Eng |
Минэкономразвития прислушалось к критике нового Лесного кодекса 25 марта в Министерстве экономического развития и торговли России (МЭРиТ) по инициативе заместителя министра Мухамеда Циканова состоялась встреча представителей экологических неправительственных организаций России с группой сотрудников МЭРиТ, занятых разработкой проекта нового Лесного кодекса РФ. Во встрече приняли участие представители Гринпис России, WWF России и ряд сотрудников министерства. МЭРиТ является головной структурой в разработке проекта Лесного кодекса, который в целом уже получил одобрение Правительства и в ближайшее время будет передан в Государственную Думу. Неправительственные экологические организации России, включая Гринпис, WWF, Центр охраны дикой природы, Международный социально-экологический союз, Международный союз охраны природы, Движение дружин по охране природы (ДОП) неоднократно обращались к Президенту, Правительству РФ и к разработчикам нового Лесного кодекса по поводу существенных недостатков в проекте и проводили акции с целью не допустить принятия "сырого" документа. В ходе встречи со стороны неправительственных организаций была выражена озабоченность закрытостью процесса подготовки Лесного кодекса не только от общественности, но даже от лесопромышленников и лесной службы. Отмечено, что в странах с наиболее развитым лесным сектором, таких, как Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, подготовке Лесного кодекса предшествовали годы согласования интересов экономических, социальных и экологических групп. Это позволило принять согласованную Лесную политику и лишь затем, на ее основе, - Лесной кодекс. Как отметили экологи, в России подобного согласования интересов не проводилось, а сроки рассмотрения проекта Лесного кодекса были поистине стахановскими - с начала февраля по конец марта 2004 г. В таких условиях просто невозможно учесть всего разнообразия условий и интересов в лесном секторе России, и через некоторое время неминуемо возникнет необходимость разработки очередного, четвертого по счету (за последние 15 лет) Лесного кодекса. Неправительственные организации считают, что перед представлением в Думу в проект Лесного кодекса необходимо внести изменения, отвечающие следующим принципам: 1. Лес - не просто государственное имущество, которому надо побыстрее найти эффективного собственника, а особого рода природный ресурс, имеющий не только экономическое, но и жизнеобеспечивающее экологическое значение как "основа жизни и деятельности народов" (ст. 9 Конституции России). 2. Масштабная передача земель лесного фонда в частную собственность является опасной для будущего России, так как передача некоторых категорий защитных лесов в частную собственность ослабит их защитные и экологические функции. Нельзя создавать конфликт между интересами собственника и общественными интересами, все защитные леса должны оставаться в государственной собственности. 3. Недопустимо создавать правовые предпосылки, позволяющие арендаторам и собственникам ограничивать по своей воле пребывание граждан в лесах. Все "лазейки" для такого рода ограничений должны быть устранены из законопроекта. Ограничения на пребывание в лесах могут устанавливать только органы власти или суд - в оговоренных законом случаях. 4. Введение в действие нового Кодекса не должно создавать возможность уничтожения региональных и местных особо охраняемых природных территорий, а также препятствовать образованию новых. В Кодексе должна быть предусмотрена возможность создания особо охраняемых территорий на землях лесного фонда. 5. Законопроект не должен ослаблять существующие ограничения на лесопользование в защитных лесах, что приведёт к их вырубке, в том числе под видом санитарных рубок и рубок ухода. Пункты, предполагающие ослабление таких ограничений, должны быть устранены из проекта Лесного кодекса. 6. Принятие нового Кодекса не должно привести к разрушению еще сохранившейся системы лесхозов. В законопроекте должны быть четко определены полномочия государственных органов районного уровня по управлению лесами. Соответствующие предложения по совершенствованию Кодекса, разработанные Гринпис России, WWF, Центром охраны дикой природы, Международным социально-экологическим союзом, а также новая редакция ряда статей были переданы М.Циканову. Стороны обсудили вопросы частной собственности на участки Лесного фонда. Неправительственные организации выразили озабоченность форсированием введения частной собственности на леса, так как, по их мнению, а также мнению большинства лесопромышленников, вопросы повышения инвестиционной привлекательности лесных участков лежат скорее в области дебюрократизации органов управления лесами, получения леса в долгосрочную аренду, совершенствовании планирования в лесу и переходу на более гибкие правила лесопользования, нежели в области собственности на лесные участки. Впрочем, достигнуть полного взаимопонимания по вопросу введения частной собственности на леса не удалось. Однако заметститель министра согласился с необходимостью доработки положений кодекса с участием общественных организаций, и в частности по вопросам свободного пребывания граждан в лесах, совершенствования положений по лесопользованию в защитных лесах. Обсуждались и были приняты к сведению предложения экологических организаций по доработке кодекса в плане сохранения законного статуса региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сохранения в будущем возможности создания новых ООПТ на землях лесного фонда. Соответствующие предложения будут направлены в МЭРиТ. Дополнительно М.Цикановым предложено организовать рабочую встречу по стратегии развития ООПТ с участием общественности. В свою очередь неправительственные организации приняли к сведению информацию МЭРТ о том, что планируется в том или ином сохранить органы управления и распоряжения лесам на районном уровне, как филиалы региональных лесных агентств. Напомним, что 18 марта в ходе встречи с министром природных ресурсов РФ Юрием
Трутневым Президент РФ Владимир Путин отметил, что решение вопроса о Лесном
кодексе должно быть обоснованным и принято после широкой дискуссии с научной
и другой общественностью. "У нас очень много рычагов, которые могут сделать
эту отрасль прибыльной. Это и долгосрочная аренда, и концессии, и много других
вариантов", - отметил также глава государства. В связи с этим он подчеркнул,
что в странах с развитой рыночной экономикой в лесном секторе действуют смешанные
механизмы. "Это та сфера, где резких движений делать не нужно", -
сказал В.Путин.
| ||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |