Eng |
«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ» СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ “РЕФОРМЫ ДЛЯ ДИКОЙ ПРИРОДЫ” В ноябре 2003 г. более 60 специалистов в области охраны природы и активистов общественных организаций из Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и ФРГ собрались в Каркаралинском гос. национальном природном парке для обсуждения актуальных проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Конференция была организована Ресурсным информационно-аналитическим центром “Лаборатория дикой природы”, Комитетом по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, акиматами Карагандинской обл. и Каркаралинского р-на, Каркаралинским гос. нац. природным парком, общественными объединениями “Арлан”, “ЭкоОбраз”, “ЭкоМузей” при поддержке Программы “Восток—Восток” Фонда Сорос—Казахстан и проходила в рамках подготовки парламентских слушаний “Проблемы и перспективы развития государственного природоохранного фонда”, запланированных на первый квартал 2004 г. Были рассмотрены вопросы реформирования законодательства, развития общественного контроля и инспекции, повышения роли местных сообществ в сфере охраны дикой природы. Отдельно обсуждались проблемы создания Национальной экологической сети и сохранения уязвимых видов растений и животных.
РЕЗОЛЮЦИЯ Международной конференции по проблемам сохранения ландшафтного Участники Конференции, обсудив поднятые в докладах и дискуссиях проблемные вопросы, пришли к мнению, что для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации, приводящей к потере национального богатства, необходимо претворить в жизнь следующие рекомендации. В области природоохранного законодательства 1. Ввести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” дополнения о порядке подготовки и выдачи государственных актов на право постоянного владения землей для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) со статусом юридического лица за счет средств госбюджета. 2. Предусмотреть в Законе “Об особо охраняемых природных территориях” создание в обязательном порядке охранных (буферных) зон вокруг заповедников. 3. Предусмотреть законодательством РК нормированное предоставление для сотрудников ООПТ в границах буферных зон существующих и вновь создаваемых государственных заповедников специально выделенных участков ограниченного хозяйственного использования для облегчения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности граждан, проживающих на их территориях. 4. Привести законодательную базу в соответствие с ратифицированными международными конвенциями и подписанными международными договорами в области сохранения биологического разнообразия и ООПТ. 5. В законе “Об особо охраняемых природных территориях” предусмотреть меры по социальной защите работников службы охраны ООПТ. 6. В Бюджетный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” ввести положение о предоставлении ООПТ права самостоятельного распоряжения поступлениями от штрафов и исков за нарушения на их территориях природоохранного законодательства, реализации конфискованного у нарушителей имущества и использования этих средства на природоохранные цели, включая поощрение инспекторов в размере 30% от поступивших штрафных сумм. 7. Законодательно запретить добычу редких и исчезающих видов животных и растений в коммерческих целях. 8. Комитету лесного и охотничьего хозяйства и Комитету рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК разработать и утвердить Положение об общественной экологической инспекции. 9. Отменить положения Налогового кодекса, установленные статьями 338, 345, 351, 466, 467, 470 и 471, о взимании с ООПТ, являющихся юридическими лицами, налогов за землю, транспортные средства, имущество, платы за специальное природопользование, пользование животным миром и лесные пользования. Также исключить гл. 86 Кодекса, предусматривающую перечисление в бюджет платы за использование территории ООПТ физическими и юридическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях, поскольку данные виды деятельности организуются и осуществляются самими ООПТ, а соответствующие доходы относятся к их собственным средствам. 10. Органам исполнительной власти предусмотреть в местных и республиканском бюджетах выделение средств на охрану, восстановление и развитие государственных природных заказников, а также придание им статуса юридических лиц либо закрепить их, где это возможно, за существующими ООПТ или специально организуемыми региональными управлениями по охране заказников и памятников природы. 11. Внести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения, запрещающие изъятие в любых целях земельных участков у ООПТ, являющихся юридическими лицами, которым земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование. 12. Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения о новых видах ООПТ (биосферных резерватов, транзитных и трансграничных ООПТ); 13. Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” главу о порядке организации биосферных резерватов, изменив гл. 8-1. 14. Законодательно закрепить за ООПТ в форме юридического лица статус “государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения”. 15. МСХ и Министерству бюджетного планирования РК предусмотреть выдачу полевого довольствия для сотрудников ООПТ (инспекторский и научный состав) в период нахождения их на полевых научных изысканиях и в инспекторских рейдах. 16. Предусмотреть в законодательстве РК положения о порядке резервировании земель под перспективные ООПТ,а также о порядке учета и охраны объектов природно-заповедного фонда, не входящих в состав ООПТ. 17. Внести в Правительство РК предложение о переводе части земель сельскохозяйственного назначения и других категорий, имеющих особое экологическое, средозащитное и научное значение, в состав земель запаса для резервирования этих земель под перспективные ООПТ и о недопущении их продажи в частную собственность. 18. Запретить в государственных природных национальных парках проходные рубки леса. В области создания экологической сети Казахстана 1. Внести в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” раздел об экологических сетях. В частности, ввести понятие “участок экологической сети” для территорий, выделяемых вне земель природоохранного назначения. При этом объявление земельного участка участком экологической сети должно предусматривать ответственность землепользователя за сохранение природных объектов, качественных и количественных характеристик природных экосистем. Также должны быть разработаны правовые инструменты, стимулирующие землепользователей сохранять природные объекты и природные экосистемы в естественном состоянии, — налоговые льготы, целевое бюджетное финансирование и т. п. 2. Внести в земельное и налоговое законодательство изменения, направленные на защиту биоразнообразия на землях сельскохозяйственного назначения и на землях запаса. В частности:
3. Внести в законодательство о животном мире и в иное экологическое законодательство изменения, направленные на:
4. Правительству РК обеспечить разработку Государственной программы по формированию экологической сети РК и аналогичных региональных (областных) программ. 5. Правительству РК рассмотреть возможность заключения двусторонних соглашений с сопредельными странами (прежде всего с Россией, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном) по формированию Панъевропейской и Центрально-азиатской экологических сетей на основе национальных экологических сетей и созданию трансграничных ООПТ. В области развития общественного контроля и инспекции, 1. Министерству образования и науки (МОН) РК включить в учебные программы вузов и курсов повышения квалификации специалистов по охране природы предмет “Взаимодействие с местными сообществами”. 2. МСХ и Министерству охраны окружающей среды (МООС) РК совместно с заинтересованными государственными и общественными организациями провести обучение работников государственных органов охраны природы, заповедников и национальных парков методам работы с общественностью и местными сообществами. 3. МОН РК всемерно содействовать возобновлению деятельности детских “Зеленых дружин”, станций юных натуралистов, “Зеленых патрулей”, а также разработать и утвердить Положение о школьном лесничестве. 4. МОН, МСХ и МООС РК разработать и утвердить информационно-образовательные программы для местного населения, проживающего на территории и в буферной зоне ООПТ. Возложить их реализацию на дирекции ООПТ. 5. Поддержать инициативу НПО и ООПТ и принять программу развития устойчивого жизнеобеспечения населения, проживающего на землях ООПТ и на прилегающих территориях. 6. Способствовать созданию общественных экологических советов при органах законодательной власти (местного, областного и республиканского уровней) для обеспечения участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений. 7. МОН РК совместно с другими заинтересованными министерствами и общественными организациями разработать и внедрить программу повышения экологической грамотности работников исполнительной и законодательной власти всех уровней. В области сохранения и восстановления редких 1. Республике Казахстан присоединиться (ратифицировать) к Рамсарской, Бернской и Боннской международным конвенциям. Продолжить работу по реализации соглашений и международных договоров в области охраны биологического и ландшафтного разнообразия, включая создание трансграничных ООПТ. 2. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ с привлечением заинтересованных государственных и общественных организаций разработать систему ведения мониторинга за состоянием редких и исчезающих видов и обеспечить ее внедрение в повседневную практику. 3. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ, Институту зоологии и генофонда животных и Институту ботаники и фитоинтродукции МОН РК завершить работу по публикации 3-го издания Красной книги Казахстана. 4. Правительству РК определить сроки перехода на систему определения степени угрозы вымирания видов растений и животных по количественным критериям в соответствии с рекомендациями МСОП (1994), в частности имея в виду подготовку 4-го издания Красной книги Республики Казахстан. 5. Законодательно закрепить систему региональных (областных) списков редких и исчезающих видов растений и животных (областных Красных книг). 6. Правительству РК разработать и утвердить государственные программы по сохранению и восстановлению in situ и ex situ редких и исчезающих видов, в первую очередь сайги, хищных птиц, лососеобразных и других находящихся под угрозой исчезновения групп животных и растений. 7. Включить сайгу в Красную книгу Республики Казахстан. 8. Агентству таможенного контроля и Пограничной службе Комитета национальной безопасности РК усилить таможенный и пограничный контроль за вывозом и ввозом объектов CITES. 9. Административному и научному органам CITES в Республике Казахстан совместно с заинтересованными научными и общественными организациями подготовить и распространить по всем таможенным и пограничным пунктам справочные пособия и наглядные материалы по объектам Конвенции, включая информацию о правилах их ввоза-вывоза и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере. Участники Конференции считают также необходимым рекомендовать 1. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК усилить работу по лесовосстановлению и лесоразведению в ООПТ за счет увеличения бюджетного финансирования. 2. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК укрепить материально-техническую и научную базу ООПТ за счет выделения техники, средств связи, противопожарного оборудования, расширения штатной численности и др. 3. МООС РК усилить процедуру ОВОС и экологической экспертизы с привлечением ООПТ и общественности по проектам и программам, оказывающим негативное воздействие на ООПТ и земли природоохранного назначения (использование водотоков, функционирование предприятий и объектов промышленности, туризма и сельского хозяйства). 4. Правительству РК упорядочить процедуру работы с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Выделять из бюджета средства на софинансирование с целью привлечения дополнительных средств ГЭФа и других экологически ориентированных финансовых институтов. 5. Проводить подобные встречи по обсуждению актуальных проблем сохранения живой природы Центральной Азии не реже одного раза в год. | |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |