Eng |
«Встреча поколений» МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКА И ЭКОЛОГИЯ Ю. Музланов,
Экологическое образование — формирование системы экологических взглядов подрастающего поколения — включает в себя воспитание (система воздействия на личность, побуждающая поступать в соответствии с принципом гармонизации взаимоотношений Природы и Человека) и обучение (система целенаправленной передачи экологических знаний и формирование навыков их самостоятельного приобретения). При дальнейшем анализе проблемы экологического воспитания следует отметить одну особенность. Оказывается, гармонизируя отношения человека с окружающей природой, мы неизбежно придем к необходимости гармонизации отношений человека в обществе, с другими людьми. По сути дела, традиционное нравственное воспитание есть не что иное, как воспитание экологическое! Вероятно, это и есть предмет социоэкологии. Ведь нравственность — чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействия не только с обществом, но также с живой и неживой природой. Нравственные положения так или иначе реализуются через систему таких институтов, как школа, церковь или даже политические партии. При известной доле воображения можно найти нечто общее между экологическими “законами” Б. Коммонера, заповедями христианства и даже “моральным кодексом строителя коммунизма”. Нельзя не согласиться со словами А. В. Яблокова о том, что “сегодня антиэкологическое становится неизбежно аморальным, это должны понимать и помнить все имеющие отношение к воспитанию будущих граждан” (1990). Одной из величайших задач нравственного воспитания должна стать задача формирования такой личности, у которой будет выработана потребность существования в гармонии не только с собой (или ограниченным кругом близких людей и домашних животных), но и со всеми людьми, независимо от цвета их кожи, национальности и вероисповедания, со всем обществом, со всей природой. Природа — объект изучения и средство воспитания В последнее время интенсивно разрабатываются различные приемы и методы экологического образования школьников в аудитории. Сюда можно включить различные печатные пособия, аудио- и видеоматериалы, возможности Интернета. Бесспорно, если школьники не имеют возможности взаимодействовать с природой напрямую, то и такие формы работы хороши. Но они далеко не самые результативные, хотя бы потому, что не могут заменить общения с живой природой, возможности ощутить себя ее частью. Так как же можно воспитать потребность Человека существовать в гармонии с окружающим миром? Есть только один путь – учиться у Природы, пока ее не загубили до конца. Именно общение с природой, сам процесс познания ее великих закономерностей — могут стать едва ли не самым эффективным (а может быть, и единственным!) средством воспитания высоконравственных людей. Стоит задуматься: может ли Природа научить плохому? Ответ очевиден: нет! Умение видеть красоту родной природы, умение слушать шум дождя и пение птиц – это ли не прекрасная цель и одновременно средство воспитания высоконравственного человека? Удивляться красоте маленького бриллианта – росинки на листе травинки, ощущать ни с чем не сравнимый вкус “лисичкиного хлеба”, понять радость духовного единства близких людей — единомышленников в походе или научной экспедиции — это просто здорово! Если испытывающий жажду человек ощутит вкус кристально чистой воды из родника, то следующим шагом для него может стать потребность его очистить, оборудовать и даже украсить. Полюбив природу, поневоле научишься ее ценить, беречь, рационально использовать и возобновлять ее ресурсы. Ощутив прекрасные эмоции, возвышенные чувства, неземную радость от общения с природой и людьми, поневоле будешь стремиться ощутить это еще и еще раз. Действительно, у человека, посадившего дерево или расчистившего родник, побывавшего в исследовательской экспедиции по родной стороне, никогда не поднимется рука на большие и малые создания Природы… По крайней мере, на это хочется надеяться и в это верить. Лечение птицы с перебитым крылом для ребенка может принести гораздо больше, нежели ухаживание за “тамагочи”. Но вот тут уже нужны знания. Многолетний опыт работы показывает, что наиболее эффективен в экологическом образовании подрастающего поколения целостный научно-исследовательский подход (Музланов, 1999; Музланов, Лобов, 2000; Лобов, Музланов, Шляк, 2001). Эпизодические промеры березовых листьев, даже “на оценку” не принесут школьнику ничего полезного (может быть, кроме оценки). Совсем по-другому будет обстоять дело, когда ученик получает задание провести самостоятельное исследование, выполняет его, сам собирает и обрабатывает материал, оформляет работу, защищает ее, представляет свои результаты на конференциях юннатских работ. Экологическая экспедиция (каникулы) Обязательный этап научных исследований — сбор материала непосредственно в природе. Главной же формой осуществления такой работы, помимо традиционных натуралистических экскурсий и получивших широкое распространение в последнее время экологических лагерей являются биологические, экологические научно-исследовательские экспедиции школьников. Говоря о важности проведения научных исследований с привлечением школьников, мы ни в коем случае не имеем в виду использование их в качестве дешевой рабочей силы по сбору данных для диссертации руководителя. Полученные в экспедиции материалы (или информация) могут (и должны!) стать основой для написания школьниками и студентами самостоятельных исследовательских работ. Если экспедиции проводятся на протяжении ряда лет, то научная значимость полученных материалов возрастает многократно. Другим важным аргументом в пользу проведения экспедиций служит интерес и желание участников работать. Очень часто уже в ходе проведения исследований сами подростки решают встретиться через год именно в этом месте, поскольку все их положительные эмоции сформировались в устойчивый ассоциативный комплекс “природа – друзья - наука”. Таким образом, во время проведения исследовательских экспедиций можно успешно решать задачи как чисто научного плана, так и экологического образования. При этом особое значение для экологического воспитания подростков имеет непосредственное общение не только с природой, но и с тесным кругом единомышленников в процессе решения общественно-важной задачи. Именно здесь многие ребята впервые вместе встречают рассвет в лесу, ощущают приятную усталость после трудного дня, попадают под теплый летний ливень. Во многих случаях эти приятные эмоции могут оказаться определяющими для всей последующей жизни. В экспедиции осуществляется начальный этап целостного процесса исследовательской деятельности. Если постановка проблемы и поиск методов ее решения определяются научным руководителем (или научным консультантом) задолго до проведения самой экспедиции, то в поле во время сбора материала или информации и их первичной обработки иногда удается полученить предварительный результат. Это всегда крайне интересно, но требует солидной подготовки, и не всегда с этим следует спешить. Помимо чисто научных аспектов участие в работе биоэкологической экспедиции играет существенную воспитательную роль для подростков. Ведь именно здесь, наедине с природой, в кругу единомышленников, проверяются на прочность основные свойства личности ребят. Именно в экспедиции окончательно формируются такие качества, как дружба, честь, альтруизм, находчивость и многие другие. Только здесь, в непосредственной близости к природе, можно увидеть ее удивительную красоту и вместе с тем беззащитность перед человеком. Научно-исследовательская экологическая лаборатория школьников (учебный год) Работа, проведенная во время экспедиции по сбору материала, должна непременно продолжаться во время учебного года, образуя законченный цикл. Логичным завершением этого процесса является участие ребят со своими докладами на различных форумах юных исследователей природы (например, в рамках весенних “Дней защиты от экологической опасности”, и т.д.), а также проведение итоговой аттестации (сдача экзамена по биологии в форме реферата, точнее экспериментальной работы, что, на наш взгляд, гораздо ценнее). Стратегия научных исследований: описательная натуралистика – популяционно-биологические исследования — биомониторинг экосистем (оценка здоровья среды) При всем многообразии тем исследований существуют определенные стратегические направления. Определяющим, на наш взгляд, является направление “от натуралистического краеведения – к популяционному биомониторингу” (Музланов, 1999). Как бы ни были интересны исследования “влияния лунного света на рост телеграфных столбов”, приоритетными должны считаться следующие:
Помимо этих направлений целесообразно проводить параллельные наблюдения — осуществлять мониторинг среды (уровень радиации, качество воды природных водоемов и др.). Некоторые результаты работы В качестве примера приведены результаты деятельности учащихся Заревской средней общеобразовательной школы Михайловского района. Более десяти лет ежегодно группа школьников ездит в исследовательские экспедиции по Рязанской области, а во время учебного года обрабатывает собранный материал, “доводит до ума” результаты своих исследований. Так, каждый год группа старшеклассников пишет экзаменационные научные работы по различным аспектам изучаемой проблемы. Помимо этого следует упомянуть следующие достижения школьников:
Работа научного руководителя вместе с консультантом (нам здорово повезло, что у нас такой шеф — Алексей Владимирович Яблоков!) сводится к определению стратегии исследований, внесению корректив, публикаций научных и методических аспектов деятельности. Так, автор участвовал в работе следующих научно-практических и методических совещаний и конференций:
Автор надеется на диалог и будет признателен за отклики коллегам, которые разделяют (или не разделяют) его точку зрения за отклики. В любом случае, это послужит координации сил всех тех, кто заинтересован в работе по формированию у молодежи экологического мировоззрения в самом широком смысле. Литература: Захаров В. М. Асимметрия животных (популяционно-феногенетический подход). — М.: Наука, 1987. — 213 с. Захаров В. М., Кларк Д. М. Биотест. Интегральная оценка здоровья экосистем и отдельных видов. — М.: Моск. отд. Международного Фонда “Биотест”, 1993. — 68 с. Лобов И. В., Музланов Ю. А., Шляк М. Е. Мониторинг среды, краеведческая натуралистика и популяционно-биоэкологические исследования школьников в системе работы экологического лагеря: из опыта работы // Фауна, экология и эволюция животных: Сб. науч. тр. каф. зоол. РГПУ / Под ред. Чельцова Н. В.; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2001. С. 51—53. Музланов Ю. А. Биоэкологические фаунистические исследования//Методическое пособие. Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 1999. — 40 с. Музланов Ю. А. Животный мир Рязанской области: от натуралистической фаунистики к популяционному биомониторингу//Сб. науч. докл. Зоол. об-ва РГПУ, Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 1999. С. 21—22 Музланов Ю. А., Лобов И. В. Экологические исследования школьников: научно-исследовательская лаборатория в действии//Методическое пособие, Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2000. — 81 с. Яблоков А. В. Фенетика. Эволюция, популяция, признак. — М.: Наука, 1980. — 135 с. Яблоков А. В. Популяционная биология: Учеб. пособие для биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1987. — 303 с. Яблоков А. В. (ред.), Реймерс Н. Ф., Ильичев В. Д. Биология и современность. — М.: Просвещение, 1990. — С. 14. Для контакта: | содержание | вверх | | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |