Eng |
«Охраняемые территории» ТРУБА БАЙКАЛУ? Е. А. Левин Озеро Байкал входит в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО и содержит 80% российских запасов пресной воды. Планируемое строительство нефтепровода по берегу Байкала ставит под угрозу его чистоту. Факты. Но, может быть, выгоды от строительства нефтепровода здесь настолько велики, а угроза аварии настолько мала, что ею можно пренебречь? Аргументы. Этот тезис сторонниками нефтепровода подается так, как будто нефтепровод можно проложить только по «байкальскому» маршруту, и его противники выступают против государственных интересов России. Это неправда. Существует два альтернативных маршрута нефтепровода, обходящих водосборный бассейн Байкала, о которых представители «Транснефти» предпочитают не говорить. Один из них был предложен самой «Транснефтью», получил одобрение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в 2004 г., после чего «Транснефть» от него неожиданно отказалась. Другой был предложен Сибирским отделением РАН и поддержан иркутским губернатором. Этот маршрут длиннее на 1,5 тыс. км и является самым дорогим при строительстве, но в долгосрочном плане он наиболее выгоден, так как в этом случае нефтепровод пройдет рядом с крупными месторождениями нефти на севере Иркутской области и юге Якутии. По расчетам Института экономики СО РАН, его чистый дисконтированный доход за 25 лет окажется почти в два раза выше, чем у «байкальского» варианта трассы. Но по затратам на постройку байкальский вариант самый дешевый: по расчетам «Транснефти», он на 10—15% дешевле проекта 2004 г. Но каков же риск аварии? С одной стороны, по оценкам специалистов, нефтепровод, построенный по такому проекту, сможет безаварийно работать при 8–балльном землетрясении, и это уровень лучших мировых достижений. Однако заявленного уровня надежности все равно недостаточно. По заключению доктора физико–математических наук профессора геофизики эксперта ГЭЭ В. И. Уломова сейсмичность в Северо–Байкальском регионе составляет 9—10 баллов, тогда как в технико–экономическом обосновании (ТЭО) проекта она оценена в 8—9 баллов. Кроме того, не учтено прохождение нефтепровода по территории тектонического разлома. Подземное заложение нефтепровода, предусмотренное, по словам С. Григорьева, на прибайкальском участке, подается как усиливающее его безопасность. Это действительно так — для обычных землетрясений, проявляющихся как «подземные толчки». Сильные же землетрясения на тектонических разломах сопровождаются еще и смещениями пластов земной коры. Характерный пример — Алтайское землетрясение 2003 г., когда в Курайской степи образовались многокилометровые трещины шириной до 10—15 м. В такой ситуации подземная прокладка трубы будет только способствовать ее разрушению. В Своде норм и правил (СНиПе), которым обязаны руководствоваться проектировщики и который в данном случае нарушен, прямо указано, что на территории активных тектонических разломов трубопроводы должны прокладываться надземно. А тектоническая активность в Байкальском регионе выше, чем на Алтае. Например, в 1862 г. в результате 11–балльного землетрясения под воду ушло 200 кв. км суши и образовался залив Провал. В 1957 г. на предполагаемой трассе трубопровода 10–балльное Муйское землетрясение привело к образованию Намаракитского озера. Такого не выдержит никакая труба. При этом по мнению специалистов–гидробиологов, для того, чтобы на следующие 100 лет обеспечить существенное загрязнение северного Байкала и гибель многих популяций эндемиков, хватит 10 тыс. т, а для необратимого разрушения экосистемы озера достаточно 60 тыс. т нефти. Проект «Транснефти» рассматривает возможность аварии с разливом до 4 тыс. т нефти, для сбора которой и предусмотрены суда–нефтесборщики, но он не учитывает возможности катастрофических землетрясений. К тому же использование нефтесборщиков возможно далеко не всегда: зимой Байкал покрыт льдом, а в межсезонье часты штормы, при которых высота волн достигает 3—5 м. И не везде: большая часть Северо–Байкальского Сора слишком мелководна. К какому выводу приходишь, изучив эти аргументы? Что прокладывать трубопровод по берегу Байкала нельзя, а следует выбрать один из более северных маршрутов. Именно к такому выводу пришла 24 января 2006 г. комиссия ГЭЭ, отклонив проект нефтепровода большинством в 80% голосов. Так о чем здесь речь? Байкал же спасен, так? Нет, не так. Давление. Как раз в это время в Госдуме обсуждался Водный кодекс (ВК) РФ. И иркутские депутаты С. Колесников и В. Шуба внесли в закон о его введении в действие статью, включавшую в водоохранную зону Байкала дельты рек, впадающих в него, и склоны хребтов, примыкающих к озеру. 5 апреля Водный кодекс был принят Думой в третьем чтении одновременно с законом о его введении в действие. Строительство нефтепровода по берегу Байкала становилось незаконным. Победа защитников Байкала? Тоже нет. Не зря С. Вайншток утверждает в своих интервью, что «Транснефть» не нарушает законы. Действительно, зачем нарушать, если можно их заказать? Здесь логично сделать выводы политического характера, но каждый может додуматься до них сам. Слишком уж наглядный пример. Действие. << | содержание | вверх | >> | |
|