Госдума собирается принять самый антиэкологический закон в истории России
5 августа Государственная Дума планирует рассмотреть в третьем чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в более чем 150 федеральных законов. Данный проект называют "законопроектом о льготных выплатах", однако он включает в себя поправки во все основные природоохранные и ресурсные законы.
Экологические неправительственные организации: WWF России, Центр охраны дикой природы, Социально-экологический Союз, Российский региональный экологический центр полагают, что предложенные поправки катастрофически снизят эффективность охраны природы и экологического контроля в стране, поскольку проект практически полностью лишает регионы полномочий в данных областях.
Согласно Конституции, использование природных ресурсов, как и
собственность на них, а также вся деятельность в области охраны окружающей среды является совместным ведением Российской Федерации и ее субъектов. Регионы по данным вопросам имеют право принимать свои региональные законы. Проект фактически полностью лишает регионы этих возможностей, переводя все полномочия по регулированию, использованию, экологическому контролю и охране окружающей среды на федеральный уровень.
Проект ликвидирует институт экологического контроля в регионах и весь инспекторский состав органов власти субъектов федерации. В то же время, последняя реструктуризация правительства привела к серьезному сокращению численности инспекторского состава федеральных органах контроля.
Эксперты Центра охраны дикой природы, Гринпис России и других экологических организаций заявляют об опасности принятия данного законопроекта для России
Одним из ударов по российской экологии является фактическая утеря независимой экологической экспертизой своей независимости. Как известно, единственный эффективный инструмент превентивного экологического контроля в России, а значит и защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду - это экологическая экспертиза. Эффективность экспертизы была гарантирована тем, что ее осуществлял природоохранный орган, независимый от ведомств, планирующих хозяйственную деятельность.
Новый закон позволяет передать экспертизу любому ведомству по решению Правительства, т.е. по сути раздробить единую экспертизу. Так, например, экологическую экспертизу промышленных объектов теперь сможет осуществлять Министерство промышленности и энергетики РФ, а транспортных объектов - Министерство транспорта.
Закон лишает возможности регионы создавать такие особо охраняемые
природные территории, как природные парки или ботанические сады, и
полностью лишает их участия в создании федеральных особо охраняемых
территорий. Сворачивание работ по созданию новых особо охраняемых территорий будет осуществляться в том числе путем отстранения регионов от всей природоохранной и хозяйственной деятельности в сфере экологии.
В настоящее время среди всех охраняемых территорий России региональные составляют более 90% по численности и до 70% по площади, и обеспечивают систему реальной территориальной охраны природы страны. Разрушения этой системы не должно произойти.
Комментируя новую редакцию закона "Об особо охраняемых природных территориях", эксперт Центра охраны дикой природы А. Григорян заявил, что смысл изменений в новом законопроекте сводится к исключению или сокращению категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также уменьшение роли регионов и отдельных граждан в государственном управлении и контроле в области ООПТ.
Согласно пункту 7 ст. 2 законопроекта природные парки, а также ботанические сады и дендропарки предлагается перевести из региональных ООПТ в федеральные. В то время как в мировой практике природные парки имеют региональное значение. С выходом нового закона природные парки потеряют статус ООПТ, а процесс их переутверждения на федеральном уровне потребует не один год. Таким образом, страна лишается
значительной части сети ООПТ на неопределенный период, а регионы лишаются важнейших участков региональных экологических каркасов.
Закон "О внесении изменений…" ведет за собой переделку всего Лесного кодекса РФ
Прежде всего эта переделка выражается в том же переносе тяжести принятия решений с регионального уровня на федеральный. В соответствии с новым законопроектом лесхозы обеднеют: все полученные средства они будут перечислять в федеральный бюджет. В то время как раньше 40% денег от продажи древесины уходила в региональный бюджет. А все средства сверх минимальных ставок оставались в лесхозах, которые были вправе использовать их на цели ведения лесного хозяйства.
Фактически это приведет к тому, делает вывод Михаил Карпаческий из Центра Охраны природы, что региональные власти и лесхозы лишатся всяких стимулов к ведению эффективного лесного хозяйства и реальных рычагов влияния на качество его ведения, произойдет дальнейшая бюрократизация принятия решений.