Общее дело: в Москве намерены активно внедрять раздельный сбор мусора
Столичные власти озаботились культурой обращения с отходами
Москвичам необходимо прививать культуру обращения с мусором, уверен мэр российской столицы Сергей Собянин. Первым этапом на этом пути, по мнению градоначальника, является создание инфраструктуры раздельного сбора. Каково положение дел в этой сфере и что необходимо предпринять для достижения поставленной цели, выяснял iz.ru.
Диалоги про пакеты мы каждый день слышим в супермаркете. Все знают, что полиэтиленовые «майки» разлагаются сотнями лет, но продолжают их покупать. И вот дома уже огромный пакет с пакетами, который рано или поздно также отправится в мусорный бак.
Правда, надо отдать должное, в российских магазинах стали появляться многоразовые пакеты и экологичные сумки. Всё чаще их можно увидеть не только на прилавках, но и в руках наших сограждан. Вообще с культурой потребления всё относительно ясно: брать товары с меньшим количеством упаковки, отказаться от бесконечных пакетов. Но совсем без этого ведь не обойтись. И как быть дальше? Как поступить с мусором, чтобы минимизировать вред, наносимый природе? По мнению экспертов, одним из наиболее действенных вариантов решения проблемы является переход на раздельный сбор отходов.
В целом данная практика для России не так уж и нова. В советское время пункты приема, например, стеклотары и макулатуры имелись едва ли не в каждом дворе. За старые тетради и газеты люди получали талоны на книги, а за стеклянные бутылки — деньги. Таким образом, с одной стороны, удавалось экономить средства на производство новых бутылок, а с другой — появлялось отличное вторсырье для новой бумажной продукции. В 1990-х годах все оказалось забыто и заброшено, поэтому теперь систему необходимо создавать с нуля.
В столице этим стали серьезно заниматься совсем недавно. Первые попытки были предприняли в 2014–2015 годах. Тогда в Москве было установлено около 26 стационарных пунктов раздельного сбора мусора и 27 мобильных. Охвачены оказались только три округа: Северный, Северо-Восточный и Юго-Западный. Конечно, для массового перехода к новой системе этого было недостаточно, но зато стало ясно, что в целом при хорошем уровне развитости инфраструктуры москвичи готовы вновь заняться сортировкой.
Сегодня под раздельным сбором отходов понимают как минимум разделение отходов на пищевые и непищевые. Большая часть вторых подлежит дальнейшей переработке. Например, из макулатуры изготавливают туалетную бумагу, упаковки для яиц и другую бумажную продукцию, а стекло отправляют в стеклобой для переработки и создания новых продуктов из стекла (поэтому принимают даже битое).
670 переработанных банок = 1 велосипед; 54 кг газетной бумаги = 1 дерево; использование 10% стеклянного боя = экономия газа на 3%.
В декабре 2017 года президентом РФ был подписан закон, закрепляющий раздельный сбор мусора. Соответствующая статья закона с поправками в федеральное законодательство в сфере отходов производства и потребления вступит в силу с 1 января 2019-го. Уже сейчас заключены контракты на создание инфраструктуры для сортировки, транспортировки и переработки отходов с пятью компаниями: ООО «Хартия», ООО «ЭкоЛайн», ООО «МКМ-Логистика», ООО «МСК-НТ», ООО «Спецтранс». Правда, никакого единого нормативно-правового акта, который бы четко регламентировал их деятельность, нет, поэтому в каждом округе компании устанавливают свои правила. Внешний вид пунктов приема тоже зависит от оператора. Например, это могут быть павильоны с отверстиями или контейнеры-сетки.
Категории принимаемых отходов тоже варьируются. Традиционно их делят на бумагу, пластик, стекло и алюминий. У одних компаний для разных категорий предусмотрены разные отсеки, у других — какие-то объединены. В обоих случаях чаще всего вывозом занимается одна машина, из чего многие жители делают вывод, что мусор идет на свалку и никакой дальнейшей переработки не существует.
«Всё это в любом случае идет на ручную сортировку, — рассказали порталу iz.ru в ООО «Хартия». — Раньше у нас ездили четыре машины, но всё равно отходы перемешиваются, иногда люди что-то не туда кидают, поэтому мы решили не гонять просто так несколько машин».
Эксперты АО «НИИ Экологического и Генерального проектирования» отмечают, что если смешивание стекла, металла и пластика допустимо, поскольку они действительно требуют дальнейшей сортировки на заводе, то процент бумаги и картона, пригодных для вторичного использования, в таком случае значительно снижается. Загрязненная макулатура не поддается процессу рециклинга, поэтому ее следует вывозить отдельно.
Вопросы порой вызывает и принцип установки контейнеров. Например, в Хорошевском районе раздельный сбор отходов требует от жителей реальных усилий — чтобы подобраться к контейнеру-сетке, нужно либо отодвигать тяжелый мусорный бак, либо проявлять чудеса ловкости.
«Ко мне как к депутату постоянно поступают жалобы, что эти контейнеры есть, но свою функцию они не выполняют, выбросить туда отсортированный мусор у ответственных граждан нет никакой возможности», — рассказала порталу iz.ru Любовь Якубовская, работник Центра охраны дикой природы и муниципальный депутат Хорошевского района.
Помимо оптимизации работы уже существующих пунктов, необходимо создавать и новые точки. Сейчас для полноценного перехода к новой системе их по-прежнему мало. Например, в том же Хорошевском районе 34 улицы и, согласно карте, всего три точки раздельного приема отходов. Выходит, что на один контейнер приходится 11 улиц. «Согласно госконтрактам, на 12,5 тыс. жителей ставится один пункт для вторсырья, этого крайне недостаточно, — сообщила порталу iz.ru руководитель экологической общественной организации «Движение ЭКА» Татьяна Честина. — Нужно, чтобы муниципальные власти подключились и при необходимости субсидировали контейнеры для вторсырья в каждом дворе».
Еще одно серьезное препятствие на пути к внедрению культуры раздельного сбора отходов — это отсутствие какой-либо системы информирования граждан. Часто люди даже не догадываются, что у них в районе существуют подобные пункты. Чтобы справиться с этой проблемой, столичные власти еще в 2015 году запустили интерактивную карту точек приема вторсырья — правда, сегодня она совершенно бесполезна из-за отсутствия обновлений.
Куда актуальнее интерактивная карта «Гринпис России», на которой обозначены и пункты раздельного сбора, и точки, где отдельно принимают ртутные лампы, батарейки, аккумуляторы, градусники, бытовую электронику, шины, вещи для нуждающихся и многое другое. Все пункты имеют свои обозначения на карте, более того, там же можно найти полезную информацию о раздельном сборе, почитать отзывы граждан и оставить свои замечания. Благодаря работе волонтеров карта часто обновляется.
Кроме того, чтобы доверять системе раздельного сбора отходов (РСО), люди должны понимать, зачем сортировать мусор, как именно это делать и куда он попадет в дальнейшем. «Нужно установить таблички и инструкции, создать прозрачную схему логистики отходов, организовать информационную поддержку в интернете», — рассказала порталу iz.ru Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group. Многие, например, до сих пор не догадываются, что в Московском регионе насчитывается более 400 перерабатывающих предприятий и почти все они испытывают дефицит вторсырья. Кроме того, по мнению Зацепиной, необходимо проводить централизованное экологическое просвещение на различных уровнях: в школах, университетах, офисах коммерческих компаний и госучреждениях.
В целом при наличии достаточного числа контейнеров сортировка требует минимум усилий. Дома достаточно выделить небольшое место под макулатуру и иметь всего две тары для мусора: одну для неперерабатываемых отходов и вторую для всего остального. Правил сбора отходов тоже не так много. Достаточно внимательно читать маркировку на емкостях, чтобы отсеять неперерабатываемые виды пластика и не путать бумагу и тетрапак, из которого делают большинство пакетов из-под сока и молока. Емкости достаточно сполоснуть и сжать, чтобы они занимали меньше места. Некоторые операторы могут также попросить снять с бутылки крышку и этикетку.
Еще больше упростить процесс сбора отходов может установка в квартирах диспоузеров — измельчителей в раковину, считает основатель московского отделения движения «РазДельный Сбор» Валерия Коростелёва. «Все пищевые отходы идут туда, смешанный мусор у вас тогда образовывается ну раз в неделю», — объяснила порталу iz.ru лидер движения. Кроме того, такое решение снизит нагрузку на подмосковные свалки, поскольку пищевые отходы составляют около 30% от всех коммунальных отходов столицы.
Основные очистные сооружения Москвы способны перерабатывать осадок сточных вод и производить биогаз. «Диспоузеры могут внедряться по аналогичной схеме, по которой внедрялись водосчетчики: измельчитель — это номерной прибор, всем, кто его установил и поставил на учет в Москве, снижается плата за вывоз мусора, — предлагают в Движении ЭКА. — Второй вариант — измельчители устанавливает город за счет жилищной субсидии».
Конечно, пока РСО в Москве только начинает развиваться, до полноценного запуска системы москвичам и городским властям необходимо сделать еще много шагов на встречу друг другу. Но практика показывает, что возможности для перехода к цивилизованному обращению с отходами у столицы однозначно есть. Значительную помощь жителям столицы оказывают волонтерские движения и проекты: они публикуют полезные советы, учат, как добиться установки контейнера в своем дворе, и организуют мобильные пункты приема там, куда еще не добрались официальные операторы. Зачастую москвичам достаточно лишь открыть карту, найти ближайший пункт и начать действовать.
Мария Рубникович