Снеговые пушки против полыньи на Енисее – ошибочная идея
Известный физик Валентин Данилов предложил ликвидировать незамерзающую от Красноярской ГЭС полынью на Енисее с помощью снеговых пушек. Однако Игорь Шкрадюк, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы, полагает, что идея ошибочна. Вот его аргументы, представленные специально для «Плотина.Нет!»:
Температура воды в глубине Красноярского водохранилища и в Енисее ниже плотины составляет 4°С. Чтобы наморозить из этой воды 1 см льда на площади 1 квадратного метра, нужно отнять у воды 800 килокалорий.
А чтобы растопить этот лед, нужно тепло 20-сантиметрового слоя подледной воды.
Вода в нижнем бьефе Красноярской ГЭС турбулентна, так что теплообмен будет интенсивным, и набросанный снеговыми пушками на водную поверхность Енисея снег быстро растает.
Значит, снега понадобится в десятки раз больше. Для создания устойчивого снегового покрова надо будет ставить намного больше снеговых пушек и тратить намного больше электроэнергии.
Теперь давайте посчитаем.
Если создавать снеговой покров Енисея в районе Красноярска в течение 5 зимних месяцев в году – это 3600 часов работы снеговых пушек.
Заявленные Даниловым 5 мегаватт мощности, которые выдает одна пушка для выработки необходимого объема снега – это 5 тысяч рублей электроэнергии в час (если мы примем среднюю отпускную цену Красноярской ГЭС в один рубль за киловатт-час).
То есть за год только на электроэнергию, потребляемую снеговыми пушками, уйдет более 18 миллионов рублей. А реально понадобится в разы больше. На обычном лыжном курорте снегогенераторы работают в среднем 300 часов в год, а здесь им придется работать в 12 раз больше. Причем они должны будут работать и при морозах сильнее минус 20°С. При такой нагрузке снегогенераторы будут намного чаще выходить из строя, чем на лыжном курорте. Это тоже дополнительные затраты.
Считаем дальше. Схема, предложенная Даниловым, требует установки 280 (!) снегогенераторов. Затраты на размещение этого оборудования поперек реки не учитываются. Даже если в качестве основы использовать ближайший к Красноярской ГЭС так называемый четвертый (Николаевский) мост (31 км по прямой от плотины ГЭС), все равно придется строить на опорах моста эстакаду для снежных пушек, насосов для воды и прочих вспомогательных устройств.
Теперь давайте посчитаем затраты на само оборудование, а не только на его монтаж и эксплуатацию. Для покупки снеговой пушки придется выложить около 30 тысяч долларов. 280 снеговых пушек - это 10 млн долларов (3,3 млрд. рублей).
Тогда, может быть, аренда? Коммерческая стоимость аренды снеговой пушки составляет от 4000 рублей в час. 4000*280*3600 = 4 миллиарда рублей за зиму или 4 тысячи рублей на каждого жителя Красноярска, включая стариков и младенцев.
Да, если покупать (или арендовать) оборудование сразу оптом, это выйдет дешевле, но вряд ли намного. С учетом того, что снеговых пушек понадобится намного больше заявленных 280 штук (чтобы обеспечить необходимый резерв на случай частого выхода из строя непрерывно работающих снегогенераторов), рассчитанная нами итоговая сумма если и завышена, то не слишком сильно.
И Валентин Данилов рассчитывает, что красноярцы скинутся на эту авантюру? Сильно сомневаюсь.
Есть ли другой способ борьбы с незамерзающей полыньей в районе Красноярска? Для меня очевидно: чтобы уменьшить длину полыньи на Енисее, надо понизить температуру воды в нижнем бьефе Красноярской ГЭС.
Для этого необходим дифференциальный водозабор, который будет направлять в турбины ГЭС воду из поверхностного слоя воды, более теплого летом и более холодного зимой.
Но дифференциальный водозабор будет являться частью гидросооружений Красноярской ГЭС. Платить за его строительство и содержание должен владелец Красноярской ГЭС – компания «ЕвроСибЭнерго», входящая в холдин En+ Олега Дерипаски.
Вряд ли En+ захочет вкладываться в такой водозабор. Скорее, владельцы Красноярской ГЭС наймут ученых, которые обоснуют, что платить за устранение воздействия гидроэнергетики на природу и здоровье людей должны сами жители Красноярска…
Игорь Шкрадюк,
специально для «Плотина.Нет!»