Мы и борщевик – кто кого?
В середине июня 2017 г. довелось побывать в Вологодской области на учете гнездящихся птиц. В один из дней маршрут проходил через деревню Мосеево (20 км от Тотьмы), это административный центр сельского поселения. В Мосеево ходит автобус, здесь есть магазин, здание администрации, работает животноводческая ферма – в нескольких больших коровниках стоят коровы, их доят. Рядом расположены обрабатываемые поля, небольшой лес, за ним – клюквенное болото с озерами. Вроде все неплохо, но... Сможет ли эта деревня выжить – большой вопрос. Виной тому – борщевик Сосновского, который заполонил Мосеево и ближайшие окрестности. Его, судя по всему, сажали здесь в свое время на корм скоту, как и много где по стране.
Таксист, который вез нас в Мосеево, удивлялся, зачем нам туда надо, «это же рассадник борщевика и больше ничего». Сам он уже пострадал от ожогов этого растения, хорошо – несильно. Борщевик тут вышел из-под контроля, и это заметно на значительном расстоянии от деревни. Вообще в Вологодской области вдоль дорог борщевик нам не встречался (мы ездили по Тотемскому и Нюксенскому районам), еще один, но небольшой, «оазис» из борщевика видели возле коровника в другой деревне. Здесь же борщевик появляется вдоль трассы за несколько километров до Мосеево, потом к деревне ведет дорога через заброшенное поле, уже капитально заросшее этим интродуцентом. Коровники и многие дома в деревне окружены борщевиком. Он в палисадниках (две женщины при нас вяло косили его косами). Он в поле по пути к лесу. Он в лесу – и под деревьями, и прямо на дороге. Примерно с километр идешь по лесной дороге – давишь массивные стебли, немного жутковато. Это сейчас борщевик еще несильно вырос, через месяц в этот лес уже не сунешься без машины с закрытыми окнами – а через лес люди добираются на клюквенное болото, и оно все изуродовано колеями.
Ну и каково тут жить? В поле с детьми цветочки не пособираешь, в лесу не погуляешь, на своем участке надо постоянную войну вести. Коровы не выпасаются, стоят все время в стойлах, хотя вокруг поля. Что тут будет через 10 лет? Есть ли способы борьбы с борщевиком, распространившимся в таких масштабах? Эта деревня – наглядный пример того, что может случиться, если борщевик не держать в узде, если не бороться с ним на более ранних стадиях, причем бороться всем миром – и властям, и жителям вместе.
Приехала я в Москву, пошла проверить полянку в ближайшем лесу, где месяц назад мы с мужем вдвоем не без труда выкопали растения борщевика на пятачке примерно 3х4 метра (при этом сломав лопату). Выкопали-то выкопали, а они снова растут, снова надо идти. Такое у нас «шефство» получается над этой полянкой. Вот только этот пятачок – не единственный в нашем любимом лесу, борщевик уже пролез в овраг с ручьем. Насколько я понимаю, борщевик стал быстро распространяться в Москве при Лужкове, когда началось «благоустройство» с повсеместным нескончаемым покосом трав как в микрорайонах, так и в парках, на лесных полянах. Продолжилось это изуверство и при Собянине. А борщевику того и надо, под густой травой и лопухами он так хорошо не растет, если вообще растет. При этом пропустили цветение борщевика в каких-то глухих местах (у нас он отцвел между заборами у гаражей), дали ему сбросить семена. И вот теперь во дворах, в скверах, в лесопарках любого района Москвы можно вдруг наткнуться на этого монстра. На «удаление борщевика» на московских ООПТ власти выделяют немаленькие деньги. В людных местах его кое-где косят, и, на удивление, только что скосили в нашем овраге. (А вот в Битцевском лесу у истока речки Чертановки борщевик процветает.) Косят – растет, косят – опять растет, так как у борщевика мощное корневище и, кроме того, прорастают семена, задержавшиеся в своем развитии. Теперь уже придется косить много лет, пока не погибнет последнее растение из последнего семени, если не применять другие технологии его уничтожения. Во многих случаях другого пути искоренить борщевик нет. Неоднократная косьба в теплый сезон в течение нескольких лет – хоть и трудоемкий, но, как считается, вполне эффективный вариант борьбы с ним. Посмотрим, как долго соответствующие службы смогут контролировать зараженные участки. Мы, в свою очередь, хоть что-то пытаемся контролировать сами. Так же кое-где поступают и дачники – держат оборону в окрестностях своих деревень.
Во многих городах и весях России люди могут рассказать о своем опыте «общения» с борщевиком. Где-то его удается сдерживать, а где-то – как в Мосеево – не удалось. Люди, не думайте, что борщевик как-нибудь исчезнет сам! Он исчезнет только благодаря вашим многолетним усилиям.
Литература и интернет-ресурсы для тех, кто хочет больше узнать про борщевик и научиться его побеждать: www.biodiversity.ru/programs/alien-species/borschevik/literature.html
На фотографиях – деревня Мосеево и ее окрестности, на последнем снимке – Москва.
Арина Строганова,
Центр охраны дикой природы