Eng |
"ЗАПОВЕДНЫЕ ОСТРОВА". № 3(52). март 2002 г. Национальный парк и туризм Как известно, по предложению Организации Объединенных Наций 2002 год объявлен Годом экологического туризма. Именно развитие туризма может стать источником повышения доходов населения, живущего на территории национальных парков и вблизи них. Предполагается, что, когда человек увидит социальную выгоду от соседства с охраняемой природной территорией, он станет сторонником ее охранного статуса. Изучению развития туризма уделяется внимание на всех четырех модельных территориях, для которых Центр Охраны Дикой Природы (ЦОДП) совместно с сотрудниками этих охраняемых природных территорий разрабатывает менеджментпланы. Исходя из положений Российского законодательства и "Стратегии управления национальными парками России" следует отметить, что важной задачей национального парка Является создание благоприятных условий для развития регулируемого туризма и отдыха. В силу ограниченных финансовых возможностей и недостатка профессионализма национальные парки не всегда способны самостоятельно создать эффективно работающую туристическую инфраструктуру. Поэтому успешность развития туризма в национальном парке, а значит, и удовлетворение всех связанных с ним ожиданий местного населения, в большей мере зависит от того, насколько активно и грамотно туризм в парке будет интегрирован в экономику региона. Реальную поддержку в развитии туризма могут оказать туристические фирмы, работающие в сфере внутреннего туризма. В перспективе они могут стать партнерами национального парка в развитии регулируемого туризма. Приоритет должен отдаваться туристическим фирмам с хорошим потенциалом роста на рынке внутреннего туризма, предлагающим лучшие условия для совместной работы. Примером сотрудничества национального парка с туристическими фирмами может служить проект по развитию сельского туризма, реализованный на территории национального парка "Угра" в 2001 году. Задачей проекта являлось привлечение интереса туристических фирм г. Калуги к развитию туризма на территории парка. Со стороны местных жителей интерес к приему туристов в своих домах проявили 40 сельских семей. Специалистами ЦОДП была проведена оценка эффективности приема отдыхающих в сельских домах, сформирован турпродукт, который был оформлен в виде буклета с фотографиями домов и перечнем оказываемых хозяевами домов услуг. По ходу исследований туристических компаний Калужской области оказалось, что из сорока фирм внутренним туризмом занимается только четверть. Но интерес к проводимой парком работе был большой. С некоторыми туристическими фирмами была достигнута договоренность о продвижении услуг гостевых домов на туристический рынок. Одна фирма оказалась готова взять на себя функции туроперейтинга. Парк заключил с ней договор сотрудничества и предал базу данных по гостевым домам. На основании работы, проведенной специалистами ЦОДП как в парке "Угра", так и в других ООПТ, сформировались некоторые выводы о порядке взаимодействия с бизнес-структурами в деле развития туризма, которыми хотелось бы поделиться с коллегами:
Сергей ДЕМИН,
| ||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |