Эксперты рассуждают о причинах и следствиях экологической катастрофы на Камчатке
Генпрокуратура взяла на контроль проверку в связи с загрязнением воды на Камчатке. В то же время эксперты говорят о полномасштабной экологической катастрофе. «ПД» спросил у экологов, что могло повлечь массовую гибель морских обитателей, а также ухудшение состояния людей. А главное – что будет после.
КТО ВИНОВАТ?
Халактырский пляж – излюбленное место российских серферов. О нем подробно рассказывал в одном из своих выпусков Юрий Дудь. Он же первым публично заявил о возможной катастрофе в минувшую субботу.
Первые же «сигналы» появились в середине сентября. Тогда многие серферы после катания по волнам жаловались на тошноту, резь в глазах, высокую температуру и другие неприятные симптомы. Люди далеко не сразу заподозрили, что проблема в воде – долгое время ухудшение самочувствия объяснялось солнечными ожогами, отравлениями и кишечными инфекциями.
«Я приехала серфить на Камчатку еще в августе, первые симптомы появились около трех недель назад: в глазах появлялась белая пелена, зрение ухудшалось. Тогда я не придала этому значения, ведь в основном мы катались под ярким солнцем, в сочетании с водой и солью – мне казалось это естественной реакцией. В один день я перестала различать предметы на расстоянии трех метров, в этот же день услышала похожие жалобы от других ребят. На Халактырском пляже всего три лагеря, и в каждом были одинаковые симптомы. Кого-то рвало, у других появились проблемы с дыхательными путями, кашель. Это из ощутимых последствий сейчас, чем мы отравились и что с этим будет дальше – вопрос», – написала в своем Instagram Наташа Данилина.
Однако когда вода поменяла цвет, а берег завалило мертвыми подводными животными, местные жители потребовали проверок.
Первого октября Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Камчатгидромет) сообщило, что пробы воды показали превышение по фенолам примерно в 2,5 раза, а по нефтепродуктам – в 3,6 раза. При этом 4 октября ведомство сообщило, что загрязнение было в придонном слое, поэтому потребуются новые исследования.
«Пробы мы отбирали на поверхности, поэтому на следующей неделе планируем выезд для отбора проб на удалении от берега по всей толще воды, то есть на поверхности, в середине и в придонном слое», – сообщила начальник Камчатгидромета Вера Полякова.
Массовую гибель животных в ведомстве объяснили отравлением, однако на берег их выбросил шторм. «Вероятнее всего, произошло загрязнение, а потом штормовой ветер поднял все в сторону берега», – добавила Вера Полякова.
Камчатские власти намерены проверить и другие пляжи, где были обнаружены мертвые животные, в частности Большую и Малую лагерную бухты и бухту Бабья. Федеральное агентство по рыболовству 5 октября начнет обследование рек, впадающих в Авачинский залив (Налычева, Таенка, Сухая и другие). Ситуацией на Камчатке заинтересовались федеральные власти, поэтому все пробы направляются в Москву. Генеральная прокуратура РФ обещает лично дать правовую оценку произошедшему.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Эксперт общественного совета при Министерстве природных ресурсов РФ, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк полагает, что камчатские специалисты обнаружили не все токсичные вещества. «Превышение норм по фенолу и нефтепродуктам, конечно, не проходит бесследно для здоровья людей, но для того, чтобы была резь в глазах и кашель длительное время после того, как человек купался, нужно более серьезное вещество», – уверен он.
Главный вопрос, которым сегодня задаются и эксперты, и правоохранительные органы: где источник выброса ядовитых веществ? В ожидании официальных данных местные жители обсуждают две версии. Первая – утечка могла произойти с одного из проплывавших мимо судов, вторая – с Козельского полигона, где захоронено более 100 тонн ядохимикатов.
Главный эколог природоохранного фонда «Верховье» Юлий Добрушин считает, что к такому обильному загрязнению воды могло привести только крушение огромного танкера. «Однако сообщений об этом не было. Впрочем, версия о том, что загрязнение идет с Козельского полигона, тоже не кажется мне состоятельной, поскольку он слишком далеко от Халактырского пляжа», – сказал он.
Игорь Шкрадюк также считает маловероятным, что яды идут с полигона. «Выброс с суда возможен, но, чтобы сказать точно, необходимо больше спутниковых данных. Для начала надо понять, это был разовый выброс или это происходит периодически. Есть данные, что выбросы уже фиксировались там в 2016 году», – сообщил эксперт.
Руководство Камчатского края распространяет информацию о том, что океан самостоятельно справится с загрязнением, однако эксперты не спешат давать положительные оценки. «Есть микроорганизмы, которые кушают и фенол, и нефть, но пока мы не можем оценить, сколько ядов попало в воду, поэтому говорить о том, что самое страшное позади, рано», – отметил Игорь Шкрадюк.
Руководитель Центра общественного мониторинга проблем экологии Дмитрий Миронов отметил, что северная природа очень хрупкая, поэтому восстановление будет долгим. «Пока неизвестно, погибли ли там краснокнижные животные. Однако донные обитатели, вынесенные на берег, являются кормовой базой для более крупных животных, соответственно пищи хватит не всем. Также рыба не сможет нереститься в загрязненной воде. Надо понимать, что все это произошло в Тихом океане, поэтому последствия будут для мировой экосистемы», – сказал он.
Для того, чтобы подобных ситуаций не происходило в будущем, Дмитрий Миронов призывает на всех предприятиях и природных объектах установить системы контроля с современными датчиками, которые постоянно анализируют состояние почв, воздуха и воды. «Вся полученная информация должна напрямую передаваться в Росприроднадзор», – добавил он.