Eng

  На главную страницу

«Наша версия», 9 июля 2018 г.

Да гори оно всё!

Региональные власти считают экономически нецелесообразным тушить лесные пожары


Лето в разгаре, и по всей России заполыхали леса. Традиционно. Каждый год у нас в стране выгорает до 3 млн гектаров леса. Это по официальной статистике. Экспертные оценки дают цифру более 10 млн гектаров. Нынешний год не стал исключением: пожароопасный сезон открыт в 82 субъектах Федерации. Режим ЧС действует в Красноярском крае, двух районах Якутии и одном районе Иркутской области. Региональные власти разводят руками – дескать, пожары видим, стараемся локализовывать, но на тушение денег нет.

Пугающее своей откровенностью официальное сообщение на днях было размещено на сайте Министерства лесного хозяйства Красноярского края. Там, в частности, констатировалось, что в Эвенкийском и Енисейском районах действуют 13 пожаров общей площадью более 4 тыс. гектаров. А дальше вывод: «Все очаги возгораний региональная диспетчерская служба контролирует посредством космомониторинга. По предварительным данным, прогнозируемые затраты на тушение данных пожаров превысят возможный вред, который может быть ими причинён».

Кстати, Красноярский край вот уже две недели как значится в лидерах регионов, где горят леса. По состоянию на начало прошлой недели в крае было зафиксировано 164 природных пожара общей площадью 192,6 тыс. гектаров. С 22 июня в лесах региона был введён режим ЧС. Но на тушение всех пожаров, судя по всему, денег нет. Так что и в этом году мы вот уже в который раз не досчитаемся нескольких миллионов гектаров леса. «Красноярские власти демонстрируют сиюминутный подход в условиях дефицита средств, выделяемых на данное направление, – с грустью констатирует замдиректора по развитию Центра охраны дикой природы Любовь Якубовская. – Когда у вас минимум средств, действительно рациональным видится определиться с приоритетами в тушении. Это связано с нежеланием копить задолженности по зарплате, полевым выплатам и довольствию, которые неизбежно возникают при стремлении потушить всё подряд при минимуме средств. Для местного бюджета это решение вопроса. Для страны, да и для всего человечества, это потеря».

Другая проблема помимо нехватки средств – рассогласованность действий ведомств. Зачастую контролирующие органы просто не могут договориться между собой, чей это пожар и кому следует его тушить. Такое положение дела – прямое следствие провала реформы лесного хозяйства. Например, за сохранность лесного фонда отвечают органы местной власти, у которых, как выясняется, нет денег на то, чтобы эту сохранность обеспечивать. Безопасностью лесов ведает, с одной стороны, Минобороны, если леса расположены на его землях, или же МЧС – если леса расположены на землях запаса. Существует ещё Федеральный штаб при Рослесхозе, однако он лишь занимается профилактикой, но не координирует деятельность ведомств.

На прошлой неделе Минприроды выступило с инициативой создать оперативные штабы на уровне субъектов Федерации и лесничеств. «Это дополнительная оргструктура, которая будет взаимодействовать с Федеральным штабом и федеральной и региональными комиссиями МЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций», – отмечают в ведомстве. Также Федеральный штаб при Рослесхозе планируется наделить дополнительными полномочиями по координации всех ответственных за тушение и профилактику пожаров. Соответствующий законопроект Минприроды уже подготовило.

Впрочем, очевидно, что от появления дополнительной бюрократической структуры денег на тушение лесов не появится. А значит, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что и в этом году в России сгорит 3 млн гектаров леса. Минимум.

Любовь ЯКУБОВСКАЯ, замдиректора по развитию Центра охраны дикой природы:

– Реформа в лесном хозяйстве сократила количество людей, работающих в лесу, в том числе ведущих профилактическую работу по предотвращению пожаров. Сюда кроме просвещения и информирования входит и организация противопожарного обустройства территории, и своевременное обнаружение очагов возгорания. Основная ликвидированная должность – лесники, то есть лесные сторожа. «Бумажные» должности сохранились, но они не исчерпывают всего необходимого комплекса работ.

20 лет назад, когда создавалось МЧС, нам обещали, что именно это ведомство будет решать проблему непредсказуемости чрезвычайных ситуаций, и некоторое время было ощущение, что есть движение в этом направлении. Но сейчас можно констатировать, что МЧС не справляется, а лесное хозяйство уже лишили необходимых для этого человеческих ресурсов.

 

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены