Eng

  На главную страницу

ИА "REGNUM", 17 ноября 2003 г.

Крупнейшие экологические организации России считают Всероссийский съезд по охране природы имитацией диалога

Накануне открытия Третьего Всероссийского съезда по охране природы, проводимого Министерством природных ресурсов России в Москве 18-21 ноября, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис-Россия, Международный Социально-Экологический Союз, Центр охраны дикой природы и Центр экологической политики России провели пресс-конференцию, посвященную анализу причин и результатам ликвидации независимого государственного природоохранного ведомства.

Напомним, что 17 мая 2000 года в соответствии с идеологией "повышения инвестиционной привлекательности экономики России за счет снижения экологических требований и барьеров" был ликвидирован Госкомэкологии - независимый орган государственного управления в области охраны окружающей среды. Таким образом, по мнению экологов, были созданы условия для деэкологизации российского законодательства и экономики.

Директор Российского отделения WWF России Игорь Честин привел цифры, характеризующие деградацию государственной системы в области охраны природы за время, прошедшее после ликвидации специального природоохранного ведомства. По его данным, за три года в два раза снизилось численность инспекторов (в 2003 г. оно достигло рекордного минимума – 2 тыс человек на 17 млн квадратных километров территории), в пять раз сократилось количество экологических проверок, вдвое уменьшилось количество проводимых государственных экологических экспертиз при этом бюджетное финансирование по разделу "Охрана окружающей среды" выросло втрое. "Таким образом, мы как налогоплательщики платим в три раза дороже, чтобы иметь в три-четыре раза худшие результаты", - резюмировал он.

Участники пресс-конференции также отметили, что в последние годы Россия последовательно торпедирует значимые международные инициативы в области охраны окружающей природной среды, будь то Киотский протокол или Конвенция по защите Балтийского моря. Как следствие этого "Россия становится полным изгоем в международном процессе, и это, безусловно, будет иметь и уже имеет экономические последствия для нашей страны", - подчеркнул И.Честин.

За последние годы, отметили участники пресс-конференции, была упущена уникальная возможность - благодаря экономическому росту 1999-2000 годов, высоким ценам на нефть, используя налоговые механизмы и административную реформу, обеспечить стратегический переход страны на более экологически благоприятный экономический уровень. Вместо этого была избрана идеология "грязного подъема" экономики России и страна, как и в начале 1970-х гг., свернула обратно на экстенсивный путь развития с доминированием сырьевого сектора и зависимости от находящихся вне национального контроля цен на углеводородное сырье. Однако три с половиной года показали несостоятельность идеологии привлечения инвестиций за счет снижения экологических требований и одновременно привели к развалу системы экологического контроля, к избирательности и ангажированности при проведении экологической экспертизы, полному прекращению создания новых заповедников и национальных парков и многочисленным фактам деэкологизации федерального законодательства.

"До тех пор, пока не изменится система государственного управления в этой сфере, до тех пор, пока контролирующие функции не будут отделены от функций управления природными ресурсами, положение не улучшится", - выразил общую позицию участников директор по кампаниям Гринпис России Иван Блоков.

В ходе пресс-конференции состоялась презентация книги "Охрана природы России: от Горбачева до Путина", представляющую собой обзор государственной природоохранной деятельности в России с 1972 по 2003 г.

Кроме того, участники пресс-конференции заявили свою жесткую позицию по отношению к предстоящему съезду.

"Казалось бы, мы должны радоваться тому, что министерство собирает такой съезд, и нам представляется возможность для диалога, - сказал сопредседатель Международного Социально-экологического союза Святослав Забелин, – но на самом деле никакой радости мы не испытываем. Этот съезд фактически является очередной имитацией диалога, попыткой выдать желаемое за действительное, отчитаться пред вышестоящими о том, чего на самом деле не делалось". С.Забелин пояснил, что активное взаимодействие между государством, бизнесом и неправительственными экологическими организациями было инициировано последними в ходе Гражданского Форума в 2001 году. Однако, отметил он, Министерство природных ресурсов в течение этого времени демонстрировало лишь имитацию диалога. Пять общественных советов при министре, по его словам, бездействуют.

В качестве примера реальной деятельности Минприроды, С.Забелин сообщил о том, что три дня назад он получил сообщение из Томска, где традиционно существовали хорошие отношения между местными органами по охране окружающей среды и общественными организациями. Теперь государстввенным органам рекомендовано приостановить взаимодействие в рамках общественного экологического контроля. При этом на сегодня, 17 ноября, намечено заседание общественного совета при министре, на котором предполагается обсуждать тематику развития такого взаимодействия. "На публику говорится одно, а на самом деле происходит с точностью до наоборот, - констатировал С.Забелин. – Поэтому мы говорим, что сегодня у нас во власти, к сожалению, партнера, занимающегося нашей проблематикой, нет. Есть орган, который постоянно нас обманывает".

Как отметил президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков, организация съезда страдает целым рядом недостатков. В частности, он проводится на средства ряда компаний, большинство из которых являются крупнейшими загрязнителями природной среды в России. В первую очередь это "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, РусАл и др. Кроме того, Минприроды не были созданы условия для прибытия на съезд достаточного количества делегатов, представляющих региональные экологические НПО. В результате, по подсчетам участников пресс-конференции из 1500 делегатов съезда общественные организации будет представлять от силы сотня. В связи с этим они выразили опасения, что на съезде может быть принята общая резолюция, с которой большинство экологических НПО не смогут согласиться. В частности, в проекте этой резолюции отсутствует основное требование, стоящее на повестке дня последние годы, – восстановление специального государственного природоохранного ведомства.

По мнению участников пресс-конференции, проведение подобного демонстративного мероприятия, представляет собой ни что иное как попытку руководства Минприроды не допустить "прозрачности" использования природных ресурсов, а также не допустить плановой административной реформы, которая могла бы восстановить эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и живой природы. Напомним, что о желательности восстановления специализированного природоохранного ведомства президент России Владимир Путин, выступая 4 июня на заседании президиума Госсовета, посвященном обсуждению экологической обстановки в стране.

Представители крупнейших экологических НПО заявили о своем намерении, несмотря на критику съезда, принять участие в работе его секций с тем, чтобы по возможности добиваться принятия на них более качественных частных резолюций.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены