Eng |
КАМПАНИЯ ЗА СОЗДАНИЕ АГЕНТСТВА ПО ООПТ В современной структуре федеральных органов исполнительной власти не нашлось достойного места особо охраняемым природным территориям— национальному достоянию России, сохраненному трудами поколений блестящих естествоиспытателей и природоохранников. Фактически проигнорирована всемирно признанная сеть резерватов живой природы —ключевое звено в обеспечении экологической безопасности российского будущего. В декабре 2004 г. несколько общественных природоохранных организаций начали кампанию за создание Агентства по ООПТ, отправив коллективное письмо Президенту В. В. Путину. С аналогичным обращением выступила Э. А. Памфилова — Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Эти обращения, а также письма других общественных организаций и граждан дошли до адресата. В официальном обзоре писем и обращений граждан в адрес Президента России за январь 2005 г. проблема совершенствования государственного управления ООПТ обозначена на второй позиции после темы о монетизации социальных льгот. Учитывая, что административная реформа еще не завершена, наши обращения к Президенту могут стать эффективным инструментом защиты и развития российской системы ООПТ. Поэтому Центр охраны дикой природы призывает вас проявить гражданскую позицию — отправьте Президенту России, гаранту Конституции и, следовательно, экологической безопасности страны, телеграмму или письмо в поддержку инициативы общественных природоохранных организаций о создании Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям при Правительстве России. Адрес: Президенту Российской Федерации В. В. Путину Копии ваших обращений, пожалуйста, присылайте в любом формате в Центр охраны
дикой природы: Адрес интернет-страницы кампании за создание Агентства по ООПТ: http://www.biodiversity.ru/programs/agency.html ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РФ Президенту Российской Федерации О совершенствовании государственного Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, складывающейся в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки. До недавнего времени в ведении и управлении МПР России находилось 95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников. В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений (свыше 10 тысяч работников), реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения. В созданной же на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере экологии судьба системы заповедников и национальных парков не может не вызывать обеспокоенности. Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, “до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения” (к числу которых относятся в первую очередь заповедники и национальные парки). Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере окончательно не решен. В то же время дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным в силу ряда существенных обстоятельств. 1. Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы. Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также ряд специальных функций в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). Перечень этих функций не касается государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Федеральные службы по надзору не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но осуществление функций государственного управления заповедниками и национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным имуществом. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством. Согласно действующему положению Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий, хотя эта сфера деятельности должна относиться к компетенции федеральных агентств (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). 2. Функция государственного управления системой заповедников и национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и потому не приоритетна. В структуре этой Службы не предусмотрено даже отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий (ранее в МПР России был самостоятельный Департамент), а функционирует лишь небольшой отдел из 5 человек. Такими силами невозможно осуществлять профессиональное управление особо охраняемыми природными территориями (включая 130 заповедников и национальных парков) и организацию их природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности в масштабах России. Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре. Создается реальная угроза деградации государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного заповедного дела. 3. Созданная на сегодняшний день модель государственного управления системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы. В мире накоплен вековой опыт эффективного управления общенациональными системами природных резерватов. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) — аналоги современных федеральных агентств в России. Эта практика является общепризнанной в мире. Реализация успешной и апробированной во многих государствах мира управленческой модели позволяет значительно повысить эффективность государственного управления в области охраны природы. Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством Правительства России. Данная позиция полностью созвучна с соответствующим пунктом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, ноябрь 2003 г.) и разделяется ведущими отечественными специалистами в области охраны природы и заповедного дела. Сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями в современной России — веление времени. В свою очередь, это не только позволит обеспечить сохранение и разумное использование национального природного наследия, но и существенно поднимет на международной арене имидж нашей страны как государства, реализующего прогрессивную экологическую политику. В связи с изложенным просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть наше предложение и содействовать его практической реализации. Директор по природоохранной политике Директор по компаниям Гринпис России И. П. Блоков Сопредседатель Международного Председатель Президиума Центрального совета Вице-президент Союза охраны птиц России В.А. Зубакин Генеральный директор Благотворительного фонда ПИСЬМО Э. А. ПАМФИЛОВОЙ Президенту Российской Федерации О совершенствовании государственного управления Уважаемый Владимир Владимирович! Ведущие общественные экологические организации России — Всемирный фонд дикой природы России, Гринпис России, Международный социально-экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Союз охраны птиц России, Центр охраны дикой природы — неоднократно в ходе административной реформы выражали беспокойство судьбой государственных заповедников и национальных парков. По состоянию на сегодняшний день реорганизация управления 130 федеральными государственными учреждениями, имеющими в штате более 10 тысяч сотрудников, и закрепленными за ними федеральными землями общей площадью 34,2 миллиона га осуществляется с грубыми нарушениями изданных Вами Указов, что влечет за собой резкое снижение качества функционирования данной отрасли. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения временно “до принятия соответствующего нормативного правового акта” осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Между тем в соответствии с Вашими Указами от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральные службы по надзору не вправе ни осуществлять управление государственным имуществом, ни оказывать платные услуги, что является неотъемлемой функцией национальных парков и заповедников. Ситуация неурегулированности этого вопроса (до сих пор нет даже проекта упомянутого в постановлении Правительства нормативного акта) естественным образом привела к выпадению этой системы и принадлежащего ей имущества из поля зрения руководства Службы. Судьбой упомянутого выше государственного достояния в настоящее время занимается отдел всего из 5 человек (вместо ранее существовавшего самостоятельного Департамента в Министерстве природных ресурсов), которые обязаны обеспечить организацию и финансирование и охраны, и научных исследований, и просветительской деятельности, что физически невозможно при таком статусе и при такой численности. Согласно мнению ведущих отечественных специалистов и в соответствии с международным опытом управления общенациональными системами природных резерватов конструктивным выходом представляется создание Вашим Указом в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере. Председатель Совета 28.12.2004 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР В декабре 2004 г. опубликован аналитический обзор “Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности”. Авторы — В.Б. Степаницкий и М.Л. Крейндлин. Брошюра посвящена кризису существующей системы государственного управления особо охраняемыми природными территориями России и стагнации процесса создания новых федеральных ООПТ. Этот аналитический доклад содержит наиболее полный обзор посягательств на национальное достояние России, предпринятых со стороны властей и бизнеса в последние годы. Особенно надо выделить детальный разбор ситуации по отдельным регионам, оценку тенденции горнолыжного строительства в заповедных зонах и тексты судебных решений в защиту охраняемых природных территорий. Брошюра будет полезна всем, кто занимается проблемами охраняемых территорий и заповедного дела.
| |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |