Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«Наши коллеги»

15 ЛЕТ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Ирина Зайцева,
Кольский центр охраны дикой природы, координатор программ

 

Работа Центра охраны дикой природы (ЦОДП) на Кольском полуострове началась фактически c момента его создания. Перед нами стояли типичные для региональной организации проблемы: как поддерживать высокий профессионализм и добиться уважения властей, от которых во многом зависит эффективность природоохранной деятельности, оставаясь независимой региональной НПО с ограниченными резервами? Как продуктивно взаимодействовать с властями, не превратившись в "придворного эколога"? Не углубляясь в описание всех направлений нашей деятельности, хочется рассказать, прежде всего, об опыте решения именно этих вопросов.

Основоположником нашей команды на Кольском явилась Дружина охраны природы (ДОП) биофака МГУ, "Беломорская программа" которой стартовала еще в 1990 г. Сначала наши задачи ограничивались помощью в обследовании и природоохранном зонировании планируемого Кандалакшского природного парка. Однако вскоре мы поняли, что парк так и не будет создан, и приступили к самостоятельной работе. В первую очередь решили защитить наиболее ценный из обследованных участков леса в районе Колвицкого озера. Колвицкий заказник изучали несколько биологических экспедиций различного профиля (в том числе с участием местных ученых), долго согласовывали с местными и региональными властями и, наконец, создали в 1994 г. Одновременно продолжались обследования других районов области, сбор картографической информации, создание карты мало нарушенных лесов Кольского полуострова. В процессе этой работы выявилось не только большое количество натуралистов-профессионалов и любителей, готовых ездить на полевые работы, но и немногочисленные люди, готовые к тому же "доводить до ума" результаты обследований. Поcтепенно работа перешла под эгиду недавно созданного Центра охраны дикой природы. Однако работать наездами из центра становилось все сложнее. Уже тогда лидером Кольского направления в ЦОДП Дмитрием Аксеновым была поставлена задача: в дальнейшем ставку делать на местные кадры.

Чтобы объяснить всю сложность этой задачи, нужно обрисовать исходную ситуацию в регионе. На Кольском наибольшее внимание общественности, в том числе международной (скандинавских соседей), вызывают вопросы радиационной безопасности и химического загрязнения, возможности использования альтернативной энергетики. И это не удивительно – регион переполнен промышленностью и военными. Поэтому для многих иностранцев и даже местных жителей большой новостью оказывается, что на Кольском полуострове вообще есть хорошо сохранившаяся дикая природа. А между тем, 20 % территории полуострова занимают девственные и мало нарушенные леса (сохранившиеся, увы, не благодаря бережному отношению, а скорее благодаря их низкой продуктивности). Еще в лучшей сохранности – тундровые, горнотундровые, болотные сообщества. В то же время значительные территории полуострова в советские годы были вырублены и "освоены" интенсивной геологической разведкой и промышленностью. Количество рубок в постперестоечные годы уменьшилось, ведь действительно выгодно рубить лишь в приграничных районах, тут же вывозя древесину в Финляндию или Норвегию. Но появилась новая угроза: западные компании или их совместные с нашими фирмами предприятия берут лицензии на разведку ископаемых с последующей добычей. Сейчас этими лицензиями "закрыто" (в том числе и для создания особо охраняемых природных территорий) 45 % площади полуострова, и кое-где здесь в будущем вполне могут возникнуть новые "стройки века". Многие лесопромышленники стараются брать леса в долговременную аренду, что также "закрывает" территории для природоохранных проектов.

То есть, задача охраны дикой природы в регионе крайне актуальна, но оказалась в некотором роде мало востребована обществом. И местные общественные организации, и поддерживающие их фонды, и общественное мнение были задействованы "на других фронтах". ЦОДП активно сотрудничал с местными экологическими общественными организациями, однако полностью опереться на них так и не удалось: они не обладали необходимой квалификацией, прежде всего биологической. Чтобы решить эту проблему, несколько человек, получивших опыт природоохранной деятельности в ДОПах Горьковского и Московского университетов, а также имевших опыт участия в экспедициях, работавших на Кольском, переехали в Апатиты. Некоторые из них стали аспирантами базирующегося здесь Кольского научного центра (КНЦ). Сначала в Кольском филиале ЦОДП (далее КЦОДП) приходилось работать на волонтерской основе, с 1997 г. успешный фандрайзинг помог найти средства для содержания одного "освобожденного" сотрудника, в дальнейшем число частично или полностью оплачиваемых работников увеличивалось, а, кроме того, к работе привлекались эксперты, консультанты и добровольцы.

Работа большинства членов КЦОДП в официальной науке позволяла поддерживать подтвержденный трудовой книжкой научный статус, а также возможность участвовать в официальных проектах. В итоге все, что связано с созданием ООПТ в Мурманской области и многое, касающееся лесопользования, так или иначе, проходит через наши руки. Радует, что благодаря активной преподавательской деятельности в нескольких апатитских вузах одного из наших членов – Виктора Петрова – в последнее время добровольцами природоохранных проектов становятся студенты, прежде всего из партнерской общественной организации "Ксантория" при Кольском филиале ПетрГУ.

Многие методики нашей работы были уже отработаны природоохранниками из движения ДОП в других областях (сбор информации в лесхозах и в поле, проектирование и согласование заказников). Благодаря постоянным контактам с ЦОДП и другими центральными природоохранными организациями, мы имеем возможность быть "в курсе" всех передовых методик, таких как дешифрирование космических снимков, работа с геоинформационными системами. На сегодня мы являемся обладателями и пользователями крупнейшей на полуострове базы данных по ценным природным объектам, лесам, ООПТ. Неудивительно, что проектирование серии ООПТ под эгидой Института экологии КНЦ вели именно члены КЦОДП (с привлечением различных специалистов). За это время КЦОДП стали воспринимать в Мурманском Комитете экологии как своеобразный отдел института. Однако вскоре от этого имиджа пришлось избавляться.

Постоянные реорганизации и отсутствие специалистов никак не давали Комитету экологии возможности заняться, наконец, смысловым завершением проекта по созданию сети ООПТ. Неодобрительно смотрела на создание новых охраняемых территорий и администрация области, ориентированная, прежде всего, на ресурсопользование. Мы (опять-таки отчасти под эгидой института) стали согласовывать территории для охраны. К 2001 г. сложилась ситуация, когда местные власти и землепользователи поддержали многие предложения по ООПТ, а областная администрация и Комитет экологии по-прежнему не предпринимали никаких действий для их создания.

Тут нам пришлось "радикализироваться" и напомнить, что мы все-таки общественность, которая может и покритиковать власти. Мы вспомнили, что в 1999 г. одна лишь угроза акции перед Комитетом геологии по поводу продажи геологической лицензии на территорию проектируемого заказника привела к тому, что представители Комитета с нами встретились и договорились об обмене информацией, который, кстати, ведется до сих пор.

Весной 2001 г., благодаря международной и отечественной поддержке, мы организовали "факс-компанию" под лозунгом: "Где спроектированные национальные парки и заказники?". Этот вопрос задавали губернатору и властям Мурманской области представители разных стран и организаций. Заручившись поддержкой 10 крупнейших кольских НПО, мы подготовили для Губернатора области совместные предложения по устойчивому лесопользованию, подкрепленные тремя подробными аналитическими записками. Чтобы эти предложения не остались незамеченными, мы решили сопроводить их подачу зрелищной экологической акцией, прибегнув к помощи членов радикального экологического движения "Хранители радуги". Предложения губернатору подавал Дед Мороз под лозунгом "Спасите среду моего обитания!", что, конечно же, порадовало собравшихся журналистов и прохожих. Прошли сюжеты по местным телеканалам, в которых чувство юмора и доброжелательность подачи информации варьировали в обратной зависимости от лояльности канала властям. Ответа от губернатора и других немедленных результатов мы не получили, однако власти, как кажется, прислушались к требованиям общественности: процесс создания ООПТ постепенно сдвинулся с мертвой точки. В 2003 г. был зарезервирован под создание заказника крупнейший в западной части области мало нарушенный лесной массив "Лапландский лес", заказник "Сейдозерский" реорганизован в заказник "Сейдъяввръ" со значительными природоохранными улучшениями в режиме.

Сейчас работники Управления природных ресурсов постоянно обращаются к нам за консультациями и помощью по различным вопросам территориальной охраны природы и редких видов. Ведется совместный проект по инвентаризации и созданию Памятников природы.

С активным участием наших экспертов в 2003 г. было принято, наконец, Положение о "Красной книге Мурманской области" и утверждены списки редких видов. Стараниями все того же члена КЦОДП биолога и юриста Виктора Петрова в Положении (в отличие от подобных документов в других регионах) были предусмотрены конкретные меры, которые должны быть приняты при обнаружении места обитания редкого вида. В конце 2002 г. впервые за долгое время выделили бюджетные деньги на ООПТ (увы, опять на теорию – создание Концепции сети ООПТ Мурманской области). КЦОДП сыграл ключевую роль в ее разработке.

Неожиданно хорошие результаты приносит новое "капиталистическое" направление деятельности – работа с лесопромышленниками. Кольские лесопромышленники проявляют желание вести устойчивое лесопользование и сохранять природу, основанное на экологической сознательности и подкрепленное высокой оценкой "зеленого имиджа" со стороны западных экспортеров леса и лесопродуктов. Конечно, взгляды у нас разные, но после серии встреч мы начали лучше понимать позиции друг друга. С двумя крупнейшими в области по своему направлению кампаниями – ЗАО "Природа" и ООО "Огни Кайрал" – заключены соглашения, по которым они принимают на себя природоохранные обязательства и ограничения, например, не рубить в определенных кварталах, соблюдать более экологичные правила рубок. Зеленые, в свою очередь, обязуются сообщать данные о наличии ценных природных объектов на территории аренды компаний, отмечать "позеленение" компаний на международном уровне. Крупнейшим из достигнутых политических результатов стало то, что в 2002 г. почти все лесопромышленники и представители администраций основных лесозаготовительных районов подписали обращение к Губернатору о необходимости создания ООПТ.

Прямое сотрудничество с лесопромышленниками, хотя и не обеспечивает столь прочного долговременного результата, как, например, создание ООПТ, играет роль предварительной эффективной защитной меры и остается в "запасе", когда официальная охрана по каким-то причинам "пробуксовывает". Кроме того, сотрудничество в области экологизации лесопользования даст эффект и на территориях вне планов официальной охраны, а потенциально – на всей лесосырьевой территории. Заручившись поддержкой промышленников, всегда проще идти в лесхозы и к властям, которые постоянно ссылаются на "нужды лесорубов".

Понимать друг друга лучше – такая цель была поставлена и на пяти семинарах, прошедших в 2001-2004 гг. в Мурманске и Апатитах по теме "Цели и методы охраны живой природы" и собравших представителей НПО, регионального Комитета природных ресурсов, лесхозов, лесопромышленников. Актуальную информацию по теме давали представителям власти и промышленности ученые и эксперты экологичеких НПО, в том числе, из крупнейших общероссийских природоохранных организаций. Порадовал интерес слушателей к проблеме и их заинтересованность в продолжении такого дополнительного природоохранного образования. Серия семинаров будет продолжена.

Проект "Вовлечение общественности в управление лесами и лесной политикой", осуществленный в 2003-2004 гг. в партнерстве с "Сетью спасения тайги" и при поддержке ТАСИС, позволил не только развить далее сотрудничество с чиновниками и лесопромышленниками, но и информировать более широкие слои населения о проблемах охраны природы области. Удалось поддержать несколько локальных групп, желающих заниматься сохранением лесов. Опубликовано несколько книг, в том числе "Редкие растения Мурманской области", богато иллюстрированный полевой "Атлас-определитель растений из Красной книги Мурманской области" для натуралистов-любителей. Этим изданием обеспечены лесхозы, библиотеки, школы и общественные организации, что, как мы надеемся, позволит им принять более активное участие в сохранении редких видов.

В целом, на мой взгляд, в настоящий момент КЦОДП удается сохранить баланс между критическим подходом к деятельности власти, традиционно присущим экологической общественности, и продуктивным участием в официальных проектах.

Рис. Е. Коблика.

 

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены