Eng |
«У книжной полки» РАССКАЗЫ ППСа — НАШИМ ДЕТЯМ А. Вахрушев Далеко не всем людям судьба дарит настоящих Учителей и Друзей. Нам повезло: мы вместе с другими ребятами выросли в настоящей дружной семье – кружке юных биологов ВООП. Всему этому мы обязаны нашему Учителю – Петру Петровичу Смолину или ППСу, как мы его все называли. Петр Петрович не только научил нас по-настоящему любить и понимать природу, но и своим собственным примером преподал нам урок бескорыстного служения людям и своему делу. В начале 90-х годов нам – преподавателям и ученым Александру Вахрушеву, Олегу Бурскому и Александру Раутиану – представилась возможность написать учебники по естествознанию для начальной школы. Поначалу мы решили отказаться, ведь мы не были методистами и не имели опыта такой работы. Мы понимали, что не сможем выбрать тот небольшой и доступный материал, который принято рассказывать детям. Но ведь Петр Петрович рассказывал нам обо всем, он никогда не говорил: “Подрастешь – узнаешь”. Именно этот разговор с ребятами на равных и привлекал нас – школьников. А еще мы подумали о том, что наши дети могут прожить жизнь, так и не узнав о рассказах Петра Петровича. И нам пришла в голову смелая мысль. А если написать учебники не так, как это принято. Если позволить себе рассказывать обо всем, как это делал наш учитель – Петр Петрович Смолин. И тогда мы решили написать книги для своих детей. Даже героями в них стали наши дети. И мы написали учебники “Мир и человек” для начальной школы (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Мир и человек. Учебники для 1—4 классов.— М.:Дрофа, 1997—2000). Каковы же особенности этих книг? На занятиях у Петра Петровича всегда было захватывающе интересно. Это совсем не напоминало обычную школу. И мы сделали учебники, которые интересно читать и особенно интересно решать по ним задачи, даже взрослым. Активное обсуждение и совместные поиски правильных решений детских проблем с родителями иногда получают продолжение даже на родительских собраниях. Поэтому, например, название параграфа у нас “Путешествие бутерброда”, а не “Пищеварительная система”. На занятиях кружка мы с увлечением слушали о различных птицах и растениях, об устройстве природы и не задумывались, как наш учитель подбирает темы для занятий. Но когда мы стали читать книги, то с удивлением обнаружили, что все, что там написано, было в той или иной степени нам уже понятно. Только став взрослыми, мы осознали, что Петр Петрович давал нам не разрозненные факты — у него была своя система устройства природы. Поэтому, помня об этом, при составлении учебников мы старались, опираясь на опыт ребят, сформировать у них целостную картину окружающего мира, позволяющую легко воспринимать и усваивать любую новую информацию, находить ей место. На занятиях у ППСа каждый мог заниматься и тем, что его интересует. В кружке были юннаты — специалисты в разных областях и это было здорово. Одни ребята хорошо знали растения, другие – животных. А в школе с каждого требовали одинаковые общие знания. В наших учебниках есть очень небольшой набор обязательных знаний и огромное количество увлекательных сведений, которые запомнит именно тот, кто ими интересуется (принцип “минимакса” А.А. Леонтьева). Например, во 2 классе наши ученики знакомятся с притяжением Земли. При этом одни ребята смогут использовать полученные знания для объяснения причин вращения Луны вокруг нашей планеты, другие – для объяснения разрушения гор под действием стекающей вниз воды, третьи станут интересоваться влиянием притяжения Земли на строение человеческого лица (брови расположены над глазами и таким образом задерживают стекающий под действием притяжения Земли пот). Ученики будут искать в наших учебниках ответы на свои заветные вопросы, а для нас как авторов — главное, что на интересных для них примерах дети познакомятся с важнейшим законом природы. В кружке никто ничего не запрещал, нас не делили на маленьких и больших.Поэтому и в наших учебниках ребята могут узнать обо всем, что их заинтересует. Это — сразу и учебник, и энциклопедия. Мы старались создать такие книги, которые позволяли бы найти ответ на любой вопрос. Причем подавляющее большинство ответов совсем не обязательно запоминать, это сделают лишь те, кому это интересно. Тексты в наших учебниках не нужно заучивать. Решая многочисленные задачи, применяя новые знания на практике, ребята поневоле усваивают важнейшие из них. В науке нет места абсолютным истинам. Настоящий исследователь природы потому и может сделать открытие, что готов сомневаться, готов посмотреть по-новому на давно известные вещи. А в школе все знания даются готовыми — такими, которые раз и навсегда установлены. Мы постарались написать учебники, не дающие истину в последней инстанции. Ребята на уроках слушают проблемный вопрос учителя и самостоятельно высказывают и отстаивают свои гипотезы, лишь потом сверяясь с текстом учебника. Они вместе с учителем заново открывают законы природы, учатся иметь свою точку зрения. Наконец, в кружке мерилом всех ценностей были знания о Природе. Поэтому наши детишки уже в 3-м классе знают основные группы растений и животных, ищут и находят везде круговороты веществ и “профессии” живых организмов в них: производителей или “кормильцев”, потребителей или “едоков”, разрушителей или “мусорщиков”. Это позволяет им уже в начальной школе наравне со взрослыми искать выход из возникших перед человечеством экологических проблем. Ведь, например, важнейшая для экологии проблема загрязнения – это следствие незамкнутого круговорота в природе. Нам повезло, мы нашли единомышленников. Теперь такие учебники есть не только о природе. Нас много, и мы называемся Образовательной программой “Школа 2100”. Мы уже написали книжки не только для начальной школы, но и для дошкольников, и для средней школы. Наши учебники по окружающему миру (Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебники-тетради для 1–4 классов. — М.: Баласс, 1997—2000) стали частью большого комплекта новой учебной литературы. Каково же содержание этих учебников, которые мы написали для своих детей? Один из законов экологии гласит, что “все связано со всем”. В учебниках 1-го класса этот закон был применен к жизни каждого ученика. Переходя от темы к теме вслед за героями учебника, школьник узнавал, что связан незримыми нитями со всем окружающим миром. Но где же живет современный школьник? Мы считаем, что могущество человека привело к тому, что нашим домом стал уже не конкретный населенный пункт, и даже не страна, а вся планета в целом. Ведь деятельность людей стала глобальной. Вот почему во 2-м классе мы предлагаем ребятам географическую карту, с помощью которой отправляемся в путешествие по всей планете, ищем родину всех известных нам вещей и явлений. 3-й класс посвящен изучению живых организмов. Мы знакомим школьников с важнейшей ролью жизни в наведении “порядка” в биосфере. На примере собственной квартиры ребята узнают о круговороте веществ, который объединяет все живые организмы и обеспечивает поддержание постоянных условий на нашей планете. Здесь же школьники узнают об ошеломляющем разнообразии живой природы, об удивительных приспособлениях живых организмов к среде обитания. 4-й класс посвящен человеку. Ребята изучают основные особенности строения человека, самостоятельно выводят правила, которые позволяют быть здоровым. При этом акцент сделан на функциях своего тела, которые ученики могут оценить на собственном опыте. Специфика человека состоит в том, что, познавая законы природы мощью своего ума, человек создал вторую рукотворную природу. Поэтому по второй части учебника ребята проводят опыты, изучая свойства воды, воздуха, горных пород и полезных ископаемых и знакомятся с теми способами использования богатств природы, которые изобрел современный человек (выталкивающая сила и строительство кораблей, сообщающиеся сосуды и водопровод). Только те люди смогут жить в сфере разума – ноосфере, которые не только поняли устройство природы, но и научились вести себя в ней так, чтобы сохранить источник своего благосостояния – живую оболочку планеты. Поэтому в конце курса начальной школы ученики самостоятельно формулируют правила нашего общежития с природой. “Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться”, – писал В.О. Ключевский о важности истории для жизни человечества. Но облик современной природы также несет на себе отпечаток истории планеты. Ведь приспособленность всех организмов и устойчивость земных сообществ – достояние истории. Наконец, только в историческом контексте можно понять положение и роль человека на нашей планете. Поэтому в учебнике 5-го класса “Земля и люди”, написанном еще одним учеником Петра Петровича Смолина, Кириллом Еськовым (Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Земля и люди. Учебник по естествознанию для 5-го класса. — М.: Баласс, 2000), ребята выясняют историю нашей планеты и важнейшие этапы становления современного органического мира. Они узнают о том, как образовалась Земля, как появилась на ней жизнь, как она развивалась. Знакомятся с прежними эпохами, когда на Земле жили гигантские ящеры и еще менее известные животные. Этот курс будет хорошей основой для биологии. Изучая его, школьники смогут извлекать из прошлого те исторические уроки, которые позволят современному человеку сохранить природу. Так судьба подарила нам шанс написать книги для детей и рассказать им о том, чему научил нас наш учитель – Петр Петрович Смолин. И мы им воспользовались. О том, удалось ли нам это, судить детям – читателям и их родителям. Учебники можно заказать по адресу: 111672, Москва, а/я 177 | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |