Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ »

За время, прошедшее со для выпуска предыдущего номера бюллетеня, в охране природы России произошли некоторые крайне важные события, с которыми, мы думаем, большинство наших читателей уже знакомы. В частности, указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 (выдержки из него вошли в рубрику “Новые правовые акты” этого номера) были упразднены Госкомэкология РФ и Рослесхоз. Ниже приводим отклики на выход данного указа со стороны Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и природоохранной общественности страны.

ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

к Президенту Россиской Федерации В. В. Путину в связи с реформированием системы управления лесным хозяйством Россиской Федерации

Уважаемый Владимир Владимирович!

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает решения Президента Российской Федерации по формированию эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, укреплению всей системы государственного управления в стране.

Вместе с тем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает озабоченность в связи с упразднением Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Федеральной службы лесного хозяйства России и передачей ее функций Министерству природных ресурсов Российской Федерации.

Россия — мировая лесная держава. Ее леса, составляющие более четверти лесного покрова Земли и 69 процентов территории страны, играют важнейшую роль в обеспечении экологической безопасности всей планеты.

С 1965 по 1991 г. управление лесным хозяйством России осуществляло Министерство лесного хозяйства РСФСР, впоследствии преобразованное в Федеральную службу лесного хозяйства России. За этот период в лесном хозяйстве страны произошли положительные изменения. Принятый в 1997 г. Лесной кодекс Российской Федерации способствовал дальнейшему укреплению системы государственного управления лесным фондом, упорядочению лесопользования в условиях рыночной экономики, усилению охраны лесов.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно отмечал эффективность деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России по охране, защите, воспроизводству и организации рационального использования лесов.

Существовавшая система государственного управления лесным хозяйством была направлена и на поддержку социальной стабильности на территории Российской Федерации, поскольку во многих регионах лесхозы являются единственными организациями, обеспечивающими занятость населения.

Передача функций Федеральной службы лесного хозяйства России Министерству природных ресурсов Российской Федерации приведет к потере самостоятельности отрасли. Как показывают международная практика и история развития лесного хозяйства России, ликвидация самостоятельности лесной отрасли негативно влияет на сохранность лесных ресурсов, не обеспечивает их рациональной эксплуатации, ведет к утрате квалифицированных специалистов, нарушает принципы и традиции российского лесоводства.

Выражая крайнюю озабоченность судьбой лесной отрасли страны, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой восстановить в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельный федеральный орган, осуществляющий управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

| вверх |

РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Москва, 13 июня 2000 г.

Всероссийская чрезвычайная конференция по охране природы в составе 368 делегатов и гостей, представлявших 51 субъект Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти, высшего образования, науки, общественные неправительственные организации, обсудив современные проблемы охраны природы России и положение, сложившееся в результате упразднения Госкомэкологии, Рослесхоза и Госкомзема Указом Президента № 867 от 17 мая 2000 г., отмечает, что ускоряющаяся деградация природной среды и истощение природных ресурсов, радиационное и химическое загрязнение территории России, попытки ввоза опасных токсичных и радиоактивных отходов и реализации в стране экологически опасных проектов, несоблюдение экологического законодательства, распространение экологически зависимых заболеваний и связанное с этим сокращение продолжительности жизни россиян представляют серьезную угрозу для нынешнего и будущих поколений, национальной безопасности России, тормозит движение России по пути формирования правового государства и гражданского общества.

II Всероссийский Съезд по охране природы (Саратов, 3–5 июня 1999 г.) с тревогой констатировал, что “происходит деэкологизация государственного управления: сокращается государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождающиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение, продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур”. Именно это мы и наблюдаем сегодня.

Ошибочен и опасен подход, согласно которому экологические проблемы следует решать только после решения экономических. Без здоровой среды невозможно создание здорового общества. Попытки решать социально-экономические проблемы России без одновременного сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к ее природным богатствам и здоровью людей недопустимы. Складывается впечатление, что стратегия развития страны основывается на опасной философии деэкологизации и нереалистичной концепции улучшения инвестиционного климата в России за счет снятия экологических ограничений и требований. Выходить из экономического кризиса предлагается путем создания кризиса экологического!

Конференция считает необходимым:

  • обеспечить приоритет вопросов охраны природы и экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики, для чего создать юридически самостоятельный, специально уполномоченный контрольный орган по охране окружающей среды в системе федеральных органов государственной власти;
  • совершенствовать структуру государственного управления в области охраны среды и природопользования, последовательно соблюдая принципы разделения функций контроля от функций управления и использования природных ресурсов и разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • установить конструктивный диалог между властью и обществом по вопросам обеспечения экологической безопасности России и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду; привлекать все сектора общества к решению проблем охраны окружающей среды; строить отношения между неправительственными экологическими организациями и государственными структурами в решении экологических проблем России на основе партнерства, а не конфронтации;
  • развивать экологически эффективный бизнес, внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии как приоритетное направление развития экономики страны;
  • консолидировать усилия всех заинтересованных организаций для движения по пути создания в России гражданского общества и правового государства.

Конференция предлагает:

  • разработать и принять на высшем государственном уровне концепцию долгосрочной государственной экологической политики;
  • увеличить бюджетные расходы на охрану окружающей среды и довести их до 3% расходной части бюджета;
  • законодательно повысить ответственность хозяйствующих субъектов за негативные последствия воздействия на состояние окружающей природной среды и здоровье населения посредством компенсации ущерба, наносимого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями;
  • усовершенствовать и усилить систему государственного экологического мониторинга и мониторинга загрязнения окружающей среды; обеспечить выполнение законодательных требований доступности информации о состоянии окружающей среды;
  • повысить эффективность государственной экологической экспертизы, неукоснительно соблюдая законодательное требование ее независимости; считать недопустимой практику принятия решений и программ, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • существенно усилить деятельность правоохранительных органов и прокуратуры по предотвращению и пресечению экологических правонарушений; активно развивать систему природоохранных прокуратур на всей территории Российской Федерации, создав их подразделения во всех федеральных округах;
  • всесторонне развивать и укреплять деятельность органов контроля за состоянием и использованием животного мира и их подразделений на местах (инспекций рыбоохраны, госохотинспекций и др.);
  • совершенствовать правоприменительную практику в области охраны экологических прав граждан судами всех уровней;
  • не допустить ревизии и ослабления сложившейся системы российского экологического законодательства;
  • интенсифицировать процесс создания новых особо охраняемых природных территорий; существенно увеличить бюджетное финансирование существующих особо охраняемых природных территорий и выделить их в государственном бюджете отдельной строкой;
  • прекратить необоснованные преследования экологических организаций и активистов со стороны правоохранительных органов;
  • воссоздать и развивать механизмы общественного контроля за принятием решений и соблюдением законодательства в области охраны окружающей природной среды;
  • пресечь попытки принижения значения всеобщего экологического образования и продолжить формирование эффективной системы непрерывного экологического образования и просвещения, распространять экологическую культуру и мировоззрение; восстановить курс экологии в программе обязательного всеобщего среднего образования.

Просить Президента Российской Федерации:

  • создать юридически самостоятельный специально уполномоченный орган государственной власти, ответственный за охрану окружающей среды и отделенный, как от использования, так и от управления природными ресурсами;
  • сохранить юридически самостоятельную лесную службу и ее подразделения на местах;
  • создать при Президенте Совет по устойчивому развитию и охране природы России с широким представительством всех ветвей власти и секторов общества.

Обратиться от имени Конференции:

  • к гражданам России,
  • к Президенту России,
  • к Совету Федерации,
  • к Государственной Думе РФ,
  • к общественным экологическим организациям,
  • к международному сообществу.

Конференция просит сопредседателей Круглого стола российских общественных экологических организаций довести принятые документы до сведения Президента, Федерального Собрания Российской Федерации, средств массовой информации, общественных экологических организаций России, международного экологического сообщества и издать материалы Конференции.

Принято на Пленарном заседании Конференции 13 июня 2000 г. в г. Москве.

| вверх |

СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “БИОРАЗНООБРАЗИЕ ЕВРОПЫ”

В Риге 20—23 марта 2000 г. состоялась первая Межправительственная конференция “Биоразнообразие Европы”, в которой приняли участие представители 37 государств и европейских сообществ. Из стран СНГ в работе конференции приняли участие делегации Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

В качестве наблюдателей на конференции присутствовали представители 13 неправительственных организаций, в частности Международный союз охраны природы (МСОП), Европейский центр по охране природы (ЕЦОП, штаб-квартира в г. Тилбург, Нидерланды), Панъевропейский “Экофорум”, Birdlife International, а также ряд национальных организаций из Армении, Молдавии, России и Узбекистана.

На конференции обсуждались следующие основные документы, подготовленные странами-участниками совместно с МСОП, ЕЦОП, Европейским агентством по окружающей среде: “Биологическое разнообразие сельского хозяйства”, “О дальнейшей работе в области устойчивого использования [биоразнообразия], включая туризм”, “Индикаторы, мониторинг и отчетность по биоразнообразию”, “О дальнейшей работе в области научно-технического сотрудничества и механизма обмена информацией”, “Финансовые ресурсы и механизмы в области европейского биоразнообразия”, “Выполнение Конвенции о биологическом разнообразии в Европе и региональное сотрудничество”. Также была принята резолюция (“Выводы председателя”), которая будет представлена от лица региона на VI Конференции Сторон Конвенции по биологическому разнообразию (КС КБР). Все перечисленные документы могут быть получены у автора данного материала.

Конференция должна была решить три задачи:

  • выработать согласованную позицию государств региона к VI КС КБР;
  • подготовить решение о придании механизму реализации Панъевропейской Стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия (ПЕС) статуса регионального инструмента по выполнению КБР;
  • обосновать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов (в том числе из Глобального экологического фонда) для программ сохранения биоразнообразия в Европе.

Перед Рижской конференцией в Москве было проведено совместное совещание членов Рабочей группы по биологическому разнообразию Панъевропейского “Экофорума” из региона СНГ и Коалиции “Б-12”. Принятые на нем предложения были доложены в Риге на первом пленарном заседании автором настоящей статьи. Часть предложений вносилась только от лица Панъевропейского “Экофорума”, другие — в форме его совместного заявления с Коалицией “Б-12”.

Параллельно конференции в Риге проходил ежегодный Совет ПЕС. На нем должен был утверждаться предварительный план работы по реализации Стратегии в 2001—2005 гг. Всего было обсужденр 12 документов (материалы можно получить у автора или на сайте www.strategyguide.org), частично перекликающихся с тематикой межправительственной конференции. Среди принятых решений следует отметить расширение состава исполнительного Бюро ПЕС и включение в него четырех наблюдателей от неправительственных организаций.

Делегацией НПО во время работы Совета ПЕС была проведена большая лоббистская работа, в частности были внесены предложения в план работы на 2001—2005 гг. В него вошли следующие проекты “Создание Консультативного совета целевых групп ПЕС” (совместно с правительством Молдавии; координатор проекта от Панъевропейского “Экофорума” — Алексей Андреев, bio@mdearn.cri.md) и “Пилотный проект по обучению и подготовке кадров в области проектирования и функционирования экологических сетей в регионе СНГ и Центральной и Восточной Европы” (совместно с правительствами Азербайджана, Белоруссии и Венгрии и при принципиальной поддержке правительства Норвегии; координатор проекта — автор данной статьи).

Также были подготовлены проекты дополнений и замечаний к обсуждавшимся на конференции документам, налажено конструктивное сотрудничество с ЕЦОП и офисом МСОП для стран СНГ, официальными делегациями большинства стран СНГ. Все эти и другие материалы также можно получить у автора статьи.

А. К. Щукин,
Санкт-Петербургская общественная организация “КЕ Ассоциация”.
Россия, 195160, Санкт-Петербург, Большеохтинский просп., д. 35, корп.1, кв. 40.
Тел./факс: (812) 328–14–72.
E-mail:anton@ke.spb.org

| вверх |

СОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ “СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ПТИЦ СЕВЕРНОЙ АЗИИ: РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ”

20 — 23 марта 2000 г. в пос. Шушенском Красноярского края состоялось совещание “Стратегия охраны птиц Северной Азии: роль региональных специалистов, общественности и охраняемых природных территорий”, организованное Союзом охраны птиц России, Азиатским Советом “BirdLife International” и “Саяно-Шушенским” государственным биосферным заповедником. В работе совещания приняли участие 57 специалистов из 20 регионов Урала, Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока, в том числе сотрудники 16 заповедников и 2 национальных парков, а также представители Одюбоновского общества США.

Совещание проведено при финансовой поддержке Азиатского Совета “BirdLife International”, Программы PIN-MATRA Королевства Нидерландов и дирекции “Саяно-Шушенского” заповедника.

Данное совещание явилось важным шагом в дальнейшем развертывании орнитологических природоохранных инициатив в азиатской части России. В частности, участниками совещания

  • подведены итоги работ по проектам “Красная книга птиц Азии” и “Ключевые орнитологические территории Азии” в северной части региона;
  • проанализирована существующая сеть ключевых орнитологических территорий (КОТР) в азиатской части России;
  • проанализировано современное состояние изученности азиатской части России, выделены существующие “белые пятна”;
  • рассмотрены состояние и перспективы охраны птиц в регионе;
  • обсуждены критерии выделения КОТР в Западной Сибири (включая Урал и Алтай), составлен предварительный список КОТР международного значения данного региона;
  • обсуждены возможности совместной деятельности заповедников, региональных природоохранных органов и Союза охраны птиц России по охране редких видов птиц и их местообитаний;
  • принят перспективный план дальнейшей работы.

Участники совещания и руководство Союза охраны птиц России выражают искреннюю благодарность дирекции и коллективу “Саяно-Шушенского”государственного биосферного заповедника за его прекрасную организацию.

Вице-президент СОПР В. А. Зубакин

| вверх |

САМОМУ МАЛЕНЬКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАПОВЕДНИКУ РОССИИ — 75 ЛЕТ

Исполнилось 75 лет самому маленькому государственному заповеднику России — заповеднику “Галичья гора” (Липецкая обл.). Вклад этого научного и природоохранного учреждения в охрану и изучение флоры и фауны Центрального Черноземья, а также в подготовку кадров биологов-исследователей бесценен и не идет ни в какое сравнение с его более чем скромными размерами. Достаточно сказать, что гербарию “Галичьей горы” могут позавидовать многие университеты страны.

Сердечно поздравляем с юбилеем коллектив заповедника и желаем новых побед и свершений в его нелегком, но столь нужном труде.

Сведения получены с интернет-сайта
Представительства МСОП для стран СНГ.

| вверх |

В ТАДЖИКИСТАНЕ ОБРАЗОВАН НОВЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Согласно ст. 16 Закона Республики Таджикистан “Об особо охраняемых природных территориях” Правительство Республики Таджикистан приняло постановление об образовании государственного заповедника “Зоркуль”.

Государственный заповедник “Зоркуль” образован в составе Лесохозяйственного производственного объединения Республики Таджикистан. Его площадь составляет 87 770 га. Напомним, что ранее в республике было 3 заповедника (“Тиговая балка”, “Дашти-Джумский”, “Рамит”) и 17 заказников общей площадью более 436 тыс. га. С образованием нового заповедника площадь ООПТ в Таджикистане превысила полумиллионный рубеж.

Создание нового заповедника совпало с проведением “Марша парков”, который в последние годы регулярно проводится в республике,отметил бюллетень “Табиат” Молодежного ЭкоЦентра (г. Душанбе).

Материал перепечатан с сокращениями из газеты “Заповедный Вестник” № 5 (59), май 2000 г.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены