Eng |
«Охраняемые территории» ВЫЖИВАТЬ МЫ НАУЧИЛИСЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ А. А. Лаптев, 10 февраля 2005 г. Лазовскому государственному природному заповеднику им. Л. Г. Капланова исполняется 70 лет. Эта территория, входившая в состав созданного в 1935 г. Сихотэ-Алиньского заповедника, с 1936 г. стала его Судзухинским филиалом, а четыре года спустя филиал получил статус самостоятельного заповедника. В 1951 г. Сухудзинский заповедник был ликвидирован, в 1957 воссоздан. Шестидесятые годы удалось "проскочить", потеряв лишь часть заповедной территории. В 1970 г., когда Дальний Восток охватила компания по замене китайских и прочих "сомнительных" названий на русские, Сухудзинский заповедник был переименован в Лазовский государственный заповедник им. Л.Г. Капланова (в честь его директора, убитого в 1943 г. браконьерами). В общем, обычная судьба для большинства российских заповедников того периода. Менялись сотрудники, руководящие ведомства, политика государства, экономическая ситуация, но всегда главной задачей заповедника было сохранение уникального природного комплекса. Об успехах в этой работе можно судить по тому, что заповеднику удалось не только сохранить, но и увеличить численность пятнистых оленей, горалов, амурских тигров. Если в 60-е годы на его территории обитало 300 - 350 особей диких пятнистых оленей, то в настоящее время численность их популяции составляет более 2,5 тыс. Численность амурского тигра возросла с 1-2 особей до 10-12, и в наши дни плотность населения этого хищника на территории заповедника наибольшая во всем южном Приморье. Очередные серьезные проблемы начались у заповедника в 1992 г., когда резко сократилось государственное финансирование. Не было средств на капитальный ремонт зданий, ремонт и обновление автотранспорта, ухудшилось материальное обеспечение сотрудников, возникли перебои с выплатой зарплаты, и одновременно с этим усилился пресс на заповедную территорию браконьеров. Несколько выправить сложившуюся ситуацию удалось лишь в 1995 г. Новый состав руководства заповедника сделал ставку на получение грантов. Всего за период с 1998 по 2002 г. было получено (включая персональные) 39 грантов на сумму около 700 тыс. долларов США, причем 81% этой суммы пришлось на 19 грантов, полученных администрацией заповедника и лично директором. Благодаря этим финансовым вливаниям Лазовский заповедник смог не только выжить, сохранив и природный комплекс, и коллектив, но и начал планомерно развиваться. Этому способствовал подготовленный при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) менеджмент-план на 1998-2002 гг., который был успешно выполнен по большинству позиций. В 2003 г. был разработан новый план развития заповедника на 2003-2007 гг. Понимая, что гранты не будут давать вечно, заповедник развивает и собственную деятельность. Так, если в 1996 г. заповедник заработал 13,3 тыс. руб., то в 2004 г. уже 1074,3 тыс. руб. При этом мы сразу отказались от любой деятельности, наносящей ущерб не только природе заповедника и района, а также вредящей имиджу заповедника. Основные доходы нам приносит экскурсионная деятельность на территории о-ва Петрова и организация летнего отдыха населения на морском побережье. О необходимости развитии экотуризма в заповедниках говорят уже несколько лет, на эти цели различными фондами выделялось немало средств, но, к сожалению, далеко не везде отдача соответствует затратам. Поэтому, думаю, стоит поделиться своим опытом в этой сфере деятельности. В соответствии с "Программой развития экологического туризма" WWF (USAID), в 2000 г. Лазовский заповедник выиграл конкурс и получил грант в размере 22,5 тыс. долларов США на развитие инфраструктуры экологического туризма. На эти средства мы оборудовали в административном здании заповедника несколько гостиничных номеров с вполне комфортными условиями проживания, а в бухте Петрова построили в дополнение к двум имевшимся еще два летних домика и баню, приобрели и установили 7-квт электрогенератор, отремонтировали дорогу. Главное, что полученные средства не только позволили улучшить условия приема туристов в заповеднике, но и послужили толчком к развитию этой сферы деятельности. В настоящее время заповедник арендует у района 116 га земель в бухте Петрова, где размещено 16 стоянок для туристов, оборудованных туалетами и мусорными баками, по заказу туристов им привозят воду, дрова, продукты, сотрудники заповедника регулярно проводят экологические экскурсии на о-в Петрова. В настоящее время мы имеем договора, заключенные с большим числом туристических фирм, а 11 из них регулярно направляют своих туристов в заповедник. Теперь в июле - сентябре в бухте ежедневно отдыхают около 100 человек. По итогам 2004 г. там за сезон побывало более 2 тыс. человек, принесших заповеднику порядка 1 млн. руб. доходов (всего 4 года назад отдыхающих было в 3 раза меньше, а доходы от экотуризма составляли 42,3 тыс. руб.). Менеджмент-планом заповедника на 2003-2007 гг. предусмотрено дальнейшее развитие инфраструктуры экотуризма в бухте Петрова, доходы от которого в 2007 г. должны составить уже 2,5 млн. рублей. Для этих целей заповедник рассчитывает найти как спонсоров, так и инвесторов. Заповедник самостоятельная и довольно консервативная организация с четкими задачами, которые не меняются от происходящих в стране перемен, но качество его работы во многом зависит от федерального органа исполнительной власти, в чьем подчинении он находится. Минсельхоз СССР, Главохота РСФСР, Академия наук куда только не относили заповедники! При этом заповедники, подчиненные разным ведомствам, везде были лишь экзотическими придатками к основной деятельности этих структур. В 80-е годы стали образовываться национальные парки, которые ведомственно также оказались оторваны от заповедников. И хотя некоторые заповедники, возглавляемые активными, "пробивными", директорами, жили неплохо даже в самые тяжелые годы, большинство специалистов заповедного дела и сотрудников заповедников считали и считают, что в стране должно быть одно руководящее заповедниками самостоятельное ведомство. Это способствовало бы созданию так необходимой заповедникам законодательной и нормативной базы, распространению передового опыта и достижений, улучшению материальной обеспеченности заповедников. Подобные пожелания уже неоднократно высказывалось и на различных совещаниях, и в СМИ. В 1991 г. в Минэкологии России был создан департамент, занимающийся непосредственно руководством системой государственных природных заповедников, к работе в нем были привлечены ведущие специалисты заповедного дела. Благодаря этому 90-е годы стали самыми плодотворными в законодательном плане, впервые появился Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", другие законодательные и нормативные акты. К работе с заповедниками были привлечены международные природоохранные фонды, что позволило многим заповедникам выжить даже в отсутствии должного бюджетного финансирования. Наконец, был создан целый ряд новых заповедников. С 1996 г. существовал, хоть и не самостоятельный, но единый орган управления заповедниками, имеющий для этого все необходимые функции и полномочия. К счастью, не оправдались наши опасения, что после ликвидации Госкомэкологии России и перехода заповедников в подчинение МПР РФ, будет пересмотрена не только система руководства, но и принципы деятельности заповедников. Порадовало нас и то, что сюда из Госкомэкологии перешли специалисты, с которыми мы уже сработались. Все изменилось с назначением на должность министра природных ресурсов В. Артюхова. Начались постоянные перестройки в министерстве, многочисленные смены заместителей министра, перераспределения их обязанностей. Не миновали перестройки и систему управления заповедниками. Департамент то наделяли всеми необходимыми правами, то эти права отбирали и закрепляли за другими структурами министерства. Прекратилось создание новых охраняемых территорий, перестали приниматься нормативные акты. Так, таксы для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в "Красную книгу", не менялись с 1994 г. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда штрафы за незаконную добычу некоторых охотничьих видов значительно превышают штрафы за добычу "краснокнижных" животных. Стало проблемой получить от министерства любую бумагу. А утверждение внебюджетной сметы, то есть получить право на использование заработанных или полученных заповедником денег, стало настоящим "хождением по мукам". Мало того, что порядок утверждения менялся не менее двух раз в год, требовалась масса согласований, в основном с финансистами, в результате чего готовые и согласованные сметы дожидались подписи неделями, а то и месяцами. Например, смету на 2004 г. мне удалось подписать только в марте, причем для этого потребовалось лично прилетать в Москву. Но если перестройки в министерстве нас мало касались, то в конце 2003 г., выражаясь языком молодежи, "нас достали" окончательно. Сначала приказ МПР от 14 октября аннулировал так необходимые для нас полномочия Департамента особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия, затем последовала печально известная телеграмма заместителя министра В. Павлова от 5 декабря, сообщившая "о нецелесообразности дальнейшего существования Вашей организации", т.е заповедника. Но если приказ мы проглотили, можно сказать, молча, то телеграмма с комментариями руководителей заповедников попала в прессу и почти во все общественные природоохранные организации. В результате (редкая оперативность!), уже через сутки на места была отправлена вторая телеграмма, аннулирующая первую. Так что дальние заповедники, не обладающие хорошей связью, получили обе телеграммы одновременно. Затем 15 декабря вышел приказ МПР "О внесении изменений в штатные расписания национальных парков и государственных природных заповедников". Приказ вводит в штаты заповедника 5 заместителей, не давая директору права определять, какой из них ему нужен. Но, кроме странных названий, приказом ещё и оговорено, какими вопросами будут заниматься замы и с каким именно заместителем министра требуется согласовывать их кандидатуры. Не могу удержаться, чтобы не привести название должности заместителя по экопросвещению. Теперь он называется "заместитель директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму (главный менеджер)". Вообще-то я раньше, по своей наивности, считал, что управление заповедником осуществляет директор. Охраной, согласно приказу, теперь руководят целых 3 заместителя (зам. по общим вопросам обеспечивает юридическую поддержку). Приказ есть приказ! Сделали штатные расписания в соответствие с ним. Автоматически, без согласования, перевели имеющихся замов на должности с новыми названиями (не предупреждать же их за 2 месяца об изменении должности!); ненужного нам главного лесничего никто и не собирался искать. Распределение обязанностей между директором и замами оставили прежнее. В общем, в такой ситуации привыкаешь все больше руководствоваться солдатской мудростью: "Не спеши выполнять приказ вдруг поступит команда отбой". А окончательно убедиться, что в МПР мы лишние, пришлось на совещании 25 декабря
2003 г., где руководство министерства устроило "показательную порку"
департамента ООПТ. Неразбериха продолжается. Исходя из Указов президента, Федеральные службы по надзору не вправе ни осуществлять управление государственным имуществом, ни оказывать платные услуги, что является неотъемлемой частью деятельности заповедников и национальных парков. К счастью для нас, не увенчалась успехом попытка руководства Росприроднадзора вывести из структур заповедников и национальных парков инспекторский состав, осуществляющий охрану их территорий и включить этих работников в штат территориальных органов этой службы. Созданный в Росприроднадзоре отдел ООПТ из 5 человек обеспечить руководство заповедниками и национальными парками физически не в состоянии. Дай Бог, успевать на различные бумаги отвечать. Сбор в декабре 2004 г. директоров заповедников в Росприроднадзоре с целью заслушивания планов, программ и смет затрат на 2005 г. кроме унижения (а как иначе можно назвать 8-часовое ожидание в очереди под дверью кабинета для сдачи документов!) почти ничего нам не принес. Правда, нельзя не отметить, что завизировать и подписать документы в Росприроднадзоре стало значительно быстрее и легче, чем это было в МПР. Вся тяжесть и неопределенность нынешней ситуации ложится на плечи директоров заповедников и их сотрудников. Мы страшно устали от подобных перестроек, и все-таки готовы пережить еще одну организацию Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям. 100 заповедников и 35 национальных парков, имеющих в своем штате более 10 тысяч сотрудников, занимающих площадь 34,2 млн. га, управляющих федеральной собственностью на сотни миллионов рублей, должны иметь самостоятельный и достойный орган управления.
<< | содержание | вверх | >> | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |