Начинаем жизнь с грязного листа
Москвичи борются против осенней уборки газонов
Обычно москвичи ругают городские власти за грязь на улицах и их плохую уборку. Но только не по осени. Тут все наоборот — экологически подкованные горожане требуют, чтобы дворники оставляли на газонах опавшую листву, полезную для почвы и деревьев. В драку, конечно, никто не лезет, но то там, то здесь люди раскидывают собранные дворниками листья. При этом в Москве есть закон, четко регламентирующий уборку. Но, как выяснилось, он допускает различные толкования.
Обычное столичное утро. Идет первый снег, горожане, укутавшись в шарфы, спешат на работу. Дворники, как и во все остальные 364 дня в году, привычно метут дворы. Земля усыпана опавшими листьями, коммунальщики старательно собирают их и скидывают в картонные коробки.
— Здравствуйте, — обращаемся мы к дворнику, выскабливающему газон, — вы слышали, что убирать листву нежелательно, так как это вредно для растений?
— Не знаю, насколько это вредно, — отвечает уборщик, — но попробуй только не убрать — меня сразу оштрафуют. Хотя жильцы порой возмущаются, требуют листья оставить.
Почему московские дворники так старательно убирают листья — понятно: если схалтуришь, тебя будут карать рублем.
А между тем опавшие листья действительно крайне важны для экологии города.
— В земле находится много живых существ, — говорит генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. — Если убирать листья, то все живое в почве, не получая органического питания, погибает, а сам грунт становится плотным, не выполняет свои природные функции. Получается своеобразная асфальтоподобная пустыня. За последние 10 лет многие московские дворы приобрели безжизненный вид. Я понимаю, когда тщательно убирают Александровский сад — все-таки имиджевое место, но зачем же весь город так мучить?
А что говорит закон?
— Существуют “Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы”, — рассказали “МК” в Объединенной административно-технической инспекции (ОАТИ), — и они гласят, что вдоль городских магистралей и внекатегорийных объектов (эстакад) листву необходимо убирать на расстоянии 25 метров, вдоль улиц — до 10 метров, вдоль дворовых и парковых проездов — 5 метров. А раз есть такой закон, мы должны ему подчиняться. Листва, попадая на дорогу, размокает, машины начинают по этой каше скользить, к тому же листья забивают водостоки.
— Но как же так? — возразили мы. — По этим правилам получается, что нужно выскабливать всю землю и газоны, так как дорог в городе много — и эти 25-метровые зоны покрывают едва ли не всю Москву.
— Ну уж все подчистую выскабливать, конечно, не надо. Могут быть оговорки, все зависит от конфигурации дворов. Ситуацию надо смотреть на местах и решать, как лучше сделать. Мы пишем разъяснительные бумаги, мы ведь понимаем, что природу надо беречь.
Вот и получается, что, с одной стороны, все понятно, с другой же — ничего непонятно. Правила дают четкие инструкции, но сами чиновники понимают, что если четко следовать им, то экология города будет нарушена. А “низовые” коммунальщики идут по пути наименьшего сопротивления: им проще мести все и везде, чем объяснять контролирующим органам, что дворники не убрали территорию не из-за лени, а потому, что очень природу любят...
Попадаются, конечно, и исключения. Мы расспросили уборщиков, метущих сквер рядом с редакцией, не было ли у них каких-то особых распоряжений насчет листвы. Каким же было наше удивление, когда нам рассказали, что с завтрашнего дня они должны будут оставлять листья на земле. Почему раньше их заставляли убирать, а теперь передумали, работники, понятное дело, не знают. Централизованного решения убирать листву в городе по минимуму не принималось. Вероятно, некоторые ДЕЗы пришли к этой мысли самостоятельно, расширительно толкуя рекомендации по уборке листьев. Экологи эти инициативы коммунальщиков приветствуют. Хотя вопрос четкого законодательного регулирования остается открытым.
Олег Адамович