Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ »

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В 2000 г.: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

В 2000 г. суммарный бюджет основной деятельности системы национальных парков России (без учета национального парка “Лосиный остров”*) равнялся 175 млн. руб. Структура этих средств приведена в табл. 1.

[Сноска*Национальный парк “Лосиный остров” в 2000 г. находился в ведении Правительства Москвы и финансировался главным образом за счет городского бюджета (34 676 тыс. руб.); собственные средства парка составили 792 тыс. руб.]

Таблица 1. Источники финансирования российских национальных парков в 2000 г.

Источники финансирования

Всего, млн. руб.

Доля источника, %

Федеральный бюджет

72

41

Региональные и местные бюджеты и внебюджетные фонды

18

10

Собственные средства

73

41

Гранты иностранных благотворительных фондов

13

7

Средства отечественных спонсоров

1

1

ИТОГО

177

100

Средства федерального бюджета составили 72 млн. руб., или 41% всех “парковых” денег.

18 млн. руб. (10%) были выделены национальным паркам страны из региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.

73 млн. руб. (41% всего годового бюджета) парки заработали сами, причем 46,6% от этой суммы было получено от деятельности, связанной с рубками, реализацией древесины и продукции деревопереработки. Структура собственных средств национальных парков отражена в табл. 2.

Таблица 2. Структура собственных средств национальных парков России в 2000 г.

Статья дохода

Сумма, млн. руб.

Деятельность, связанная с приемом и обслуживанием посетителей

19,8

Арендная плата за предоставленные земельные участки

5,7

Деятельность, связанная с рубками, реализацией древесины и продукции деревопереработки

34

Иные допустимые виды ограниченного природопользования на территориях национальных парков

5,9

Взысканные штрафы и иски, реализация конфиската

2,6

Иная деятельность

5

ИТОГО

73

Рядом национальных парков в 2000 г. были получены гранты иностранных благотворительных фондов, которые в сумме составили 12,8 млн. руб., или почти 7% “парковых” бюджетов. Основными донорами здесь выступили Глобальный экологический фонд (65% всех грантов) и программа TACIS (11%).

Около 1 млн. руб. (0,6% общего бюджета системы национальных парков страны) составили средства отечественных спонсоров.

В 2000 г. средний суммарный годовой бюджет одного национального парка составил 5157 тыс. руб. Парки, имевшие максимальные и минимальные бюджеты, приведены в табл. 3.

Таблица 3. Национальные парки с наибольшими и наименьшими бюджетами по итогам 2000 г.

Национальные парки с максимальными бюджетами

Национальные парки с минимальными бюджетами

Название

Бюджет, тыс. руб.

Доля федеральных средств, %

Название

Бюджет, тыс. руб.

Доля федеральных средств, %

“Лосиный остров”

35 468

0

“Приэльбрусье”

993

81

“Сочинский”

18 223

22

“Алания”

1235

48

“Куршская коса”

12 688

5

“Шорский”

1400

68

“Самарская Лука”

11 366

38

“Чаваш вармане”

1802

73

“Орловское полесье”

10 004

77

“Таганай”

1847

70

“Кенозерский”

9151

40

“Башкирия”

1876

55

“Водлозерский”

8644

39

“Алханай”

1913

51

“Прибайкальский”

8496

57

“Зюраткуль”

1939

57

“Себежский”

8336

40

“Смольный”

2010

60

“Валдайский”

7216

61

“Нечкинский”

2216

77

В целом из 35 национальных парков, функционировавших в 2000 г., бюджеты ниже среднего имел 21.

Из бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований денежные средства выделялись подавляющему большинству национальных парков. Регионы, помогавшие расположенным на их территории национальным паркам в максимальной и минимальной степени, даны в табл. 4.

Таблица 4. Регионы, в которых в 2000 г. из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов оказывалась максимальная и минимальная поддержк

Регионы, оказавшие минимальную поддержку

Регионы, оказавшие минимальную поддержку

Регион

Сумма, тыс. руб.

Регион

Сумма, тыс. руб.

Смоленская обл.

4085

Чувашская Республика

0

Республика Татарстан

1994

Псковская обл.

0

Республика Карелия

1778

Рязанская обл.

1

Самарская область

1342

Республика Марий Эл

5

Иркутская обл.

925

Новгородская обл.

30

Ярославская обл.

787

Республика Кабардино-Балкария

38

Орловская обл.

781

  

Республика Коми

734

  

Свердловская обл.

722

  

Краснодарский край

565

  

а национальным паркам России (без учета г. Москвы).

В прошлом году самостоятельно зарабатывали средства все национальные парки, за исключением парка “Алханай”. Наиболее успешно действовавшие из них на этом поприще перечислены в табл. 5.

Таблица 5. Национальные парки, самостоятельно заработавшие в 2000 г. максимальные средства.

Национальный парк

Заработано, тыс. руб.

Доля в бюджете, %

“Сочинский”

13 589

75

“Куршская коса”

10 972

85

“Самарская Лука”

5675

50

“Водлозерский”

4522

52

“Себежский”

4382

53

“Марий Чодра”

4080

72

“Мещера”

3081

51

“Прибайкальский”

2750

32

“Хвалынский”

2306

59

“Нижняя Кама”

2257

53

20 парков в прошлом году получали иностранные гранты. Основные грантополучатели перечислены в табл. 6.

Таблица 6. Национальные парки, имевшие в 2000 г.
максимальную иностранную помощь в форме грантов.

Национальный парк

Поступления, тыс. руб.

Доля в бюджете, %

“Кенозерский”

3637

39

“Угра”

1978

40

“Паанаярви”

1360

23

“Плещеево озеро”

1343

32

“Забайкальский”

1336

44

“Шушенский бор”

1210

30

“Куршская коса”

810

6

В чем видятся важнейшие задачи по усилению финансирования национальных парков?

Это — наращивание базы федерального бюджетного финансирования (не процентное вместе со всеми отраслями народного хозяйства ее повышение, не индексация, а именно наращивание). Опыт работы с системой заповедников говорит о том, что дело это хоть и не простое, но отнюдь не безнадежное. При утверждении федерального бюджета на 2001 г. первоначально заложенные ассигнования на содержание заповедников были увеличены на 30%, а вот ассигнования на содержание парков остались без изменений.

Это — существенное увеличение объема капитальных вложений, что реально может быть осуществлено лишь в рамках разрабатываемой в настоящее время подпрограммы поддержки заповедников и национальных парков в рамках проекта Федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России”.

Это — выделение целевых федеральных ассигнований на поддержку научных исследований в национальных парках, причем получателем которых должны быть именно парки, а не подведомственные НИИ.

Это — инициирование проектов в национальных парках с привлечением зарубежных инвестиций.

Это — стремление к реструктуризации собственной деятельности национальных парков, когда ключевыми источниками должны стать доходы от деятельности, связанной с развитием туризма и рекреации, а не от рубок. Эта проблема не решается в “мгновенно-приказном порядке”, здесь требуется эволюционный путь, но встать на этот путь необходимо. Нынешнее положение дел, когда половина заработанных парками средств связана с рубками, может быть трижды законно, соответствовать лесоустроительным проектам и мотивироваться самыми благими намерениями, но оно бесконечно девальвирует саму идею национальных парков, и далее мириться с этим нет никакой возможности.

В. Б. Степаницкий,
зам. руководителя
Департамента охраны окружающей среды
и экологической безопасности МПР России.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены