Спилил дерево - пойдешь под суд?
Москвичку осудили за срубленную половинку сливового дерева. Деревце растет как ни в чем не бывало, а женщине предстоит заплатить штраф - почти 80 тысяч рублей
МУЖУ БЫЛО ТЕМНО
Не думала не гадала москвичка Галина Фролова, что, срезав ствол желтой сливы, она предстанет перед судом. А все благодаря соседке.
В мае прошлого года муж попросил Галину Васильевну подрубить дерево, растущее в нескольких метрах от окна. Первый этаж, теневая сторона - дневного света не видно.
- Он у меня инвалид первой группы. Целыми днями сидит у окошка. Сруби да сруби. Сначала сына подговаривал, потом меня, - рассказывает женщина. - Говорит, не спилишь - сам пойду. А куда он без ноги?.. Я и не выдержала - взяла ножовку.
Пенсионерка спилила небольшой куст и верхушку злополучной сливы. Стоящую с обрубком в руках Галину Фролову приметила соседка сверху. Побранились и разошлись. «Я все равно вас накажу!» - пригрозила соседка. Через неделю она подала заявление в экологическую милицию.
- И закрутилось... То участковый придет, то из экологической милиции человек 10 набегут: замеряют, рассчитывают, схемы чертят. Суматоха! - продолжает Галина Васильевна.
А потом к пенсионерке посыпались повестки в суд. Женщина врать не стала, выложила все начистоту: каюсь, спилила. В итоге мировой суд района Преображенское постановил: признать Галину Фролову виновной в «незаконной рубке лесных насаждений в крупном размере», наказать штрафом в 5 тысяч рублей и возместить вред окружающей среде по иску правительства Москвы, заплатив государству 72 тысячи 111 рублей 60 копеек. Немаленькая цифра родилась из хитрых расчетов, которые проводил инспектор отдела экологического контроля ВАО. Тут учитывались затраты на посадку, стоимость купленного деревца, а также затраты на уход, помноженные на какие-то коэффициенты (они зависят от возраста дерева).
- Но ведь за сливой никто не ухаживал! - обижается Галина Васильевна. - Да и сажали ее соседи без посадочных документов - привезли с дачи, воткнули, и все!
Кстати, специалисты так и не смогли определить возраст сливы. Посчитали штраф как за годовалое деревце. Потому и счет «небольшой» выставили.
А КУСТИК СНОВА ЗЕЛЕНЕЕТ...
Идем на место «преступления». Пока старики болеют (муж Галины Васильевны после этой истории перенес инсульт, а у самой «преступницы» вырезали раковую опухоль), деревце-то растет, шелестя зелеными листочками! Вымахало ростом со свою «обидчицу». Хотя в приговоре черным по белому написано: «До следующей весны не выживет, зиму не перезимует, в отсутствии верхушки дерево неминуемо погибнет».
- Как листья пробились, я дерево сфотографировала и в суд пошла. Вот, смотрите, не погибло дерево! Там только рукой махнули. Три апелляции подавала. Все отклонили, - всхлипывает Галина Васильевна. - Спасибо судье, что штраф небольшой. Могла же ведь и до 500 тысяч назначить. А еще сын скоро из армии придет. Хотел милиционером стать. Будут проверять, а у матери судимость... Ведь никто в подробности вдаваться не станет, что судимость-то в виде штрафа. Есть и есть.
- Я после суда еще два деревца посадила: сливу да яблоньку, - говорит женщина, показывая полуметровый молодняк. - И чек есть. Пошла, узнала, как законно посадить. Приходила инспектор - замерила, рассчитала. Два месяца на все ушло. Говорят, чтобы получить порубочный билет, надо еще больше ждать... И никто за то, что я новые деревца посадила, мне штраф не уменьшил...
Случаи вырубки деревьев в Москве не редкость. В апреле 2008 года директор школы № 38 распорядился вырубить 33 дерева и кустарник на пришкольном участке. За это суд назначил ему заплатить штраф в размере 105 тысяч рублей и еще более 2 миллионов компенсации - за урон окружающей среде. В сентябре 2008-го москвич срубил 7 рябин, которые мешали его «ракушке». Государство взыскало с «черного лесоруба» 143 тысячи рублей. Но чтобы осудить за полдерева, такого юристы не припомнят.
- Нет такого в практике, чтобы за хиленькие полдеревца по статье судили, - говорит адвокат Михаил Автомонов. - По уголовной практике к статье УК «незаконная рубка лесных насаждений» привлекаются за значительные вырубки: лесополос, части парковых насаждений... У нас целые рощи вырубают и нередко уходят от ответственности. Одно дело, когда за кубометры, дециметры судят - люди на дрова рубят, доски. А тут полдеревца всего...
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил КАРПАЧЕВСКИЙ, координатор лесной программы Центра охраны дикой природы: Рубить по закону мешают бюрократы
- Конечно, женщина нарушила закон. В Москве каждое дерево на учете. Но я ее прекрасно понимаю. Пытаясь срубить дерево на законных основаниях, люди сталкиваются с бюрократией. Какой-нибудь старушке в Подмосковье, чтобы получить разрешение на заготовку нескольких кубометров леса на дрова или строительство дома (что ей положено по закону), придется нанять юриста и курьера, которые пройдут все инстанции, отстоят огромные очереди.
И в то же время процветает нелегальная вырубка леса под видом «санитарной рубки». Прикрываясь этим, браконьеры уничтожают здоровые деревья. За последние 17 лет в Подмосковье было вырублено свыше 100 тысяч гектаров леса.
Еще одна проблема постсоветского периода - ценные леса уходят под застройку. На бумаге леса много, а на самом деле наиболее лакомые кусочки уже застроены. Не менее 10 - 15 тысяч гектаров застроены коттеджными поселками (а это 10 - 15% от всей новой застройки в области). По новому Лесному кодексу тысячи гектаров лесных участков передаются в аренду по конкурсу сроком на 49 лет для организации отдыха. Раньше там люди грибы, ягоды собирали, а теперь - забор с колючей проволокой, охрана и 2-этажный особняк.
Арендатор платит деньги за пользование, и никому нет дела, что происходит с лесом. Больше всего лесных участков застроено в самых престижных районах ближнего Подмосковья: Одинцовский район (Рублевка), Ленинский, Химкинский, Чеховский, Красногорский районы. Некоторые новые дороги будут проходить через крупные лесные массивы, например, скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург, ЦКАД. И мало кто задумывается, что важнее: срубить деревья под строительство трассы или все-таки обойти лесной массив.
СПРАВКА «КП»
Как получить порубочный билет
- Сам гражданин не может получить на руки этот документ, - говорит заместитель начальника отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Андрей Капустянский. - Только организация, на балансе которой находится территория с зелеными насаждениями. В данном случае - ГУ ИС района. Весь порядок оформления рубки прописан в «Правилах создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы». Если дерево стоит близко к окну, создавая тень, или растет под опасным наклоном, рискуя упасть, человек вправе подать заявление в Инженерную службу. Далее необходимые документы отправляются в Департамент природопользования, в отдел согласования порубочных документов. Затем специалист выезжает на место и составляет акт и ведомость с характеристикой дерева, подлежащего вырубке. После этого принимается решение выдавать или не выдавать порубочный билет. Все работы выполняются за счет ГУ ИС.
Вроде бы и процедура несложная, но иногда решения ждут по нескольку месяцев. То специалист не может выехать, то денег на порубку нет...