Eng |
"Экология и жизнь", 2 (43) 2005 г. БЕРЕГИ БЕРЕГА Побережье особая зона. Здесь встречаются вода и суша, водный и наземный, животный и растительный мир. Здесь издавна селились люди. В настоящее время в прибрежных зонах проживает до 60% населения Земли. Здесь же, в конечном счете, сток всех загрязнении. И здесь же пересекается и сталкивается мно-жество интересов. Поэтому жители побережий, страны, их представляющие, первыми стали стремиться к компромиссу интересов. Европейский союз по охране побережий (EUCC The Coastal Union) стремится объединять усилия правительств, общественности и ученых разных стран для сохранения береговой зоны и возглавляет партнерство, в которое от России входят Центр охраны дикой природы, Государственный технический университет г. Калининграда, Департамент охраны окружающей среды администрации г. Санкт-Петербурга, Балтийский фонд природы. Один из последних проектов партнерства - стартовавшая в 2001 г. международная программа профессионального обучения CoastLearn. Цель, которая перед ней поставлена, сделать методологию Комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) доступной для профессионалов стран с переходной экономикой. Освоение природных ресурсов в специфических условиях зоны контакта суши и моря требует адекватных, как правило, нестандартных методов и технологий. Ценность программы CoastLearn в том, что она помогает осознать это своеобразие жизни человека на побережьях. Уже подготовлен пакет программ дистанционного обучения, позволяющий наилучшим образом использовать электронные средства информации. Программа CoastLearn бесплатный, многоязычный, удобный для пользователя инструмент поделена на отдельные тематические модули, подходящие для независимого изучения. Тематические модули следуют за вводным, в котором изложены общие концепции, принципы и преимущества КУПЗ, проиллюстрированные конкретными примерами. CoastLearn развиваю-щийся проект. В настоящее время модули программы охватывают шесть различных тем, относящихся к прибрежным зонам:
Россия обладает чуть ли не самой протяженной береговой линией среди европейских стран, и поэтому обеспечение рационального управления побережьями так актуально для нашей страны. Неудивительно, что именно российские участники партнерства разработали два новых модуля программы CoastLearn:
В современном мире туризм стал важным интегрирующим элементом комплексного управления в цепочке взаимосвязей хозяйственной деятельности (от природопользования и охраны природы до транспорта и сельского хозяйства). Экологические последствия традиционного туризма вызывают все большую озабоченность специалистов и общественности, поэтому ответственный туризм и экотуризм видится многообещающей альтернативой для многих регионов России, Европы и мира. Экологические игры, несомненно, зарекомендовали себя как эффективный инструмент, способствующий пониманию сложнейших взаимосвязей и взаимозависимостей природы и человеческой деятельности. Такое понимание залог принятия более взвешенных решений в природопользовании. www.coastlearn.org Соб. инф. Имитационная игра CoMPAS CoMPAS компьютерная имитационная игра, моделирующая процессы управления прибрежным регионом. Игра предназначена главным образом для практических работников, сталкивающихся в своей деятельности с принятием управленческих решений по развитию побережий, но может быть использована также и в учебном процессе в вузах и старших классах общеобразовательных школ. Игра CoMPAS открыта для свободного доступа на сайте Центра охраны дикой
природы: http://www.biodiversity.ru/coastlearn/
Цель - обеспечение устойчивого развития моделируемого региона
означает поддержание удовлетворительной экологической ситуации в регионе,
сохранение природных ресурсов наряду с достижением высоких экономических
и социальных показателей развития.
| ||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |