Eng

  На главную страницу

 

Десятый конкурс им. В.М. Смирина

О В.М. Смирине

Галерея

Морские млекопитающие

Видеотека «Поведение морских млекопитающих»



Итоги Девятого конкурса, 2023


Итоги Восьмого конкурса, 2019


Итоги Седьмого конкурса, 2018


Итоги Шестого конкурса, 2017


Итоги Пятого конкурса, 2016


Итоги Четвертого конкурса, 2015


Итоги Третьего конкурса, 2014


Итоги Второго конкурса, 2011


Итоги Первого конкурса, 2009-2010



Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить

VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2017 г.
«Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе»

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

Из общения с учителями мы знаем, что поначалу они испытывают затруднения, ведь сами задания, задачи конкурса непривычны. Но стоит педагогу с учениками преодолеть первые трудности, и команда, работающая над проектом, увлеченно отправляется в путь. Необычность и сложность задания помогают в итоге достичь более высоких и интересных результатов.

Чтобы этап вхождения в проект оказался менее сложным, предлагаем ряд рекомендаций.

Если у вас останутся вопросы и затруднения, на этапе запуска проекта можно обратиться за консультацией к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (письма отправлять на адрес smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Каким может быть путешествие

Конечно, в рамках учебного года отправиться в настоящее дальнее путешествие, чтобы изучить поведение различных животных вряд ли удастся, да и посетить многие места, чтобы за ними понаблюдать, школьникам непросто. Чтобы у конкурсантов 2017 года было больше возможностей поработать в природе, понаблюдать за животными в естественных условиях, например, во время летней практики или небольшой экспедиции, мы изменили сроки подачи работ: проекты должны быть поступить в оргкомитет осенью.

Кроме того, у конкурсантов есть ряд других возможностей.

Можно провести небольшую экскурсию в природу и положить ее в основу своего проекта, существенно дополнив другими материалами. Такой «живой» основой могут быть и впечатления от собственных путешествий в прошлом, от посещения зоопарков.

Можно отправиться в воображаемое путешествие. Этот вариант оптимален для младших школьников, а также дошкольников, которым помогут родители и педагоги. Но такое путешествие должно опираться на хорошее изучение животных по доступным вам материалам.

Замечательно, если в основе вашего путешествия будут лежать не только собственные интерес и увлеченность, но и обнаруженная вами реальная проблема:

- недостаток знаний у вас, ваших сверстников или младших товарищах о животных родного края и о художниках, запечатлевших его животный мир, — возможно, вашей школе уже давно пора завести собственный музей или организовать выставку анималистики;

- отсутствие в школах оригинальных пособий по анималистике, столь важных для детей, – почему бы не попробовать их сделать своими руками;

- забота о животных вашего края, требующих охраны;

- стремление открыть другим творчество художника-самородка, малоизвестного широкому кругу, и т.п.

Ориентируясь на подобную проблему и организовав ваше путешествие так, чтобы оно помогло ее разрешить, вы сможете реализовать социально значимый проект. Его результаты будут ценными для многих.

Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных.

Как использовать в проекте «видеонаблюдения»

Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.

Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов (см. ниже).

В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим. Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.

К творчеству каких художников-анималистов обратиться.

Как найти необходимые материалы

Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.

Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мастеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить свою работу косторезам Чукотки) и т.п.

Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.

Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).

Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.

Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту. Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса (см. далее).

Анимация в природе: что мы под этим понимаем

Задача конкурса — научиться видеть и передавать характерные процессы в жизни животных, будь то их движения, эпизоды поведения, в т. ч. взаимодействия друг с другом, игры и т. п., сумев их представить в виде серии рисунков (раскадровки, «фильма в картинках» для детей младшего возраста), снабженной комментарием, по возможности в виде небольшого анимационного этюда.

В коллективном проекте его общую тему можно отразить достаточно полно благодаря нескольким сериям таких раскадровок и нескольким анимационным этюдам либо их сочетанию: очень интересным может быть проект, включающий, например, представление разных стадий его осуществления (фрагментов наблюдений с натуры, предварительных и завершающего вариантов раскадровки и собственно краткого анимационного этюда из нескольких эпизодов, объединенных общей темой проекта).

Надо ли обязательно включать в проект анимационный этюд? В какой технике его делать?

В настоящее время простейшие методики анимации уже знакомы и учителям, и школьникам. Но опыт и возможности у всех разные, поэтому мы предлагаем вам, работая над темой проекта 2017 года, выбрать тот вариант, который вам доступнее и лучше отразит ваши интересы и возможности. Естественно, вы вправе придумать и свой собственный, соответствующий положению конкурса.

Далеко не все коллективы владеют технологиями анимации, поэтому отсутствие анимационных этюдов не является препятствием для участия в конкурсе и победы в нем.

Если же вы хотите попробовать свои силы в анимации, то можете обратиться в разным техникам. Важно лишь при этом следить за тем, чтобы она не нивелировала, не искажала особенности движения, поведения животных, а наоборот, помогала их подчеркнуть и точно выразить.

Не гонитесь за длительностью таких эпизодов. Даже самый краткий, но выразительный этюд гораздо ценнее, чем невнятный длинный ролик.

Анимация в анималистике

Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.

В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.

Можно ли обращаться «за помощью» к анимации?

Задачи конкурса – увидеть анимацию в природе. В своих работах мастера анимации часто в поисках выразительности, следуя за полетом своего воображения, далеко уходят от той задачи, которая стоит перед участниками конкурса. В то же время важно у них научиться, как в серии рисунков («раскадровке») или в анимационном этюде передать выразительность движения зверя.

Выдающийся режиссер-мультипликатор Ю.Б. Норштейн, подчеркивая особенность творчества Ю.Б. Смирина, отмечает, что для художника-натуралиста важно обладать высокой культурой, чтобы увидеть самое простое действие природы.

Задачей работ для нашего конкурса как раз и является умение увидеть такое простое (и сложное) действие природы, животных и суметь передать его в своей работе.

Внимательный анализ того, как аниматоры передают движения, характерные эмоции, бег, полет и т.п. животных, может помочь в вашей работе. Однако есть определенные опасности: важно не уйти от точности ваших наблюдений за животным, не погнаться за «мультяшностью», когда в облике животного уже просматривается некий человечек либо условный обезличенный персонаж. Важно передать именно этого животного с характерным для него способом движения и поведением, не превращая его в условного персонажа либо в человека, как бы спрятанного в шкуру зверя или оперение птицы.

Какие задачи важно поставить перед собой в проекте 2017 года?

Первый круг задач – исследовательский: важно выявить наиболее характерные эпизоды движения или поведения животных и постараться их как можно точнее и выразительнее передать, а также отразить это в комментариях.

Второй круг задач — эстетический. Важно, чтобы работа была оригинальной, выразительной, цельной при том, что она стоит из серии рисунков либо представляет собой анимационный этюд.

В идеале решение одной из этих задач должно помочь решению другой.

В какой форме может быть выполнен проект?

У разных участников конкурса исходный опыт разный, особенно в отношении анимации.

Чтобы каждый, кто серьезно заинтересовался его темой, мог проявить себя, мы предлагаем несколько вариантов.

1. Раскадровка эпизодов с комментариями к ней (последовательно, к каждому кадру в виде четкого и связного комментария, который можно уподобить, например, голосу за кадром)

2. Рассказ в виде фильма в картинках с подписями. Этот вариант – для дошкольников и для школьников первых классов школы, которым еще сложно подготовить раскадровку.

3. Один или несколько связанных единой темой анимационных этюдов, которые могут быть выполнены в самой разной технике (перекладки, рисованной, песочной, пластилиновой, на основе силуэтной миниатюры и т.п). Желательно, чтобы на исходных стадиях анимационной технологии были использованы элементы, сделанные руками, т.к. чисто компьютерная анимация, на наш взгляд, наименее органична для выполнения заданий конкурса.


Список рекомендованных источников по анималистике

Предлагаемая подборка в никоей мере не претендует на полноту и подготовлена, чтобы обратить внимание педагогов и учащихся на ряд изданий и имен. В ее основу положены приоритеты и задачи Конкурса им. В.М. Смирина, основное внимание уделено персоналиям. Часть изданий размещена на сайте ЦОДП www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html

Работы по анималистике

Государственный Дарвиновский музей. Москва. // Автор текста и составитель каталога В. Удальцова. – М.: Белый город, 2007. – 64 с. В издании представлено художественное собрание анималистики Государственного Дарвиновского музея. Отдельные разделы посвящены творчеству художников-анималистов В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, А.Н. Комарова и К.К. Флерова.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009 / Сост. Л.Я. Петрунина, при участии В.С. Ионкиной, Н.В. Усновой; научн. ред. Л.В. Марц. – Москва: Экспресс 24, 2010. 188 с. Редкий пример представительной подборки статей по анималистике, включая обращение к ней в просветительских и образовательных целях. Статьи по материалам уникального совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Государственного Дарвиновского музея.

Домашние и дикие. Анималистика в русском искусстве 18–21 веков из собрания Государственного Русского музея / Сост. Александр Боровский, Марина Стекольникова. / Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 63. – СПб: Palace Editions, 2004. – 152 с. Переиздано в 2009 г. Емкий и содержательный, великолепно изданный каталог выставки. Дает представление о развитии жанра анималистики на протяжении трех столетий.

Олексенко А.И. «Книжка с картинками»: учит ли она видеть природу? // Охрана дикой природы. 2006. № 4 (38). C. 13–15, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/38/st03.html.

Олексенко А.И. Классика, без которой выросло несколько поколений. В чем ценность отечественной анималистической традиции? // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 84–95.

Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 156–165.

В этой подборке статей развивается подход, положенный в основу конкурса им. В.М. Смирина и изданий по творчеству В.М. Смирина, подготовленных ЦОДП.

Создаем музей анималистики // Сост. А.И. Олексенко, А.А. Могильнер. – М.: ЦОДП, 2011. – 22 с. Сборник по материалам 2-го конкурса им. В.М. Смирина.

Творческий альбом «С любовью к животным». Автор проекта В. Павлушин. Новосибирск, 2008. Редкий пример издания, специально посвященного творческому конкурсу по анималистике.

Художники на сайте Зоологического музея Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. http://zmmu.msu.ru/musei/istoriya/hudojniki

Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf (о методике рисования с видеонатуры).

Персоналии

Бахтин Виктор Владимирович

Бахтин В.В. Прикосновение к тайне: альбом. – Красноярск: РАСТР, 2008. – 72 с.

www.rasterprint.ru/content/bakhtin-viktor-vladimirovich (биография и электронная версия альбома художника, презентация проекта «Возвращение Ковчега», избранные работы художника).

Белашов Александр Михайлович

Белашов А.М. Как рисовать животных: Советы начинающим. — М.: Юный художник, 2002. — 32 с.

Ватагин Василий Алексеевич

Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999.

Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. – М.: Советский художник, 1980.

Ватагин В.А. Образ животного в искусстве. – М.: ЗАО «Сварог и К», 2004. – 304 с.
В альбоме опубликована интереснейшая часть наследия художника, посвященная зарисовкам образцов анималистики многих культур.

Василий Алексеевич Ватагин. 1884-1969: к 125-летию со дня рождения художника: каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М.: М-Сканрус, 2008.

Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международ-ной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – М.: Экспресс 24, 2010.

Киплинг Р.Д. Маугли: повесть-сказка. Рисунки В.А. Ватагина. – М.: Проспект, 2011 (и другие издания).

Горбатов Вадим Алексеевич

Горбатов В.А. Под пологом русского леса. – М.: Вече, 2008. – 312 с.

Горбатов В.А. Среди льдов и джунглей. – М.: Вече, 2014. – 336 с.

www.gorbatov.ru – официальный сайт художника.

Великолепно изданные альбомы позволяют познакомиться с творчеством одного из лучших российских анималистов. Представляя свои работы, художник делится тем, как они были созданы, что было очень важно пережить, пронаблюдать и подметить в многочисленных путешествиях по России и другим странам.

Гудков Вадим Максимович

Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. – М.: Вече. 2007. – 592 с.

Черкасова М.В. В.М. Гудков – натуралист и художник.

www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=297

В.М. Гудкову принадлежат многочисленные статьи в журнале «Юный натуралист»

Данов Ростислав Александрович

Даревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся. Москва: Высшая школа, 1988. 463 с. Включает 194 графических рисунка художника.

Творчеству Р.А. Данова посвящен ряд публикаций, включая статью в Википедии с соответствующими ссылками.

Гребенников Виктор Степанович

Гребенников В.С. В стране насекомых. Записки и зарисовки энтомолога и художника. – М.: Колос, 1979. – 168 с.

Гребенников В.С. Тайны мира насекомых. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – 272 с.

Гребенников В.С. Мой мир. – Новосибирск: Советская Сибирь, 1998. – 319 с.

Непростая судьба. Зачарованность миром насекомых такая же, как у знаменитого Фабра, но Фабр не умел так рисовать.

Кондаков Николай Николаевич

Иванов Б.Г., Гептнер М.В. Николай Николаевич Кондаков — художник, зоолог, путешественник (10.05.1908–23.01.1999) // Бюл. Моск. об-ва испытателей природы. Отдел биологический. — 1999. — Т. 104. — Вып. 4. — С. 70–74.

См. также: www.knigakamchatka.ru/pdf/nazvany-ih-imenami.pdf

Фабр Жан-Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с французского и обработка доктора биологических наук Н.Н. Плавильщикова. – М.: Учпедгиз, 1963. – 460 с.

Увлекательные истории, книги замечательно проиллюстрированы Н.Н. Кондаковым.

Комаров Алексей Никанорович

Комаров А.Н. Рассказы старого лешего. – М.: Армада-пресс, 1998.

Многочисленные издания с рисунками художника. Одно из лучших

Спангенберг Е. Из жизни натуралиста. – М.: Молодая гвардия», 1955. – 526 с. (см. также др. издания книги).

Курдов Валентин Иванович

Бианки В.В. Лесная газета. Художник В.И. Курдов. – Л.: Детгиз, 1958 (а также издания других лет; к сожалению, в переизданиях последних десятилетий нередко радикально изменен макет книги, что для этой уникальной книги просто недопустимо).

Курдов В. О моих книжках // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Зап. и коммент. В.И. Глоцер. – М., 1987. – С. 103–121.

Смирин Владимир Моисеевич

Смирин Юрий Моисеевич

Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1991; 2-е изд. – М.: Армада-пресс, 2001.

Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию / Сост. Олексенко А.И., Зименко А.В., Зубчаниновой Е.В. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2007. — 60 с.

Смирин В.М. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии. Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2008. — 92 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Т.Ю. Лисицына, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. — 264 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Pinnipeds_2010_sm.pdf

Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2011. — 416 с.

Смирин Ю.М. Анималистическое искусство как метод зоологических исследований: достижения и проблемы. Бюлл. МОИП, 1999. Отд. биол., Т. 104, вып. 5, с. 50–60.

Олексенко А.И. Несмолкающая симфония жизни // Охрана дикой природы. 2001. № 4 (23). C. 29–36, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/23/oleksenko.html

Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы, 2004, № 1 (27). С. 10–13, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/27/st03.html

Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html.

Формозов Александр Николаевич

Формозов А.Н. Спутник следопыта. – 7-е изд. – М.: КомКнига, 2006 (и другие издания).

Формозов А.Н. Среди природы. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: ИНФОЛИО-

пресс, 1997 (и другие издания).

Смирин В.М. А.Н. Формозов – натуралист-художник // Бюл. МОИП. Отд. биол. Т. LXXX. Вып. 1. 1975. – С. 25–30.

Формозов А.А. Александр Николаевич Формозов: Жизнь русского натуралиста. М.: КМК, 2006. – 208 с.

Чарушин Евгений Иванович.

Чарушин Николай Евгеньевич

Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983.

Многочисленные издания и переиздания книг с рисунками худож

 

 

| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены