Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«Природа и общество»

ПРИРОДА ДЛЯ ВСЕХ

Д. С. Львов,
академик-секретарь Отделения экономики РАН, член Президиума РАН

(перепечатано из: Д. С. Львов. «Рентный доход России».
Бюллетень отечественного товаропроизводителя, № 6 (24), М., 2003, с. 4 — 19
).

 

В начале прошлого века В. И. Вернадский говорил о том, что человечеству придется взять на себя ответственность за развитие не только общества, но и биосферы в целом. Добавлю от себя — без этого сохранение на Земле вида «человек разумный» становится весьма проблематичным.

Но принять на себя ответственность за состояние и развитие биосферы, не просто окружающей среды, а системы, в которую органически включено все население Земли, направлять развитие этой системы человечество сможет лишь в том случае, когда ресурсы жизнеобеспечения будут принадлежать всему человечеству. Только в этом случае общество способно будет эффективно контролировать использование природных ресурсов, поддерживать хрупкое равновесие между Обществом и Природой! Теперь самая пора была бы напомнить о «священном контракте» человечества с Богом. Ведь недаром право владеть и использовать землю является центральным мотивом Ветхого Завета. Согласно ему люди в обмен на право пользоваться землей должны вести себя этически и духовно безукоризненно. Этот «контракт» является первым «письменным» свидетельством соглашения, достигнутого «договаривающимися сторонами».

Как справедливо отмечает руководитель Британского Фонда земельных отношений Фред Харрисон, это «соглашение» определило правила справедливого распределения дарованных человеку природных ресурсов. Соблюдение этих правил может обеспечить гармонию внутри единого общества, а также уважительное отношение к естественной окружающей среде. Все вместе взятое представляет собой рамки для устойчивого культурного развития.

Все верования, имеющие свои духовные основы, признают священные начала Природы. Они представляют собой базис для развития принципов справедливости, согласно которым люди должны делиться теми благами, которые дарованы им Природой. Во всех мировых религиях закреплено право каждого человека на равную долю этих ресурсов. Это естественное право стоит на первом месте, имеет нравственный приоритет перед созданными человеком законами, оскорбительно ставящими на первое место материальную сторону жизни.

Даже в мифах и преданиях наиболее ранних родоплеменных обществ признавался священный дар, который получили люди в виде природных богатств. Осознание этого пробуждало в людях чувство справедливости, скрытое в каждом человеке, служило фундаментом присущего им духа кооперации и сотрудничества (речь о распределении) в обществе (см.: Оксфордская декларация. Межконфессиональное провозглашение права каждого человека на равную долю дарованных Богом ресурсов природы. Плейта Колледж, Оксфорд, август, 2002).

Священные отношения позволяли создавать законы и институты, обеспечивавшие понимание каждым человеком своего потенциала. Сегодня в мире нигде не существовала бы бедность, если бы люди не были лишены равного права доступа к земле и ее ресурсам. Для этого мы все должны вернуться к соблюдению исходной этической нормы хозяйствования: земля, природные ресурсы, все то, что не является делом рук человеческих, а даровано нам свыше, от Бога, должно принадлежать всем! Соблюдение этого принципа означает обеспечение равенства стартовых условий для всех граждан и безусловное право каждого из них на получение социального дивиденда от используемых природных богатств.

Остановить разрушающее воздействие нынешней системы общественного жизнеустройства на Природу возможно лишь при выработке и поэтапной реализации всеми странами мира новой социально-экономической доктрины развития человечества. Ее поиском заняты выдающиеся аналитики современности, политические деятели и ученые многих стран мира.
Но продвижения на этом направлении весьма незначительны. И это не случайно. Мешают этому сложившиеся стереотипы мышления, господство либеральной экономической доктрины. Главный ее порок — отсутствие взаимосвязи экономического развития с определяющими, исходными его компонентами — Человеком и Природной средой.

Основное, от чего зависит судьба человечества, осталось вне рамок Вашингтонского консенсуса. Альтернативой концепции Вашингтонского консенсуса могла бы стать концепция, провозглашающая, что природные ресурсы, окружающая человека природная среда, территория, водный и воздушный бассейны, вообще все природные ресурсы являются общественным достоянием, а поэтому должны выступать в форме общественной собственности, т.е. собственности всего населения планеты. Через этот принцип реализуется неотъемлемое право каждого на равный доступ к природному благу, которое не является делом рук человеческих. И для нас совершенно не резон, что исторически процесс западной цивилизации пошел в противоположном направлении. Именно из-за этого ни одна из общественных формаций, включая и капитализм, не сумела устранить глобального противоречия между Обществом и Природой.

На первый план прямо или опосредованно каждый раз выступали другие цели: приумножение дохода наиболее «естественным» и легким путем, в том числе и за счет хищнической эксплуатации ассимиляционного потенциала планеты. Если на первых этапах эволюционного развития, когда разрушающее воздействие производственной деятельности на природную среду было еще не столь масштабным, то теперь, в условиях высочайшей энергетической и информационной насыщенности современных технологий, такое воздействие становится воистину катастрофическим.

Эта проблема выходит за национальные рамки, становится общей проблемой не только преуспевания, но и сохранения рода человеческого. Она куда более масштабна и значима, чем многочисленные другие проблемы, стоящие сегодня перед народами и странами мира: социально-экономическое неравенство, расовые, национальные и религиозные конфликты и т.п. Она как бы стоит над ними и предопределяет возможности решения всех других проблем. И чем быстрее человечество осознает это, тем более вероятной становится позитивная перспектива его существования.

Мы должны четко понимать, что исходным, базовым фактором развития России выступает ее природно-ресурсный потенциал. Все другие факторы производства — и труд, и капитал — выступают производными относительно природного. Это то, что даровано нам свыше — от Создателя. Да, производительные силы труда, опирающиеся на величайшие достижения научно-технического прогресса, сегодня достигли высочайшего уровня производительности. Но одновременно мы являемся свидетелями все нарастающего разрушающего влияния производительной деятельности человека на природу. Идет интенсивный процесс загрязнения окружающей природной среды, человечество во все большей мере сталкивается с проблемой оскудения природных богатств, нехваткой пресной воды, снижения плодородия почв, исчезновения отдельных видов животного и растительного мира, роста природных катаклизмов и т.д.

Достижения науки и техники вступают в разительное несоответствие с деградацией природной среды. И это не случайно. Природный фактор из определяющего элемента общественного развития превратился во вспомогательный, лишь частично учитываемый в системе воспроизводства труда и капитала. А в отдельных случаях он вообще выпадает из системы формирования добавленной стоимости. Поэтому природная составляющая затрат ну никак не уравновешивает реальных затрат труда и капитала в структуре валового национального продукта (ВВП). Их вклад, в особенности капитала, в его прирост оказывается искусственно завышенным. Природная рента рассматривается в этом случае в качестве дарового и как бы неисчерпаемого ресурса. Но реально земельная, а в более расширенном смысле — природная рента приватизируется собственниками земли, месторождений полезных ископаемых, леса, городских площадей под застройкой и т.д. В результате общество для покрытия своих важнейших социально-экономических потребностей и потерь от неэффективной эксплуатации природных ресурсов вынуждено увеличивать налоговую нагрузку на население и бизнес. Тем самым снижается конечный спрос, растут издержки и цена на продукцию и услуги, снижаются темпы экономического роста. До сих пор остается незамеченной теснейшая взаимосвязь между налоговыми нагрузками на экономику и рентным доходом. Чем больше масштабы частного владения общим благом, тем большая часть дохода от труда и капитала идет на увеличение социальных и других связанных с ними расходов, тем больше страдает низкодоходная часть населения. Но еще в большей степени страдает окружающая природная среда.

И в этих условиях просто невозможно обеспечить глобальное равновесие между Природой, Человеком и Обществом. Мир начинает ускоренно продвигаться к катастрофе. И нынешние новые научные открытия, и современные достижения науки и техники оказываются бессильными перед реальной угрозой распада мира на Земле.

Восстановление глобального равновесия возможно лишь на путях перехода человечества на природосберегающую траекторию социально-экономического развития. Ее определяющая суть — восстановление «прав гражданства» категории общественной ренты. До тех пор, пока рентный доход будет присваиваться привилегированными собственниками земли и других природных ресурсов, человечество не сумеет найти достойного выхода из кризиса современного постиндустриального общества.

И чем быстрее человечество осознает эту истину, тем больше надежд остается на восстановление социального мира на Земле. Модель общественной ренты — это по существу и есть модель нового миропорядка, открывающая человечеству путь к процветанию и устойчивому развитию.

При этом необходимо, чтобы модель общественной ренты не замыкалась на сегодняшнее соотношение факторов производства. Ее универсальный смысл и долгосрочная динамика как раз и состоят в том, чтобы обеспечить последовательный переход от ренты природных ресурсов к интеллектуальной ренте. В этом и состоят ее главный пафос и назначение. Модель должна исходить из неизбежной затухающей доходности от использования обществом невоспроизводимых или частично воспроизводимых природных ресурсов. На смену природной составляющей в новом информационном обществе приходит интеллектуальная составляющая, связанная с развитием науки, образования, современных информационных технологий, увеличением доли наукоемкого сектора экономики. Новое общество — это общество эффективного взаимодействия Человека и Природы, когда совокупный интеллектуальный потенциал общества позволяет совместно решать глобальные противоречия, накопившиеся в мире за долгие годы эволюционного развития современной цивилизации. Оно будет в состоянии не только предотвратить разрушающее техногенное воздействие на Природу, но и возвысить самого человека до понимания исторической необходимости устранения фундаментальных причин разрушения биологического и социального мира на планете Земля и возможности создания новой нравственной экономики XXI века. В конце концов будущее человечества во многом зависит от того, сумеет ли планетарное сообщество сделаться реальным собственником планетарных ресурсов и разработать необходимые для этого механизмы.

У России есть все основания, чтобы выступить пионером в реализации новой модели устойчивого развития всей земной цивилизации. Она могла бы сделать первый шаг на пути к эпохе ноосферы, когда человечество окажется способным соизмерять свои потребности с возможностями оскудевающей планеты.

Реализация новой модели взаимодействия народов и стран мира на нравственных принципах сохранения глобального равновесия между Человеком, Обществом и Природой является чрезвычайно сложной проблемой. Она потребует огромных усилий коллективного интеллекта. Но, как говорится, игра стоит свеч!

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены