Eng |
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ — 20 ЛЕТ Экспериментальное биологическое объединение (ЭБО) — учебно-научное подразделение сектора экологии Дома научно-технического творчества молодежи г. Москвы. Образовано в 1988 г. на базе кружка юных натуралистов (КЮН МГУ), начавшим свою работу в 1979 г. на биологическом факультете МГУ и официально утвержденным в апреле 1980 г. при Молодежном совете МГУ им. М. В. Ломоносова по охране природы. КЮН, а затем и ЭБО продолжили традиции исследовательской и природоохранной работы кружка ВООП, руководимого талантливейшим педагогом Петром Петровичем Смолиным. В 1987 г. руководителей этого кружка пригласили организовать работу по биологии в готовящемся к открытию под кураторством Академии наук Доме научно-технического творчества молодежи, учреждения внешкольного (ныне дополнительного) образования. Работа началась с июня 1988 г. В состав организованного Экспериментального биологического объединения кроме учащихся, занимающихся в КЮН МГУ и составивших костяк объединения, вошли другие кружки со своими преподавателями. В первые же годы была подготовлена и апробирована общая концепция, направленная на развитие интереса школьников к биологическим наукам и привлечение их к исследовательской деятельности. С первых дней работы очень тесные и плодотворные контакты сложились с институтом-куратором — ИЭМЭЖ АН СССР (ныне ИПЭЭ РАН), биологическим факультетом МГУ, Можайским лесхозом и рядом других организаций и учреждений. Многие из этих контактов сохраняются до сих пор. Кроме поездок в составе групп ЭБО ребята принимают участие в работе экспедиций этих учреждений в различных регионах страны. В основе деятельности ЭБО лежит изучение природы родного края, расширение и углубление биологических знаний, формирование навыков самостоятельной работы, научно-исследовательская и практическая природоохранная деятельность. Формы работы различны: теоретические, практические и лабораторные занятия, работа с литературой, конкурсы, олимпиады, викторины. И, конечно же, работа в природе, ведь нельзя научить понимать и любить ее на расстоянии. Именно поэтому ведущее место в обучении занимают выезды в лес в выходные дни, а также многодневные полевые практики и экспедиции, проводимые в период школьных каникул. Во время этих поездок юннаты знакомятся с окружающей природой, выявляют существующие взаимосвязи между элементами природного комплекса, помогают сотрудникам заповедников и национальных парков в изучении животного и растительного мира этих территорий. На однодневных выездах обычно проводятся маршрутные наблюдения. Ведение наблюдений, флористическое и фаунистическое обследование территории — основополагающая часть работы натуралиста-полевика — реализуются на подобных выездах весьма эффективно. Здесь отрабатываются навыки ведения полевых дневников, геоботанического описания биотопов, проводится обучение узнаванию растений в природе и их определению, птиц по внешнему виду и голосам, фотографированию и многое другое. Многодневные практики и экспедиции имеют атрибуты настоящих научных экспедиций. Четкий график экскурсий, полевых и камеральных работ, а также ежедневное вечернее подведение их итогов позволяют наладить деловой ритм работы. Выполняемые школьниками исследования преимущественно носят поисковый и учебный характер. Тематика их различна в зависимости от сезонов года. Для новичков в летний период предлагается учебная тема с уже разработанной методикой — “Изучение внегнездовой жизни рыжих лесных муравьев”. На этом объекте кружковцы учатся правилам сбора данных, фиксации наблюдений, правильной обработке результатов, формулированию выводов и т. п. В зимний период новичкам предлагается тема “Деревья и кустарники лесных биотопов в безлистном состоянии”. Знания, получаемые при выполнении этой темы, крайне важны для ряда других учебных и исследовательских работ, так как учат описывать биотопы, закладывать пробные площадки и т. п. Некоторые темы стали повторяющимися от практики к практике, тем самым попадая в разряд учебных, хотя методики для их выполнения разрабатываются учащимися самостоятельно. Все вышеперечисленное позволяет кружковцам, занимающимся не один год, отработать методики изучения различных объектов живой природы, учитывая специфику каждого из них. К подобным исследованиям относятся, например, такие, как “Некоторые особенности биологии зайца-беляка (лисы, лося, кабана) по следам жизнедеятельности”, “Насекомые — обитатели пней и валежника”, “Древоразрушающие грибы лесных биотопов в окрестностях стационара”, “Фауна пресноводного водоема”, “Флористический дневник”, “Зимнезеленые растения участка леса” и многие другие. Старшие кружковцы выполняют исследовательские работы по различным темам, самостоятельно ставя задачи и выбирая необходимые методики. При этом руководители работ выступают лишь в качестве консультантов. Как правило, этот вид деятельности более трудоемок и сложен, чем учебные работы. Старшие кружковцы выполняли такие исследовательские темы, как “Взаимодействия двух видов древоразрушающих грибов на березе бородавчатой”, “Сравнительная характеристика питания и некоторых экологических особенностей обитания прыткой и живородящей ящериц”, “Позднеосенняя альгофлора и особенности распределения водорослей в различных водоемах”, “Животные, повреждающие деревья и кустарники”, и некоторые другие. Многие из этих работ по качеству и проработке не уступают курсовым и даже дипломным работам студентов вузов. Вечерние конференции по итогам работы за день помогают школьникам скорректировать методики, отделить главное от второстепенного, найти наилучший вариант обработки собранного материала и полученных наблюдений; именно здесь они получают информацию об увиденном другими участниками практики или экспедиции. В обсуждении принимают участие все кружковцы, что способствует развитию и совершенствованию умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Работа в природе — важный и трудоемкий этап деятельности ЭБО, поэтому ему предшествует большая организационная подготовка. Она немыслима без знания общих норм поведения в природе, туристических навыков. Ведь в экспедициях нужно уметь и дрова рубить, и палатки ставить, и первую медицинскую помощь оказывать, и пищу готовить. В период подготовки к экспедициям все ее участники проходят тренировочную подготовку, а также получают определенные поручения (обязанности), которые способствуют улучшению работы выездной группы. Руководит всей работой на практике и в экспедиции штаб, обычно из наиболее опытных кружковцев. Основные обязанности распределяются следующим образом: выбираются ответственные за питание, за оборудование, за книги, канцелярию и информационный листок, за метеонаблюдения, за “Дневник экспедиции”, за фотосъемку и другое. Дежурство по лагерю, в которое входит приготовление пищи и охрана лагеря, а также работы, требующие больших затрат времени (заготовка дров, закупка продуктов), осуществляются всеми участниками поездки по очереди или сообща. В связи с рядом особенностей физиологии и психологии детей и подростков строгий распорядок интенсивной работы в природных условиях, дежурств и вечерних конференций утомляет школьников. Поэтому такая деятельность на практиках и в экспедициях чередуется с активным отдыхом в форме подвижных игр, купания (в летнее время), вечеров кружковых песен, конкурсов и викторин. В последние годы при организации зимних экспедиций школьникам дается тема, связанная с изучением некоторых особенностей биологии пестрого дятла (Dendrocopus major L.). В процессе работы по ней отдельный школьник (или группа) выясняет закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице, устанавливает типы устройств кузниц, количество семян, извлеченных из шишки и оставленных в ней, определяет средние значения времени для различных этапов кормления (полет за шишкой, установка шишки в “станок”, долбление, отдых и т. п.), а также размеры участка обитания и наличие двух его частей — кормовой и ночевочной. Работа по этой теме сочетает разнообразные приемы и методики сбора информации и последующей ее обработки, способствует развитию увлеченности, заинтересованности и навыков анализа. Кроме самостоятельных исследовательских проектов и тем совместно с учеными-орнитологами организуются и осуществляются работы, носящие массовый характер, часто природоохранный. К таким работам относятся учеты гнезд и кольцевание птенцов, проведение “Дня птиц” и “Дней наблюдений птиц”, а также ежегодные учеты птиц на весеннем и осеннем пролетах. Более 15 лет в рамках учета зимующих в Москве водоплавающих птиц (крякв и др.), организуемого Московским орнитологическим обществом, кружковцы проводят учет птиц на всем протяжении р. Яуза (от ее истоков до устья). В ней участвует 5—6 учетных бригад численностью до 5 человек каждая. При сравнении и анализе полученных данных за ряд лет хорошо прослеживаются динамика численности и характер размещения групп водоплавающих птиц по акватории реки и на прилегающей территории. Все эти работы, проекты и темы, как индивидуальные исследовательские, так и массовые, приобщают учащихся к исследовательской работе, формируют у них чувство любви и заботливого отношения к природе, способствуют развитию экологического мышления, профориентации. Многие кружковцы к моменту окончания школы имеют публикации в сборниках конференций и во “взрослых” журналах. В своей работе ЭБО связано договорами о научном сотрудничестве с рядом биологических институтов, вузов, научных и производственных учреждений. Поэтому некоторые работы кружка входят как составная часть в исследования этих организаций. Некоторые старшие кружковцы в период летних каникул участвуют в работе экспедиций этих учреждений, помогая в сборе и обработке материалов или выполняя какую-либо часть исследований.
Данные по редким видам, полученные юннатами при работе в Подмосковье, были использованы при составлении Красной книги Московской области. Во время работы экспедиционной группы на территории национального парка “Кенозерский” к имеющемуся списку рыб этой ООПТ были добавлены еще 4 вида, причем один из них, подкаменщик обыкновенный, внесен в Красную книгу России. Также там была обнаружена самая северная точка распространения синца в России. При работе на территории национального парка “Тункинский” были обнаружены места произрастания краснокнижных видов грибов. Ребята принимают участие и становятся победителями различных олимпиад, конкурсов и конференций. Только в 1999—2000 учебном году ими было получено более 20 дипломов и грамот, а компьютерная программа “Лесной следопыт” получила вторую премию на Всероссийском конкурсе школьных проектов “Природным богатствам России — надежную защиту!”. За двадцатилетний период работы, конечно, было много находок и потерь, радостей и разочарований. Был накоплен огромный опыт работы. На основе этого опыта были подготовлены, апробированы и изданы 34 методические разработки и рекомендации по различным направлениям организации работ со школьниками, а также 3 методических сборника работ учащихся. Молодежь, занимающаяся в ЭБО, опубликовала около 60 материалов в различных научных изданиях. С момента начала работы со школьниками кружок и ЭБО окончили более 300 человек, большинство из которых продолжили свое образование в вузах биологического профиля, стали членами дружин по охране природы. Выпускники ЭБО работают во многих биологических институтах, природоохранных организациях и ведомствах. А те, кто избрал иной жизненный путь, надолго сохранили тепло и преданность к окружающей нас природе. В настоящее время в учебных группах занимаются уже дети некоторых первых кружковцев. Основатель и бессменный руководитель КЮН и ЭБО Николай Павлович Харитонов — Соросовский учитель и Отличник народного просвещения, Дипломант I Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям!”, а также Лауреат премии Sabin Metal Corporation и Центра экологической политики России по экологическому образованию. В последние годы кроме традиционных направлений деятельности ЭБО начало развивать направление компьютерного экологического моделирования. Это создание компьютерных баз данных для целей биологии (уже созданы базы данных по орнитофауне для Новгородской, Ярославской и Московской обл., Республики Чувашии и по амфибиям и рептилиям Москвы и Московской обл.), а также тестирующих, игровых и обучающих программ (“Лес”, “Биология”, “Зайцы и морковка”, “Биологические пятнашки”, “Животные”, “Знаете ли Вы птиц?”, “Лесной следопыт” и некоторые другие). В настоящее время идет работа по созданию образовательной странички в Интернете. Руководитель Экспериментального Адрес для контактов: | содержание | вверх | | ||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |