Eng |
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Утверждены Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В. И. Даниловым-Данильяном, письмо № 01-21/24-210 от 04.08.99 г.) I. Общие положения 1.1. Эколого-просветительская деятельность в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” является одной из основных задач, возложенных на государственные природные заповедники (далее — заповедники). 1.2. Необходимый объем и направления эколого-просветительской деятельности определяются каждым заповедником по согласованию с Госкомэкологией России с учетом природных условий, исторических и социально-экономических особенностей территории заповедника и прилегающего к нему региона. 1.3. Эколого-просветительская деятельность на территориях заповедников и их охранных зон, а также на других особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении заповедников, осуществляется методами, не противоречащими установленному на этих территориях режиму особой охраны. 1.4. Координация эколого-просветительской деятельности заповедников, а также контроль за её ведением осуществляются Управлением заповедного дела Госкомэкологии России. | вверх | II. Цели и задачи эколого-просветительской деятельности заповедников 2.1. Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников осуществляется в целях:
2.2.Эколого-просветительская деятельность заповедников призвана в первую очередь формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных природных заповедников как объектов национального достояния. 2.3. Системная организация эколого-просветительской работы государственных заповедников возможна при решении следующих задач:
| вверх | III. Организация эколого-просветительской деятельности в заповедниках 3.1. Государственные природные заповедники в соответствии со статьей 6 Закона “Об особо охраняемых природных территориях” являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. 3.2. Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляются специализированным структурным подразделением заповедника — отделом экологического просвещения. В штат отдела экологического просвещения наряду с начальником отдела могут входить главные специалисты по экологическому просвещению, методисты и старшие методисты по экологическому просвещению, экскурсоводы, фотографы, художники, таксидермисты, а также технический и рабочий персонал. В отдельных случаях возможно создание сектора экологического просвещения в структуре научного отдела либо отдела охраны заповедной территории. 3.3. Эколого-просветительская работа в заповедниках может осуществляться:
3.4. На отделы (секторы) экологического просвещения возлагается осуществление следующих функций:
3.5. Персональные должностные инструкции работников отдела (сектора) экологического просвещения разрабатываются его руководителем, утверждаются директором заповедника, доводятся под роспись до сведения работника (с указанием даты ознакомления), один экземпляр персональной должностной инструкции хранится в деле работника. 3.6. Директор заповедника и его заместитель по научной работе своевременно информируют и оказывают всемерную поддержку работникам отдела (сектора) экологического просвещения в части, связанной с подготовкой заявок на коллективные гранты в области экологического просвещения. 3.7. Администрация заповедника принимает меры и оказывает всемерное содействие работникам отдела (сектора) экологического просвещения по повышению их профессиональной квалификации, их участию в совещаниях, семинарах и конференциях, обмене опытом, стажировках, учебе в аспирантуре и докторантуре, подготовке и защите диссертаций. 3.8. Планирование эколого-просветительской деятельности в каждом заповеднике осуществляется с учетом его специфики, традиций и особенностями природоохранных проблем в данном регионе, а также указаний и поручений Госкомэкологии России. 3.9. Проект плана эколого-просветительской работы разрабатывается отделом (сектором) экологического просвещения по примерной форме (приложение 1), обсуждается на заседании научно-технического совета заповедника и утверждается директором заповедника. Один экземпляр утвержденного плана высылается для согласования в Управление заповедного дела до 30 декабря года, предшествующего планируемому периоду. 3.10. Планирование, отчетность, а также реализация эколого-просветительских мероприятий, их содержание и эффективность являются одним из важнейших показателей работы директора заповедника и его заместителя по научной работе. | вверх | IV. Основные направления эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников 4.1. Работа со средствами массовой информации. Работа со средствами массовой информации является одним из традиционных направлений эколого-просветительской деятельности заповедников. Особое значение придается сотрудничеству с региональными и местными (районными и городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными. 4.1.1. Заповедники обеспечивают ежегодные выступления своих работников в региональной и местной печати, по региональному и местному радио и, при наличии возможности, также по региональному телевидению. 4.1.2. Заповедники ведут целенаправленную работу по освещению актуальных проблем заповедного дела в средствах массовой информации, подготовку пресс-релизов, подготовку и проведение с редакциями средств массовой информации и журналистами совместных акций, мероприятий и публикаций. 4.1.3. Заповедники при наличии возможностей и в порядке, предусмотренном действующим законодательством о печати, издают самостоятельно либо содействуют изданию специализированных газет (бюллетеней) либо приложений к издаваемым местным газетам, посвященных пропаганде идей заповедного дела. Периодичность таких изданий определяется в каждом конкретном случае с учетом местных условий и возможностей издателя. 4.2. Рекламно-издательская деятельность. Рекламно-издательская деятельность заповедников направлена на распространение информации об особо охраняемых природных территориях и формированию положительного отношения населения к этим объектам. 4.2.1. В процессе рекламно-издательской деятельности заповедник обеспечивает изготовление и тиражирование информационных буклетов, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, стикеров (наклеивающихся картинок), значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов заповедной территории. 4.2.2. Распространение и реализация рекламно-издательской продукции осуществляется заповедником бесплатно либо за плату1. 4.2.3. Наименование, дизайн, тираж, пути распространения и особенности реализации рекламно-издательской продукции определяются заповедниками самостоятельно. 1) Пункт 2 ст. 11 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”. 4.3. Создание кино- и видеопродукции. Создание кино- и видеопродукции позволяет демонстрировать широким слоям населения красоту, богатство и разнообразие заповедной природы. 4.3.1. Все виды кино- и видеосъемок (далее — съемок) в заповедниках должны проводиться только методами, не вызывающими беспокойство животных и не влияющими каким-либо образом на естественный ход природных процессов. 4.3.2. Посетители заповедника для производства съемок на его территории должны получить письменное разрешение директора заповедника1. Условия проведения таких съемок определяет руководство заповедника, при этом лицо, получающее разрешение на съемку, должно быть ознакомлено под роспись с правилами поведения на территории заповедника. 4.3.3. Разрешение на проведение съемок на территории заповедника, а также условия их проведения, включая ответственность за нарушение установленного режима, предоставление заповеднику копий отснятых материалов, а также условия оплаты осуществляются на основании заключенного договора2. Указанная плата определяется прейскурантом, утвержденным директором заповедника и обновляемым в соответствии с конъюнктурой рынка. В период проведения съемок оплата услуг проводников, переводчиков и т. п., а также плата за проживание, питание, использование транспортных средств и иные сервисные услуги и иное взимается в случаях, предусмотренных договором. 4.3.4. Разрешение на проведение съемок на территории заповедника может предоставляться бесплатно:
1) Пункт 2 ст. 9 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”. 2) Пункт 2 ст. 9 и пункт 2 ст. 11 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”. 4.4. Музейное дело и организация визит-центров для посетителей. Музеи природы и визит-центры (информационные центры для посетителей) заповедников являются базой активной эколого-просветительской работы с посетителями. Музейное дело для государственных природных заповедников является наиболее старым и традиционным направлением эколого-просветительской работы. 4.4.1. Для заповедников, уже имеющих действующие музеи природы, важнейшей задачей является пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетителями музеев, в том числе и с использованием соответствующих технических средств. 4.4.2. В состав единых комплексов музеев природы могут также входить создаваемые в заповедниках демонстрационные вольеры с животными, “живые уголки”, дендрарии и иные экспозиции “под открытым небом”, включая историко-архитектурные и этнографические объекты. 4.4.3. Заповедники сотрудничают с региональными и местными краеведческими музеями, в первую очередь по вопросам организации и обновления в этих музеях постоянно действующих экспозиций, посвященных заповедникам, а также временных специализированных выставок (фотографий, детских рисунков и др.). 4.4.4. Посещение посетителями музеев природы осуществляется за плату или бесплатно в порядке, определяемом руководителями заповедников1 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4.4.5. В заповедниках создаются визит-центры (информационные центры для посетителей), которые не имеют масштабных экспозиций, характерных для музеев природы, но при этом специально оборудованы для лекционной и иных форм работы с посетителями. 4.4.6. Содержание и дизайн экспозиций музеев природы и визит-центров разрабатывается отделом (сектором) экологического просвещения и представляется на утверждение директору заповедника. Возможность и необходимость привлечения сторонних экспертов и консультантов (как из числа иных подразделений заповедника, так и других организаций) для участия в разработке и обсуждении вышеперечисленных вопросов определяется директором заповедника. 1) Пункт 2 ст. 11 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”. 4.4.7. Заповедники в целях пропаганды идей заповедного дела среди широких слоев населения организуют стационарные, временные и передвижные экспозиции (фотостенды, фотовыставки, выставки детских рисунков и иных художественных работ), которые могут быть размещены в школах, библиотеках, клубах, кинотеатрах, залах ожидания железнодорожных и автовокзалов, административных зданиях органов государственной власти и местного самоуправления и т. д. 4.5. Экологические экскурсии и познавательный туризм. Экологические экскурсии и познавательный туризм — традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской деятельности, так как возможность соприкоснуться с миром живой природы способна превратить посетителей в активных сторонников развития заповедного дела. 4.5.1. Возможность и целесообразность работы с туристами и проведения экскурсий определяются заповедниками самостоятельно с учетом их размеров, традиций, специфики природных и социально-экономических условий. 4.5.2. Вопросы регламентации экскурсионно-туристической деятельности, установления лимитов посещения, организации и обустройства экскурсионных маршрутов обсуждаются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников. 4.5.3. Перечень и описание экскурсионных маршрутов, проходящих по территории заповедника, включаются в установленном порядке в индивидуальное Положение о заповеднике в качестве приложения к нему. 4.5.4. При развитии настоящей формы эколого-просветительской работы заповедник должен обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:
4.5.5. Заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также находящиеся в их ведении государственные природные заказники и памятники природы, пригодные и перспективные для развития познавательной экскурсионно-туристической деятельности, осуществляют эту деятельность преимущественно на вышеперечисленных территориях. 4.5.6. Экскурсионно-туристическая деятельность заповедников имеет исключительно познавательную направленность, посещение территорий заповедников в спортивных и иных развлекательных целях (включая “приключенческий” туризм) не осуществляется. В необходимых случаях исключения из этого правила устанавливаются по разрешению Госкомэкологии России и в порядке, предусмотренном индивидуальным Положением о заповеднике. 4.5.7. Осуществляемая отдельными заповедниками (в соответствии с действующим законодательством) деятельность по организации спортивной и любительской охоты и рыболовства не может рассматриваться в качестве эколого-просветительской работы и настоящими Рекомендациями не регулируется. 4.6. Работа со школьниками. Работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках. 4.6.1. Работа со школьниками в заповедниках направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся. 4.6.2. Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:
4.7. Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования. Эффективность эколого-просветительской работы в заповедниках усиливается, если ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений. 4.7.1. Основными формами вышеупомянутой работы являются:
4.8. Экологические праздники и акции. Экологические праздники и акции являются эффективным средством привлечения внимания широких слоев населения, а также органов государственной власти и местного самоуправления к современным проблемам заповедного дела. 4.8.1. Заповедники готовят и проводят специальные праздничные природоохранные мероприятия, в том числе массовые, приуроченные:
4.8.2. Особенности и масштабы проведения экологических праздников и акций, участие в них конкретных работников заповедников [как отделов (секторов) экологического просвещения, так и других подразделений] определяются директорами заповедников с учетом местных условий. 4.8.3. Планы и сценарии соответствующих праздничных акций и мероприятий своевременно разрабатываются отделом (сектором) экологического просвещения и реализуются с согласия директора заповедника. 4.8.4. Планирование и проведение экологических праздников и акций осуществляются заповедниками во взаимодействии с территориальными органами Госкомэкологии России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами народного образования и средствами массовой информации. | вверх | V. Финансовое обеспечение эколого-просветительской деятельности заповедников 5.1. Финансирование эколого-просветительской деятельности заповедников осуществляется за счет средств:
5.2. Директор заповедника, его первый заместитель и руководитель отдела (сектора) экологического просвещения организовывают и осуществляют необходимую работу для обеспечения эколого-просветительской деятельности заповедника. | вверх | Приложение 1 ПЛАН эколого-просветительской работы государственного природного заповедника ________________________________________________________________________ на _____ год
Подпись руководителя отдела (сектора) “___” __________ _____ г. | содержание | вверх | | |||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |