биостанцией. В специально построенных вольерах он изучает поведение мелких млекопитающих (летяг, бурундуков, пищух и т.п.), ведет практику у студентов. Владимир Моисеевич находится как бы в эпицентре сразу нескольких русел серьезных научных исследований: экологических работ формозовской школы, широкомасштабных полевых исследований под руководством Н.П. Наумова, фундаментальных этологических исследований группы М.Е. Гольцмана. Он хорошо знаком с активно работающими российскими мастерами анималистического жанра, с детства связан с кругом близких, друзей и учеников В.А. Фаворского, в котором каким-то удивительным образом удержана и сохранена творческая атмосфера и мощь русской культуры первой трети ХХ века. Владимир Моисеевич постоянно рисует, создает скульптуры из кости, дерева, увлекается искусством силуэта. В 1965 году выходит из печати справочник-определитель «Млекопитающие СССР» (Флинт, Чугунов, Смирин, 1965, 1970) с цветными таблицами всех видов фауны бывшего Советского Союза, созданными Владимиром Моисеевичем. Его рисунки появляются в изданиях Красной книги СССР и РСФСР, энциклопедии «Жизнь животных», в научных статьях и монографиях и т. п. Он участвует в выставках анималистов, становится членом Союза художников СССР. Со второй половины 1960-х В.М. Смирин целеустремленно работает над воплощением собственного грандиозного замысла — созданием атласа наземных млекопитающих СССР (позже – Европы и Северной Азии) на основе собственных натурных зарисовок. Собирая материал для будущей книги, он посещает Чукотку и Командоры, Белое море и Каспий, Приморский край и Кавказ, собирает материал в зоопарках и вивариях. 1989 — год трагического ухода В.М. Смирина. А в 1991 году вышла подготовленная им вместе с братом Ю.М. Смириным, также зоологом и художником-анималистом, книга «Звери в природе». На лежбище моржей. О-в Аракамчечен, Чукотка, 1977 Творчество Основную часть наследия В.М. Смирина (более четырех с половиной тысяч листов) составляет графика - натурные зарисовки млекопитающих, в гораздо меньшей степени – птиц и растений. На графических листах запечатлены облик и поведение множества видов млекопитающих, в том числе весьма редких, включенных в международную Красную книгу (сивуч, калан, амурский горал и т.д.) и Красную книгу России (медновский подвид песца и т.д.). Особая черта графики В.М. Смирина – серийность. Виды млекопитающих, с которыми он работал достаточно основательно, запечатлены в обширных сериях рисунков с массой тонко подмеченных поведенческих деталей. Немалая доля из этих листов весьма выразительна и имеет высокую эстетическую ценность. Скульптура представлена работами из дерева и кости. На мастерство В.М. Смирина как скульптора оказало серьезное влияние общение с В.А. Ватагиным, позже – с Д.В. Горловым, знакомство с работами косторезов Чукотки и Аляски. Обширная коллекция силуэтов включает изображения ряда животных, однако большая часть ее посвящена людям. Владимир Моисеевич стремился привнести образ животного и в домашний обиход, быт, делая шкатулки, гребни, кольца с животными, дарил их своим друзьям, коллегам по работе. Нередко и само свое жилище и жилища своих друзей оформлял образами любимых животных. В.М. Смирин мечтал не только издать «Атлас млекопитающих Европы и Северной Азии», которому посвятил большую часть жизни, но и свои лучшие наброски. С коллегами он обсуждал возможность создания книги для детей, а для монографии по летяге подготовил как тексты отдельных разделов, так и блестящую серию рисунков. К сожалению, всем этим замыслам при его жизни не суждено было исполниться. Книга очерков «Звери в природе», подготовленная совместно с братом Ю.М. Смириным, выдержала уже два издания в России и одно – в Великобритании. С учетом авторского замысла были подготовлены к печати и изданы книги: «Владимир Смирин. Портреты зверей Командорских островов» (2007), «Владимир Смирин. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (2008); тома «Ластоногие» (2010), «Хищные» (2011) и «Зайцеобразные» (2018) атласа «Владимир Смирин. Портреты зверей Северной Евразии».
| |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |