Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ МОРСКИЕ АКВАТОРИИ»

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ МОРСКИЕ АКВАТОРИИ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Создание системы морских охраняемых акваторий преследует те же цели, что и системы ОПТ на суше. Это — поддержание важнейших экологических процессов, обеспечивающих существование человека и всех остальных видов организмов, сохранение устойчивого в длительной перспективе использования видов и экосистем, охрана биологического разнообразия.

Сейчас в мире существует более 3000 морских охраняемых акваторий (marine protected areas — MPA). Большая часть из них сосредоточена в тропическом поясе, преимущественно на коралловых рифах. В умеренных широтах число охраняемых акваторий много меньше, но площадь каждой из них, как правило, больше. Подавляющее большинство резерватов расположено в прибрежной зоне, иногда они включают участки суши, в других случаях — только акваторию до уровня максимального прилива.

Основа новой концепции MPA — переход от точечной охраны наиболее ценных или уязвимых участков побережий к созданию многофункциональных систем ОПТ в чем-то аналогичен сетям охраняемых территорий суши, но создание систем морских ОПТ идет с очень большим запаздыванием. Целостность глобальной экосистемы Океана, большая “открытость” экологических процессов в отдельных ее частях на протяжении многих лет считались непреодолимым препятствием для внедрения территориальных мер охраны. Действительно, любая экосистема моря гораздо менее изолирована от окружающих, чем на суше. Течения связывают между собой районы Океана, отстоящие на сотни и тысячи миль друг от друга. Многие виды морских рыб, млекопитающих и даже беспозвоночных совершают дальние миграции, личинки донных животных, появившись на свет в одном месте, оседают на дно за многие километры от него. В таких условиях выделение охраняемых участков долгое время считалось бессмысленным, поскольку морской заповедник не способен предотвратить, например, нефтяное загрязнение от аварии танкера, случившейся за сотню миль от его границ. Но постепенно стало очевидным, что помимо глобальных воздействий на экосистему Мирового океана, многие районы страдают от локальных нарушений. С развитием международного туризма возросли рекреационные нагрузки на коралловые рифы и атоллы. Коллекционирование поставило под угрозу существование не только многих видов привлекательных редких моллюсков, но иногда и существование самих рифов — над некоторыми, наиболее посещаемыми, нависла реальная угроза быть полностью разобранными на сувениры. Строительство в береговой зоне, углубление судоходных фарватеров, изъятие грунта — от этих форм воздействия резерваты защищают морские экосистемы вполне эффективно.

Цели создания морских резерватов различны — это могут быть и районы проведения многолетних научных исследований в окрестностях биологических станций, и рекреационные зоны в статусе национальных или местных природных парков. Часто охрана устанавливается ради ограничения или регулирования рыболовства и добычи других морских ресурсов. В соответствии с задачами режим и размеры охраняемых акваторий варьируют от абсолютных заповедников на площади в несколько гектаров до акваторий с ограниченным хозяйственным использованием протяженностью в сотни миль. На заре создания морских охраняемых акваторий первые были более популярны — на участках коралловых рифов выделялись небольшие резерваты с достаточно строгим режимом охраны. Их целью было сохранить типичные участки морских экосистем в ненарушенном состоянии. Одновременно шло создание морских парков на привлекательных для туристов прибрежных мелководьях морей тропического и субтропического пояса. С развитием подводного спорта, особенно бурным в последнее десятилетие, морские парки стали играть заметную роль не только в охране природы, но и в экономике прибрежных государств. Развитие подводного туризма превратилось в существенную статью дохода. Например, в Египте на побережье залива Акаба (Красное море) поток туристов за десять лет с 1988 г. вырос в 15 раз. Соответственно увеличилась и инфраструктура туристического бизнеса. Ориентируясь на растущий поток любителей рыбной ловли и подводного спорта, местные власти планируют число гостиничных мест увеличить с 15 000 в 1998 г. до 160 000 в 2017 г. Ради этого вводятся ограничения на другие виды природопользования в прибрежной зоне. Все египетское побережье залива превращено, таким образом, в систему морских и береговых резерватов общей площадью более 8000 км2, из которых более 1600 км2 приходится на акваторию (Pearson, Shehata, 1998).

В последние годы создание больших по площади резерватов с достаточно мягкими ограничениями хозяйственной деятельности становится все более популярным. Многоцелевые охраняемые участки (multiple use areas) с единой администрацией и зонированием акватории создаются не только ради целей рекреации, но и как наиболее эффективная форма управления ресурсами прибрежной зоны. Примером такой многоцелевой охраняемой акватории может служить Большой Барьерный риф Австралии.

Здесь под управлением единой администрации находится система охраняемых акваторий, включающая как небольшие абсолютно заповедные участки, так и обширные акватории, протяженностью сотни миль, где ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности. По некоторым оценкам, доходы от туризма в парке достигают в сумме 1 млрд. австралийских долларов в год, а доходы от коммерческого рыболовства составляют за год порядка 250 млн. австралийских долларов. Общая площадь системы охраняемых акваторий Большого Барьерного рифа — 350 000 км2, из них 16 398 км2 полностью закрыты для рыболовства, еще на 88 670 км2 запрещено использование донных тралов (Tanzer, 1998). На остальной акватории введена разрешительная система регулирования рыболовства по зонам.

Удачный опыт Австралии, а также ряда других стран показал, что системы охраняемых акваторий оказываются намного более эффективным механизмом охраны, чем отдельные акватории с даже более строгим режимом. Поэтому в последние годы внимание специалистов от создания отдельных резерватов переключилось на проектирование сетей морских ОПТ. На официальном уровне это было зафиксировано в резолюции IV Всемирного конгресса по охране природы в Колорадо в 1997 г. Специальная резолюция конгресса содержит призыв ко всем государствам обратить внимание на необходимость создания адекватных систем ОПТ в своих территориальных водах.

История морских резерватов как самостоятельного направления в охране природы началась в 60-е годы. Одна из резолюций Первого Всемирного конгресса по национальным паркам, проходившего в Сиэтле в 1962 г., была специально посвящена необходимости создания морских парков во всем мире.

В 1966 г., через четыре года после Первого Всемирного конгресса по национальным паркам, на Международном Тихоокеанском научном конгрессе впервые был организован специальный симпозиум, посвященный морским паркам (Marine Parks, 1966). Не случайно дело происходило в Японии, в этой стране к тому времени существовала развитая система морских парков, охватывающая все типы прибрежных экосистем. Создание первых морских парков преследовало прежде всего цель упорядочить рекреационную нагрузку и обеспечить доступ населения к наиболее интересным и живописным объектам таким образом, чтобы массовые посещения не привели к полной потере их рекреационной ценности. Создавались резерваты и в районах традиционных морских промыслов, в первую очередь промысла морского жемчуга (Okada, 1966).

В других странах создание первых MPA также происходило прежде всего в рекреационных целях. Однако со временем выяснилось, что выделение даже небольших охраняемых акваторий благоприятно сказывается и на местном рыболовстве. Охраняемые акватории могут играть роль воспроизводственных участков для популяций промысловых рыб. В тропической зоне, особенно на коралловых рифах, пестрота и мозаичность природных экосистем позволяет добиться значительного увеличения уловов при заповедовании даже очень маленьких по размеру участков — в пределах нескольких десятков гектаров. Влияние таких резерватов — увеличение численности промысловых популяций, увеличение размеров особей — сказывается на площади, в десятки раз превышающей размеры заповедной акватории (King, Faasil, 1998). В северных и умеренных широтах выделение небольших участков менее эффективно, поскольку основные типы сообществ занимают обширные площади, однородные участки дна тянутся на десятки миль. Площади, занимаемые популяциями промысловых видов, здесь также во много раз больше, чем в тропиках. Именно поэтому основная масса резерватов, созданных до сих пор, расположена в тропическом поясе. Однако первые опыты создания MPA в умеренных широтах позволяют с оптимизмом относиться к перспективе расширения существующей сети именно за счет акваторий умеренных и приполярных вод.

Наиболее полно охватывает различные типы прибрежных и морских экосистем внетропической зоны Северного полушария национальная система морских резерватов Канады (Marine National…, 1986). Не менее успешен опыт европейских стран — создание межгосударственного морского резервата “Вадден-Зее” в Северном море позволяет правительствам Дании, Германии и Голландии проводить скоординированную политику в управлении ресурсами прибрежных мелководий. Этот район традиционно используется для ловли морских беспозвоночных, в первую очередь креветок и мидии. Многолетний промысел с использованием донных тралов привел к существенному нарушению донных экосистем и подрыву ресурсной базы. Скоординированные действия руководства национальных резерватов, входящих в состав международного парка, позволили значительно снизить промысловые нагрузки и оптимизировать промысел (Enemark et al., 1998;Enemark, личн. сообщ.).

В последние годы было сделано несколько попыток обобщить более чем сорокалетний опыт существования морских ОПТ (Kelleher, Kenchington, 1991; Kelleher et al., 1995; Bryant et al., 1998). В 1998 г. вышел специальный номер журнала “Parks” (бюллетень программы МСОП по особо охраняемым территориям), целиком посвященный морским резерватам.

На основании накопленного международного опыта Грэм Келлахер и Ричард Кенчингтон (Kelleher, Kenchington, 1991) сделали удачную попытку обобщить цели создания систем морских охраняемых акваторий.

Накопленный опыт теоретических исследований и их практического применения в этой области позволяет кратко сформулировать основные подходы к созданию MPA, вне зависимости от географических и политических условий конкретной страны.

Создание национальной системы MPA должно способствовать достижению следующих целей:

  • охрана и управление участками морских экосистем, обеспечивающие их долговременное существование и сохранение генетического разнообразия в них;
  • охрана исчезающих, редких и сокращающих свою численность видов и популяций, сохранение мест обитания, наиболее важных для выживания этих видов;
  • охрана и управление акваториями, необходимыми для существования хозяйственно ценных видов;
  • обеспечение устойчивого и комплексного использования ресурсов прибрежной зоны;
  • сохранение и управление объектами истории и культуры, живописными ландшафтами морских побережий и эстуариев для настоящего и будущих поколений;
  • использование морских экосистем для образования и туризма;
  • проведение научных исследований в ненарушенных экосистемах или в условиях контролируемого антропогенного воздействия на них.

При создании системы ОПТ должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • обеспечение устойчивого благосостояния людей, чьи интересы затронуты при создании MPA;
  • предотвращение хозяйственной деятельности за пределами охраняемой акватории, если такая деятельность представляет угрозу для охраняемых объектов;
  • сочетание необходимого режима охраны с разнообразной хозяйственной деятельностью, не противоречащей основным целям создания охраняемых акваторий;
  • проведение научных исследований, осуществление научного контроля за последствиями хозяйственной деятельности, включая прямые и косвенные результаты освоения окружающих территорий и акваторий.

Для создания национальной системы охраняемых акваторий необходимы:

  • ревизия существующих охраняемых участков, оценка репрезентативности существующей сети;
  • оценка существующих и планируемых видов хозяйственного использования морских экосистем с точки зрения их воздействия на природу;
  • выявление потенциальных конфликтов между разными возможностями использования ресурсов морских экосистем;
  • определение возможных участков для создания новых MPA и определение приоритетов в их создании;
  • изучение степени и характера зависимости местного населения от ресурсов прибрежной зоны;
  • разъяснительная работа с местным населением, обеспечивающая поддержку при создании охраняемых акваторий;
  • определение ресурсов (в том числе финансовых), необходимых для установления охраны и устойчивого функционирования охраняемой акватории.

Кроме того, теми же авторами была предложена система критериев для выделения участков сети морских охраняемых акваторий и определения их ранга. К сожалению, эти критерии относятся скорее к выбору участка для каждой отдельной акватории, чем к системе в целом. Разработка критериев для создания оптимальной системы морских охраняемых акваторий еще предстоит.

Критерии выбора (по: Kelleher, Kenchington, 1991, с изменениями):

1. “Естественность”. Выбираемые участки по возможности не должны быть затронуты предшествующей хозяйственной деятельностью.

2. Биогеографический критерий. Предпочтение отдается участкам, типичным для данной биогеографической зоны или представляющим редкие или уникальные объекты.

3. Экологическая значимость. При выборе участка учитываются:

  • вклад данной акватории в поддержание важных экологических процессов (например, акватория является источником личинок для широкой области расселения);
  • степень полноты, с которой эта акватория сама по себе или в комплексе с другими резерватами охватывает целостную экосистему;
  • количество и разнообразие биотопов;
  • места обитания редких или исчезающих видов;
  • ключевые биотопы для редких или хозяйственно ценных видов либо биотопы, являющиеся ключевыми для большого числа видов, в том числе акватории, важные для размножения или личиночного развития, а также места нагула, размножения и отдыха.
  • акватории, характеризующиеся высоким биологическим разнообразием;

4. Экономическое значение. Существующий или потенциальный вклад в экономику, в том числе значение территории (акватории) для рекреации, возможность развития туризма, роль для традиционных видов природопользования, сохранения и поддержания ресурсов экономически важных видов;

5. Социальная значимость. Ценность выбранного участка как объекта истории, культуры, существующая или потенциальная роль в эстетическом образовании, рекреационное значение. Уровень социальной значимости (местный, национальный, международный) показывает, для социума какого ранга данный участок является значимым.

6. Научное значение. Ценность акватории для научных исследований или мониторинга, наличие долговременных рядов данных для рассматриваемой акватории или ее части.

7. “Реалистичность” и целесообразность. Возможность создания резервата и необходимость его создания:

  • степень изолированности от разрушающего воздействия извне;
  • социальная и политическая приемлемость, степень поддержки местным населением;
  • применимость для целей образования, туризма, рекреации;
  • совместимость с существующим использованием, в частности приемлемость режима для местного населения, совместимость с существующим режимом управления;
  • ожидаемый экономический эффект.

Критерии ранга охраняемой акватории определяют уровень значимости данного объекта в общей системе — местный, национальный, международный. Для предлагаемого объекта следует оценить, может ли он быть включен в Список Всемирного наследия, объявлен биосферным резерватом либо объектом действующих международных природоохранных соглашений или конвенций.

В России создание морских резерватов находится в зачаточном состоянии. На сегодняшний день в стране существует только один морской заповедник (Дальневосточный морской заповедник в заливе Петра Великого Японского моря). Еще несколько заповедников имеют морские участки вдоль своих границ. В последние годы высказывался ряд интересных предложений о создании многофункциональной системы морских резерватов в прибрежной зоне России. Обзору этих предложений и анализу потенциальных возможностей для создания системы морских охраняемых акваторий в нашей стране будет посвящена следующая статья.

Литература

Bryant D., Burke L., McManus J., Spalding M. Reefs at risk. A map-based indicator of treats to the World's coral reefs. — Washington: World Resources Inst., 1998. — 56 p.

Enemark J., Wesemueller H., Gerdiken A. The Wadden Sea: an international perspective on managing marine resources // Parks. — 1998. — Vol. 8, № 2. — P. 36—40.

Kelleher G., Bleakley C., Wells S. A global representative system of marine protected areas. — In 4 Vol. — Gland (Switzerland): Great Barrier Reef Marine Park Authority: The World Bank: IUCN, 1995.

Kelleher G., Kenchington R. Guidelines for Establishing Marine Protected Areas. — Gland (Switzerland): IUCN, 1991. — 79 p.

King M., Faasil U. A network of small, community-owned village fish reserves in Samoa // Parks. — 1998. — Vol. 8, № 2. — P. 11—16.

Marine Parks. Papers presented at the Special Symp. on Marine Parks, 11th Pacific Sci. Congr., Japan, September 4—9, 1966. — Tokyo, etc.: Com. on Marine Parks: Nature Conservetion Soc. of Japan, 1966. — 57 p.

Okada Y. The marine fishes and the marine parks in Japan // Marine Parks. Papers presented at the Special Symp. on Marine Parks, 11th Pacific Sci. Congr., Japan, September 4—9, 1966. — Tokyo, etc., 1966. — P. 30—33.

Marine National Parks Policy. — Ottawa (Canada): Parks Canada, 1986.

Pearson M. P., Shehata A. I. Protectorates management for conservation and development in the Arab Republic of Egypt // Parks. — 1998. — Vol. 8, № 2. — P. 29—35.

Tanzer J. Fisheries in the Great Berrier Reef Marine Park — seeeking the balance // Ib. — P. 41—52.

В. О. Мокиевский,

канд. биол. наук, ст. науч. сотр. Ин-та океанологии им. П. П. Ширшова РАН, член Совета ЦОДП.

E-mail: vadim@ecosys.sio.rssi.ruvadim@ecosys.sio.rssi.ru

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены