Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ»

ПТИЧИЙ ГРИПП В СИБИРИ - РЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЙ

А. П. Яновский, канд. биол. наук,
Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН

Об угрозе широкого распространения птичьего гриппа и других вирусных инфекций, опасных для человека, домашнего скота и птицы, в СМИ регулярно сообщалось с января 2004 г., когда в Юго-Восточной Азии были зарегистрированы случаи заболевания людей особым штаммом "птичьего гриппа" H5N1 с 50-процентной смертностью среди заболевших. Весной прошлого года, как и в апреле нынешнего, новосибирские орнитологи и вирусологи поставили в известность соответствующие службы и областную администрацию о возможности вспышки "птичьего гриппа" и в Новосибирской области. О вероятности этого события тогда же было заявлено орнитологами в средствах массовой информации Новосибирской области. Рекомендации биологов по ограничению контактов людей с дикими птицами были в значительной мере учтены органами власти, в частности, в плане существенных ограничений весенней охоты. При обладминистрации создали комиссию по мониторингу ситуации и противодействию возможному распространению заболевания. Прогноз специалистов базировался на данных выборочных вирусологических обследований орнитологического материала и на сведениях о путях пролета сибирских птиц. Благодаря данным кольцевания известно, что большинство околоводных и водоплавающих птиц, гнездящихся в Новосибирской области, весной прилетают сюда из Прикаспийских, Причерноморских регионов и Средиземноморья. Утки, гнездящиеся севернее (в Томской и Тюменской областях) и пролетающие над Новосибирской областью и соседними регионами в сезоны миграции, зимуют преимущественно на полуострове Индостан. Но имеются данные и о том, что нередко "западносибирские" дикие утки и другие птицы зимуют далеко на востоке, в том числе в Юго-Восточной Азии, неблагополучной по птичьему гриппу. Таких данных на сегодняшний день было бы, наверное, значительно больше, но во времена СССР сообщения о находках "наших" птиц в КНР редко доходили до Центра кольцевания в Москве. В Мошковском районе Новосибирской области была добыта шилохвость, окольцованная в Японии. Молодая свиязь, окольцованная мною в июле 1978 г. в Колыванском районе, той же осенью, в конце сентября, была добыта в Сахалинской области.

Проблема роли птиц в сохранении, циркуляции и распространении вирусов в природе не нова. Давно известно, что вирус "обычного" гриппа в природе циркулирует и сохраняется в организме свиней и птиц. Вирус гриппа имеет несколько штаммов, которые подвержены быстрым генетическим изменениям, из-за которых он приобретает порой патогенные и чрезвычайно вирулентные контагиозные свойства (т. е. способность вызывать тяжелое заболевание и легко передаваться от больного к здоровому). В 1969, 1976 и в начале 2004 гг. в Новосибирске проходили международные симпозиумы по роли перелетных птиц в распространении вирусов, и надо сказать, голова шла кругом от одного перечисления заболеваний и названий вирусов, в циркуляции и переносе которых участвуют разные виды птиц.

Летом 2003 г. вирусологи НПО "Вектор" обратили внимание на ежегодно отмечаемые случаи непонятной внезапной лихорадки у лиц, побывавших в районе озера Чаны. Местные жители называют такое недомогание двухдневной лихорадкой или "чановской болезнью". Особенно тяжело болеют приехавшие туда впервые, т. е. еще не имеющие антител к данному заболеванию. Два-три дня - температура под сорок, сильный озноб, а затем постепенное выздоровление, к счастью, без особых последствий. Специальные анализы показали, что это заболевание вызывается вирусом с экзотическим названием "Тягиня", в циркуляции и переносе которого ведущую роль играют дикие утки и кровососущие комары.

Первые сообщения о массовой гибели гусей и кур в деревне Суздалка Доволенского района появились в середине июля 2005 г. Причиной падежа домашней птицы стал штамм H5N1 вируса гриппа А. К 30 июля массовая гибель птиц была зарегистрирована в 19 деревнях четырех районов Новосибирской области. Эти районы граничат друг с другом и укладываются в очертания очага эпизоотии в районе озера Малые Чаны и южнее от него. 31 июля тревожная информация о падеже птиц и тяжелом респираторном заболевании работника на частной гусиной ферме поступила из казахстанского Павлодара. Все 2350 гусей и 450 уток на этой ферме были уничтожены, когда подтвердились лабораторные анализы. В начале августа распространение случаев массового падежа домашних птиц охватило несколько регионов юга Западной Сибири и Северного Казахстана, а к середине августа они распространились на запад до Челябинска. Практически одновременное начало массовой гибели птиц в разных местах на большой территории позволяет предположить, что распространению птичьего гриппа способствовало необычайно жаркое лето, в результате чего сложились благоприятные для распространения вируса условия, сходные с климатическими условиями Юго-Восточной Азии. Занос вирусов извне для этого, скорее всего, был необязателен. Началось тотальное уничтожение десятков тысяч кур, уток и гусей, содержавшихся в приусадебных хозяйствах. К 20 августа в 6 областях и краях юга Западной Сибири насчитывалось 36 сел, в которых причиной массового падежа домашних птиц установлен вирус гриппа, а в 67 селах имелись подозрения на это. Зарегистрирована гибель 11 тысяч домашних и небольшого количества диких птиц (акцент в сообщениях делался на находки погибших уток, в основном красноголовой чернети). К счастью, случаев заболевания людей, контактировавших с заболевшей живностью, не происходило. Врачи-эпидемиологи сообщили о выделении изолята (т. е. живых экземпляров) патогенного штамма вируса, благодаря чему активизировались работы по его исследованию и созданию вакцины. По официальным данным, все случаи гибели птиц от птичьего гриппа произошли в мелких крестьянских хозяйствах, в которых утки и гуси имели контакт с дикими сородичами. Ни на одном птицеводческом предприятии по производству яиц и мяса кур случаев заболевания птичьим гриппом не отмечено. Сообщения на тему о птичьем гриппе, публикуемые в сенсационном ключе неоправданно часто, вызвали снижение спроса на продукцию птицеводства, а также ухудшили отношение людей к птицам, особенно диким гусям и уткам, обвиненным в распространении заболевания.
К сожалению, как это обычно бывает, не обошлось без перехлестов и неадекватных заявлений и действий. Многих неприятно поразило заявление ответственного лица, неоднократно переданное по Новосибирскому областному телевидению 2 августа. Тогда наряду с логичным решением о безусловном закрытии летне-осенней охоты на пернатую дичь в текущем году было сказано о намерении в дальнейшем не прислушиваться к мнению сторонников моратория на весеннюю охоту и разрешить ее в следующем году повсеместно на более длительный срок и на большее число видов дичи. Рядовые охотники и те усмотрели в таких намерениях призывы к истреблению ресурсов дичи. Следуя этой логике, необходимо поголовно истребить всех птиц, ведь каждая пернатая особь - потенциальный разносчик вирусов. Да и от хищных млекопитающих следует "очистить" угодья, поскольку среди них встречаются заболевшие бешенством. И копытных лучше бы не было с их потенциальной ролью в распространении ящура. Не говоря уже о грызунах и зайцеобразных - разносчиках энцефалитных клещей. Карповых рыб - лещей, язей, чебаков и др., - участвующих в распространении описторхоза, тоже следует истребить как биологические виды… Нереальные, бесперспективные и антиэкологичные рекомендации, иначе не скажешь. Естественно, следует регулировать численность названных животных, не допускать или ограничивать контакты с ними человека, домашнего скота и птицы, особенно на больших фермах и вблизи них. В Сибири же на птицефермах и поблизости от них - масса грачей, ворон, голубей и воробьев. И никто не заботится о том, чтобы отпугнуть их. Главное же, необходимо вакцинировать поголовье, соблюдать требования технологии птицеводства, выводить и распространять породы, устойчивые к заболеваниям. Логично предположить, что очаг заболевания может находиться и в популяциях местных, в том числе домашних, птиц. Ведь частное птицеводство не выдерживает никакой критики: скученность, содержание в течение почти всего года в темных тесных помещениях, а летом - на естественных кормах загрязненных водоемов, нашпигованных гельминтами и другой заразой. Никакой вакцинации или дегельмитизации. Десятилетиями производимое близкородственное скрещивание. Применение кустарных инкубаторов, не обеспечивающих необходимых условий для нормального развития эмбрионов… Все это вряд ли способствует здоровью поголовья. Предположим, что осенью зараженные вирусом птицы улетят на зимовки, где либо погибнут, либо выздоровеют. Весной-то к нам возвратятся отнюдь не самые больные, наоборот, выздоровевшие и самые жизнеспособные. А тут, оказывается, зреют намерения разрешить массовый отстрел именно тех особей уток и гусей, которые прошли огонь, воду и медные трубы естественного отбора и прилетели произвести наиболее жизнеспособное потомство.

История со вспышкой "птичьего гриппа" на юге Западной Сибири и в Северном Казахстане еще далека от завершения. Моделируются разные варианты развития ситуации, в том числе самые неблагоприятные. Эта история еще раз подтвердила, насколько важны биологические, в том числе орнитологические, исследования, результаты которых, порой неожиданно, становятся столь востребованными.


<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены