Eng |
Учимся создавать ООПТ В скором времени выйдет в свет книга «Шервудский лес» (автор - О.Н. Волошина) - методическое пособие для проведения имитационной игры по проектированию ООПТ регионального значения. По словам автора, эта книга пригодится студенческим Дружинам по охране природы, специалистам комитетов природных ресурсов, НПО, - словом, всем, кто проектирует региональные ООПТ, и хочет научить коллег. Цель игры - научить экологов правильно оформлять юридическую документацию, необходимую для создания ООПТ. Проектировщики хорошо знают, как трудно написать первый Паспорт памятника природы, как скучно полевику изучать законы и возиться с бумажками, и как страшно ошибиться с режимом охраны, потому что судьба любимого уголка природы теперь в твоих руках. Чтобы снять этот груз ответственности и внести элемент авантюры, мы предложили проводить тренинг по оформлению документов для начинающих в игровой форме. Игровые методы - ролевые и имитационные игры, тренинги - оказались очень эффективными при обучении, и широко применяются в разных областях, включая экологическое образование. В Дружине охраны природы биофака МГУ, где автор прожил часть жизни и получил некоторый опыт проектирования ООПТ, для обучения новичков правилам поведения и инспекторской работе на выездах по борьбе с браконьерами с 1975 г. традиционно использовалась увлекательная и непредсказуемая по последствиям ролевая игра «Инспекторские учения» (см. Кавтарадзе, 1998). Многим вещам в ДОП Биофака МГУ учили в игровой форме, и немудрено, что сегодня многие ее повзрослевшие выпускники Д.Н.Кавтарадзе, Е.Н.Букварева, А.В.Щербаков стали разработчиками игровых методов в экологии. Игра родилась во время работы автора в Калужской области в 1994-99 гг. вместе со школьным экологическим кружком «Следопыт», который проектирует ООПТ. Впервые игра использовалась на школе-семинаре, который проводился для «зеленых» Калужской области (Отрада, 1996 г.), а затем прошла апробацию в различных аудиториях Калуги и Обнинска. Чтобы провести игру, необходим ведущий - опытный проектировщик региональных ООПТ, и 3-5 команд игроков-начинающих. В команде может быть от 1 до 5 человек. Игра занимает от 6 часов до суток, и лучше всего ее проводить на выездных семинарах. Пособие «Шервудский лес» содержит инструкцию по проведению игры и игровой комплект из 8 приложений, которые ведущий ксерокопирует и раздает командам. Игрокам объясняют, что в некоей Энской области, находящейся где-то в центре Европейской части России, местный педуниверситет им. Прометея обследовал Шервудское лесничество и составил отчет... Командам раздают лесотаксационные карты лесничества, этот отчет и прочие необходимые приложения. Им предстоит решить, стоит ли вообще создавать здесь ООПТ, выбрать форму ООПТ, провести границы, выбрать режим охраны и оформить паспорт памятника природы, положение о заказнике или что-нибудь другое. Команды должны защитить свои проекты, а ведущий (или жюри) - подвести итоги. Результат игры во многом зависит от личности ведущего и его опыта, который должен суметь ответить на вопросы игроков и оценить их работу. Игра - только инструмент для обучения; это не задачник, где приводится правильный ответ, а скорее конструктор. Если Вы - преподаватель вуза и Ваши студенты не будут завтра заниматься практическим проектированием ООПТ, даже если Вы сами с успехом этим занимаетесь, авторы не рекомендуют проводить этот тренинг, даже из соображений «расширения экологического мышления», чтобы не создавать у студентов ложной уверенности, что они в этом компетентны. Эта игра - только для практиков. Пособие может быть выслано наложенным платежом. Ваши заявки присылайте по адресу: Пожалуйста, укажите не только Ваш почтовый адрес и e-mail (если есть), но и
напишите, чем Вы занимаетесь, какой у Вас опыт в проектировании ООПТ, в какой
аудитории планируете проводить тренинг.
| ||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |