Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить
VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2018 г.
«В рисовальную страну хвостатых и пернатых:
экспедиция к секретам мастерства»
ПОЛОЖЕНИЕ
Конкурс посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Традиционно в нем особое внимание уделяется темам, связанным с творчеством этого художника, с классической российской анималистикой.
Конкурс длится почти десятилетие. И вот совсем недавно, работая над книгой с рисунками его участников, организаторам конкурса удалось вместе с художником Ириной Борисовой совершить открытие необычайной важности! Оказывается, все эти годы они, еще не ведая того, вместе с юными художниками, их наставниками и выдающимися мастерами анималистики открывали и открывают неведомую страну.
Это страна открытий, сделанных в природе и творчестве, и секретов мастерства, которыми можно поделиться с каждым. В ней обитают животные, запечатленные карандашом и кистью, живут люди, посвятившие им свои работы. Эта страна помогает узнать, понять и полюбить животных, ведь многие из них нуждаются в нашей заботе и охране.
Эта страна абсолютно реальна, ведь она собирается из переданных в работах юных художников и зрелых мастеров впечатлений от знакомства с животными нашей страны, от наблюдений за ними. И в то же время, это страна, живущая в нашем воображении, которую еще предстоит освоить, представить, придумать. У нее пока нет принятого всеми названия, и вы можете предложить собственную версию. Мы же пока назовем ее для простоты рисовальной страной, ведь именно рисунок соединяет художника и животное, которое он открыл для себя и запечатлел, именно в рисунке проявляются и таятся секреты мастерства.
Итак, теперь настал черед снарядить специальные экспедиции в рисовальную страну с особыми миссиями. Этому и будет посвящен конкурс 2018 года.
Участникам конкурса предлагается в ходе экспедиции выполнить три миссии. Первая из них обязательна для всех. На награждение дипломами 1 степени смогут претендовать лишь те, кто выполнил все три миссии.
В ходе миссии № 1 нужно, опираясь на собственные наблюдения или с опорой на видеофрагменты, описать и зарисовать ряд встреч с животными в природе, подчеркнув, как они «решают» благодаря своим приспособлениям, строению тела, образу жизни, поведению всевозможные «задачки», с которыми сталкиваются. Выполняя миссию № 2, авторы проектов смогут показать, насколько хорошо они понимают творчество мастеров анималистики, их «секреты», а благодаря миссии № 3 включиться в создание рисовальной страны, поделиться со всеми собственным опытом, находками, удачными решениями, дать практические советы. Подробнее о миссиях см. далее, а также в «Методических рекомендациях».
Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники (в выполнении миссий № 2 и № 3 дошкольникам могут помогать педагоги и родители, но при этом нужно, чтобы дети сами сформулировали, что они смогли открыть, понять, придумать).
Конкурсные материалы включают творческие работы, выполненные детьми: серию рисунков, карту, мультимедийную презентацию, дополненные краткими комментариями и описанием проекта в целом, и отвечающие требованиям конкурсного задания. Возможно включение других материалов из экспедиции в рисовальную страну: анимационных этюдов, анималистических загадок, видеорепортажей «с места события» и т.п., помогающих ярче и полнее раскрыть замысел.
Использование фотографий животных не предусмотрено и учитываться не будет.
В помощь участникам конкурса подготовлены методические рекомендации и список рекомендованных источников по анималистике (см. ниже).
За консультациями по тематике конкурса и его заданиям рекомендуется обращаться к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).
Начало приема работ на конкурс — 30 марта 2018 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 мая 2018 г.
Конкурс им. В.М. Смирина 2018 года проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
I. Цели конкурса
1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края, в особенности к тем видам, которые нуждаются в охране.
2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.
3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.
4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.
5. Благодаря игровой форме выделить лучшие примеры выполнения заданий и творческих решений в ходе реализации анималистических проектов, которые затем будут представлены в рамках создаваемого ЦОДП ресурсного центра по анималистике и могут дать толчок созданию таких центров (развивающих творческих сред) в тех организациях, где выполнены данные проекты.
II. Задание конкурса.
Тема конкурса — «В рисовальную страну хвостатых и пернатых: экспедиция к секретам мастерства»
В основу конкурса этого года, как и ряда конкурсов прежних лет положена важнейшая мысль В.М. Смирина, что настоящая встреча с животным — это всегда событие, когда подмечаешь что-то новое, ранее незнакомое, наблюдая и рисуя, проживаешь с животным фрагмент его жизни. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).
Всем участникам конкурса необходимо:
1. Продумать и сформулировать кратко и ёмко цель и задачи экспедиции в рисовальную страну, которые должны быть реализованы в выбранных миссиях (см. ниже), наметить маршрут будущей экспедиции и нарисовать его на карте.
2. Выполнить миссии (от одной до трех).
3. Представить результаты экспедиции в виде:
1) дневника путешествия,
2) серии рисунков животных (формата А3 или А4) с комментариями,
3) карты путешествия с маршрутом (желательна версия карты в виде рисунка),
4) мультимедийной презентации проекта, выполненной в PowerPoint.
6. Заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 1).
В дневнике экспедиции должны быть: 1) введение с указанием цели и задач маршрута; 2) список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию; 3) для миссии № 1 — описание встреч с животными (комментарии к рисункам), для миссий № 2 и № 3 — описание выполнения заданий; 4) заключение с итогами экспедиции; 5) список основных использованных источников, включая ссылки на видеоматериалы на канале YouTube, сайты, фильмы и т.п.
Миссии экспедиции.
В ходе экспедиции можно пройти от одного до трех уровней, выполнив соответствующие миссии. Дипломы 1 степени могут быть присуждены только тем, кто выполнит все три миссии.
Первый уровень.
Миссия № 1. Встречи с животными (обязательна для всех).
1) Изучить животных России в выбранной области (родной край, определенная природная зона, вся страна и т.п.). В качестве объекта могут быть выбраны звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые и др. животные). Желательно уделить внимание тем животным, которые обитают в вашем регионе, заповедниках, национальных и природных парках, заказниках.
2) В серии рисунков запечатлеть встречи с животными на основе опыта собственных наблюдений, сделанных в природе, либо благодаря просмотру подборки видеофрагментов (если это технически сложно, можно использовать другие материалы). Каждый рисунок должен быть снабжен комментарием (что удалось открыть, пронаблюдать, что удивило, поразило, запомнилось в облике и поведении этих животных, чем они интересны, необычны). задачки», с которыми сталкиваются. Если какой-либо вид требует специальной защиты, нужно объяснить, почему, и указать, какие меры для его сохранения нужно предпринять. Советуем при выполнении этой миссии использовать методику «задачек», стоящих перед животным в природе (см. подробнее в «Методических рекомендациях»).
Второй уровень.
Миссия № 2. Мастер-класс художника-анималиста (для творческих, внимательных и вдумчивых участников).
Для выполнения миссии нужно:
1) Выбрать себе в наставники мастера анималистики, который вам близок, интересен, который решал (решает) задачи, сходные с теми, которые вы выполняли в миссии № 1.
2) Попробовать, знакомясь с его работами, материалами о его жизни и творчестве, выделить два-три «секрета» его мастерства, которым вам хочется научиться, и разобраться, как именно он их реализует в своем творчестве.
3) В специальной части презентации и, если нужно, в дополняющих ее материалах представить воображаемый мастер-класс этого анималиста, показав эти «секреты мастерства», что он умеет и как именно это делает, подчеркнув, чему у него можно и нужно поучиться. Важно избегать общих слов, конкретно обосновать свою точку зрения, подтверждая ее примерами (см. «Методические рекомендации»). Можно взять в наставники нескольких художников, причем независимо от эпох, когда они творили (творят), если это связано с вашими интересами и задачами.
Третий уровень.
Миссия № 3. Строим рисовальную страну (для тех, кто не боится решать нестандартные задачи и готов себя считать не только первопроходцами, но и создателями неведомой страны).
Для выполнения миссии необходимо:
1) Объединить итоги выполнения миссий № 1 и № 2, можно учесть также опыт других ваших анималистических проектов, особенно если они были осуществлены в рамках предыдущих конкурсов им. В.М. Смирина.
2) Основываясь на этом, описать, как может выглядеть ваш творческий центр (студия, виртуальный музей, галерея, лаборатория и т.п.) в рисовальной стране и вашей собственной школе (студии, доме творчества и т.п.), желательно нарисовать план (схему) придуманного вами центра.
3) Представить в виде раздела презентации ваш собственный мастер-класс, который смог бы дать начало созданию такого центра. В рамках такого мастер-класса важно кратко показать, каковы ваши главные открытия, продемонстрировать, каковы «секреты» вашего мастерства в выполнении анималистических проектов и как они работают (например, как вы научились наблюдать за поведением животного, представлять его в серии рисунков, делать книгу, выставку-пособие для других, анимационный этюд, придумывать анималистическую загадку и т.д.) и дать конкретные, связанные с вашим личным опытом советы участникам будущих экспедиций.
Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). К работе должны быть приложены анкеты участников (педагогов и школьников).
На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).
Презентации должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.
Текстовую часть конкурсной работы также желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.
III. Критерии оценки конкурсных работ
Жюри конкурса будет оценивать как качество серий рисунков и презентаций, так и полноту, оригинальность и содержательность описания вашего путешествия:
При этом основное внимание будет сосредоточено на следующих критериях:
1) соответствие идеи и выбранной темы задачам конкурса;
2) содержательность, полнота охвата задач, стоящих перед участниками конкурса;
3) знания о животных, их поведении, образе жизни, условиях, в которых они обитают; знания о художниках-анималистах, понимание особенностей их творчества;
4) умение передать эти знания в сериях рисунков и комментариях к ним, в подготовленных при выполнении миссий мастер-классах о творческом центре анималистики, в презентациях;
5) художественная выразительность, оригинальность и гармоничность формы;
6) способность к командной работе над проектом, творческая активность детей и уровень понимания ими значимости общего дела, в котором они участвуют.
В состав жюри войдут профессиональные зоологи, исследователи анималистики, педагоги, художники. Жюри имеет право скорректировать процедуру оценки конкурсных работ, ориентируясь на их особенности.
Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.
IV. Подведение итогов
Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Олексенко Александра Ивановича (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).
Начало приема работ на конкурс — 30 марта 2018 г.
Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 мая 2018 г.
Список финалистов конкурса будет объявлен и опубликован на сайте Центра охраны дикой природы в июне 2018 г.
Награждение победителей, рассылка дипломов, грамот, ценных призов будут проведены в октябре-ноябре 2018 г.
Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса, в проектируемом ресурсном центре анималистики ЦОДП и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.
V. Адрес конкурса
Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html.
Работы просим высылать по адресу:
Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)
117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2
а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru
Тел./факс: 8 (499) 124 71 78
тел. 8 (499) 124 50 22
Оргкомитет конкурса