Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ВЕСТИ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ »

ЧЕМУ УЧИТЬ РАБОТНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА?

Центр охраны дикой природы при содействии Министерства природных ресурсов Российской Федерации и финансовой поддержке Министерства международного развития Великобритании выходит на завершающую стадию работы над одним из важнейших для системы национальных парков документов — Стратегией управления национальными парками России. Работая над проектом Стратегии, мы не раз задумывались над тем, как она будет принята практиками и как пойдет ее реализация. Ведь речь, по сути, идет о формировании новой государственной политики в области управления национальными парками. Ее внедрение — сложный процесс, требующий от всех участников независимо от занимаемого ими положения не только осознания и принятия новых подходов в организации деятельности этих относительно молодых ООПТ, но и грамотной их реализации на практике.

Несмотря на определенный прогресс в деятельности национальных парков за последние годы, необходимо отметить, что значительная часть их персонала еще не в полной мере осознает свое предназначение и не обладает в достаточной степени необходимыми знаниями и навыками. Понимая, что без специальной подготовки персоналу национальных парков будет крайне трудно добиться достижения целей Стратегии, руководством проекта при участии Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России было принято решение о необходимости реализации подпроекта, предусматривающего разработку системы обучения персонала национальных парков.

На первом этапе были проанализированы существующие учебные программы и системы обучения для специалистов этих ООПТ, определены квалификационные требования для основных категорий работников, а также уточнены области знаний и необходимый их уровень в зависимости от видов деятельности и занимаемых должностей. В середине июля работы по первому этапу были в основном завершены.

Большая часть данных была собрана путем анкетирования, для чего были разработаны 2 анкеты: общая — для сбора сведений о процессе обучения в каждом национальном парке и индивидуальная — для выявления потребностей в получении дополнительных знаний среди различных категорий работников и специалистов.

Общие анкеты были переданы директорам национальных парков и заполнялись ими совместно с ведущими специалистами этих организаций. Индивидуальное анкетирование проводилось участниками проекта непосредственно в национальных парках. Общие анкеты поступили из 20 национальных парков, индивидуальным анкетированием были охвачены 12 парков, в результате чего было собрано еще 335 анкет, в том числе от работников низового звена — 120, среднего звена — 185 и руководителей — 30.

Анализ существующей системы повышения квалификации специалистов национальных парков показал, что в последние годы на регулярной основе повышения квалификации они не проходили. За 1993—2000 гг. во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ) повысило квалификацию всего 129 человек. В основном (около 70%) это были директора и главные лесничие национальных парков. Кроме того, значительная часть специалистов национальных парков повышала свою квалификацию в группах специалистов лесного хозяйства, однако и здесь их общее количество не превышало 10 человек в год.

Помимо ВИПКЛХ персонал национальных парков проходил обучение в его Сибирском и Уральском филиалах (5 национальных парков) и в ряде других образовательных организаций лесного профиля. При этом основными направлениями обучения для специалистов национальных парков оставались традиционные для лесного хозяйства вопросы: охрана лесов от пожаров, защита леса от вредителей и болезней, контроль за соблюдением лесного законодательства (об этом сообщили 14 национальных парков из 20). Сведения о подготовке специалистов в области экологического просвещения были отражены в ответах лишь 5 национальных парков, а специалистов по туризму —3.

Национальные парки, руководство которых осознало необходимость специальной подготовки специалистов по вопросам экологического просвещения, туризма и науки, самостоятельно находят государственные учреждения или общественные организации, в которых можно дополнительно обучать персонал. Так, высокую оценку, по отзывам из национальных парков, получило обучение специалистов в Эколого-просветительском центре “Заповедники”. Все большее распространение получают обучающие семинары в области научно-исследовательской деятельности и охраны природных комплексов на базе региональных ассоциаций ООПТ.

Низовое звено специалистов национальных парков, как правило, проходит переподготовку непосредственно на местах, однако только в 4 парках из 20 перечень учебных дисциплин, включаемых в такие программы, выходит за рамки чисто лесохозяйственных. Всего за последние 3 года в 20 национальных парках такую переподготовку прошли 1265 человек. В подавляющем большинстве (796 чел., или 63%) это работники низового звена, проходившие обучение непосредственно в парках. В региональных учебных центрах повысили свою квалификацию 23% обучавшихся, в федеральных учебных центрах МПР России — 6%, в других организациях — 8%. Среди учебных дисциплин, по которым проходило обучение, абсолютное лидерство занимает “охрана природных комплексов” — 75%, доля “туризма” составляет лишь 5%, а “экологическое просвещение” и “научная деятельность” и того меньше — по 2%.

По мнению коллективов национальных парков, для руководящего и среднего звена оптимальными формами обучения являются занятия в учебных центрах и 2—3-дневные семинары. С низовым звеном, по данным анкет, обучение целесообразнее вести без отрыва от производства непосредственно в национальном парке. Мнения руководства опрашиваемых национальных парков о том, каким дисциплинам в первую очередь следовало бы учить их персонал, весьма противоречивы, однако большинство склоняется к тому, что это должны быть экологическое просвещение, туризм и охрана территорий.

Во всех 20 национальных парках, охваченных анкетированием, для сотрудников составлены должностные инструкции, однако практически все они являются вариациями на тему должностных обязанностей для работников лесного хозяйства, не пересматривались много лет и не учитывают специфику деятельности национальных парков как особо охраняемых природных территорий. Что касается должностных инструкций для специалистов по охране животного мира, рекреации и туризму, экологическому просвещению, научной деятельности, то они разработаны лишь в 25% опрошенных национальных парков.

Мнения респондентов индивидуальных анкет по определению необходимого им уровня знаний имели большой разброс, поэтому при выборе методики обработки результатов была поставлена задача преобразовать полученные данные в показатели, не зависящие от численности анкетируемых в каждой из групп должностей. Полученные данные приведены в таблице.

Из материалов анкетирования следует, что практически всем специалистам в той или иной степени необходимы знания из всех приведенных в анкете областей. Наиболее высоки требования к уровню знаний у директоров национальных парков, их заместителей (главных лесничих), лесничих, инспекторов и специалистов по экологическому просвещению. Значительные потребности в дополнительных знаниях для всех категорий специалистов были отмечены по разделам “Законодательство и обеспечение правопорядка”, “Туризм” и “Экологическое просвещение”. Обращает на себя внимание некоторое занижение требований к уровню своих знаний у помощников лесничих и специалистов по рекреации и туризму.

По двум наиболее многочисленным группам специалистов (лесничие, лесники), где наблюдалось существенное варьирование по возрасту и по образованию, был проведен дополнительный анализ.

Среди анкетируемых лесничих по уровню образования каких-либо существенных различий в оценке того, какие знания и в каком объеме им необходимы для выполнения служебных обязанностей, выявлено не было. В то же время анализ этих данных по возрастным группам показал, что лесничие, имеющие возраст до 30 лет, считали необходимым иметь самый высокий уровень знаний по большинству из приведенных в анкете областей знаний (27 из 31). Для лесничих в возрасте от 31года до 45 лет этот показатель значительно ниже — 6 областей из 31, а требования к уровню знаний еще из 11 разделов, по их мнению, минимальны. Лесничие же старше 45 лет считают, что высокий уровень знаний им требуется лишь в 2 областях знаний, а минимальных знаний вполне достаточно для работы по 22 направлениям. Поскольку лесничие — одна из наиболее многочисленных и наиболее значимых категорий специалистов и именно от них в немалой степени зависит эффективность работы национальных парков, столь существенные расхождения в их взглядах по данному вопросу требуют проведения дополнительного углубленного анализа с последующей корректировкой должностных инструкций.

Среди лесников, напротив, во всех возрастных группах ответы были примерно одинаковы. Однако здесь различия проявились в зависимости от образования. Лесники, имеющие среднее специальное образование, понимают свои задачи несколько шире и в связи с этим считают, что средний уровень знаний им потребуется в 12 областях знаний из 31. Лесники же с неполным средним и средним образованием отмечают, что им вполне достаточно иметь средний уровень знаний только в 4 областях.

В ходе второго этапа проекта предполагается разработать новые учебные программы подготовки и повышения квалификации для персонала национальных парков. Мы надеемся, что полученные в ходе анкетирования данные будут весьма полезны при формировании соответствующих учебно-тематических планов.

 

Таблица. Уровень знаний, необходимых разным специалистам национальных парков для выполнения своих должностных обязанностей.

   
ВысокийСреднийНизкий

 

 

Область знаний

Категория специалистов

 

 

Директор

Главный лесничий

Лесничий

Помощник лесничего, специалист лесного хозяйства

Мастер леса

 

Административное управление

1.

стратегическое планирование

     

2.

подбор и обучение персонала

     

3.

развитие инфраструктуры

     

4.

финансовое планирование и учет

     
 

Охрана ресурсов

5.

биологических

     

6.

культурных

     

7.

сбор и обработка данных

     

8.

научные исследования

     

9.

мониторинг

     

10.

оценка воздействий на природную среду

     

11.

контроль за популяциями проблемных животных

     

12.

управление ландшафтами

     

13.

охрана исторических объектов

     

14.

противопожарная деятельность

     

Область знаний

Категория специалистов

 

 

Директор

Главный лесничий

Лесничий

Помощник лесничего, специалист лесного хозяйства

Мастер леса

 

Законодательство и обеспечение правопорядка

15.

природоохранное законодательство

     

16.

гражданское и трудовое законодательство

     

17.

планирование и организация работ по обеспечению охраны территории

     

18.

регистрация правонарушений и ведение дел по ним

     
 

Связи с общественностью

19.

разрешение конфликтов

     

20.

работа со СМИ

     

21.

взаимодействие с НПО

     

22.

разработка и подготовка информационных материалов

     
 

Туризм

23.

развитие инфраструктуры

     

24.

управление потоками посетителей

     

25.

экскурсионная деятельность

     

26.

маркетинг и реклама

     
 

Экологическое просвещение

27.

местного населения

     

28.

посетителей парка

     
 

Работа с местными сообществами

29.

информационные кампании

     

30.

усиление роли государственных органов управления

     

31.

выявление и учет мнений заинтересованных сторон

     

 

Область знаний

Категория специалистов

 

 

Лесник и егерь

Инспектор, специалист по охране животного мира

Специалист по НИР и мониторингу

Специалист по рекреации и туризму

Специалист по экопросвещению

 

Административное управление

1.

стратегическое планирование

     

2.

подбор и обучение персонала

     

3.

развитие инфраструктуры

     

4.

финансовое планирование и учет

     
 

Охрана ресурсов

5.

биологических

     

6.

культурных

     

7.

сбор и обработка данных

     

8.

научные исследования

     

9.

мониторинг

     

10.

оценка воздействий на природную среду

     

11.

контроль за популяциями проблемных животных

     

12.

управление ландшафтами

     

13.

охрана исторических объектов

     

14.

противопожарная деятельность

     

Область знаний

Категория специалистов

 

 

Директор

Главный лесничий

Лесничий

Помощник лесничего, специалист лесного хозяйства

Мастер леса

 

Законодательство и обеспечение правопорядка

15.

природоохранное законодательство

     

16.

гражданское и трудовое законодательство

     

17.

планирование и организация работ по обеспечению охраны территории

     

18.

регистрация правонарушений и ведение дел по ним

     
 

Связи с общественностью

19.

разрешение конфликтов

     

20.

работа со СМИ

     

21.

взаимодействие с НПО

     

22.

разработка и подготовка информационных материалов

     
 

Туризм

23.

развитие инфраструктуры

     

24.

управление потоками посетителей

     

25.

экскурсионная деятельность

     

26.

маркетинг и реклама

     
 

Экологическое просвещение

27.

местного населения

     

28.

посетителей парка

     
 

Работа с местными сообществами

29.

информационные кампании

     

30.

усиление роли государственных органов управления

     

31.

выявление и учет мнений заинтересованных сторон

     

В. Попов,
Центр охраны дикой природы.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены