Eng

  На главную страницу

 

20 июня 2024 г.

Министру
природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
А.А. Козлову

Уважаемый Александр Александрович!

Ассоциация «Охрана природы», Центр охраны дикой природы, движение «Эка» и Российский Социально-экологический союз обращаются к Вам по поводу изменений в Правила охоты, опубликованных для общественного обсуждения Вашим министерством (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147934#, далее - Изменения).

Самые серьезные изменения, предусмотренные этими правками, – продление сроков охоты на бурого и гималайского медведя на 2 месяца. Сейчас эта охота должна закончиться до 31 декабря, а предлагается продлить ее до 28 (29) февраля (п.37 Изменений). Охота в эти сроки – это охота на берлогах, а в случае гималайских медведей – берлогами служат старые дуплистые деревья.

Во время спячки у медведей рождаются медвежата. Определить, кто спит в дупле – самец, беременная самка или самка с медвежатами снаружи невозможно. Соответственно, вероятность гибели беременных самок или самок с медвежатами в случае охоты в это время чрезвычайно высока.

А в случае с гималайским медведем, который зимует в дуплах деревьев, охота сопровождается не только появлением медвежат-сирот, но ещё и уничтожением дуплистых деревьев. В большинстве случаев охоты на гималайского медведя на берлоге последняя разрушается и становится непригодной для последующего использования.

Гималайский медведь взят под охрану во всех странах своего ареала, за исключением России, внесён в Красный список Международного союза охраны природы (категория "VU" – уязвимый), с 1982 по 1997 гг. находился в Красной книге России и рассматривался к включению в её последнее издание. Однако это решение не было поддержано.

Охота на берлоге (когда зверь находится в беспомощном состоянии и не имеет никаких шансов избежать гибели – то есть заведомо находится в неравных условиях со стрелком) неэтична и дискредитирует образ "охотника" и саму охоту как таковые.

Кроме того, охота на берлогах в отношении гималайского медведя противоречит и самим правилам охоты, которыми запрещены уничтожение выводковых убежищ животных (гнезда, норы), добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, за исключением случаев добычи медведей в целях устранения угрозы для жизни и здоровья человека (п.62.18).

Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (ред. от 20.04.2024), нормативные коллизии – противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, являются коррупциогенными факторами.

Таким образом, проект поправок содержит коррупциогенные факторы. В связи с вышеизложенным п. 37 Изменений предлагается исключить. Обращаем внимание, что более 7500 граждан России проголосовали против этих поправок. К сожалению, из комментариев разработчиков к предложениям, высказанным в ходе общественного обсуждения, следует, что авторы поправок не собираются учитывать мнение граждан России.

Крупнейший российский специалист по медведям, генеральный директор АНО «Центр спасения медвежат-сирот» Сергей Пажетнов также высказался против поправок: «Результатом продления сроков охоты до 28 (29) февраля станет появление множества медвежат в возрасте до двух-трех месяцев, неспособных к самостоятельному выживанию и обреченных либо на гибель от холода, либо на пожизненное содержание у человека, что не является гуманным и представляет серьезную угрозу жизни и здоровья человека, учитывая, что медведь является одним из крупнейших хищников, представляющих опасность для человека. В случае гималайского медведя, его добыча в зимний период приводит также к уничтожению выводковых убежищ животных, а одни и те же дупла используются медведями десятилетиями».

Однако и его мнение не учтено.

Помимо этого, вызывают сомнения и еще некоторые пункты поправок. Согласно п.21 Изменений, которые вносятся в Правила охоты, абзац первый пункта 45 предлагается изложить в следующей редакции:

«45. Охота в весенне-летний период (далее – весенняя охота) на пернатую дичь осуществляется с 1 марта по 16 июня в сроки, определенные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона об охоте, продолжительностью по 10 дней на водоплавающую дичь, глухаря, тетерева и 16 дней на вальдшнепа.»;

Расширение сроков весенней охоты на вальдшнепа до 16 дней (сейчас 10) будет означать увеличение сроков охоты в местах гнездования птиц, что может привести к массовой гибели в результате повышения фактора беспокойства большого количества других птиц, в том числе редких и исчезающих, и их кладок. В связи с этим, в п.21 слова «16 дней на» предлагается исключить.

Согласно п.33 Изменений, предлагается в подпункте 62.32 пункта 62 после слов «и Вайгач» дополнить словами «, за исключением охоты коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают на указанной территории;».

Таким образом, разрешается охота на гусей на островах Колгуев и Вайгач для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, а также лиц, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают на указанной территории.

В то же время, острова Колгуев и Вайгач, крайне важны для поддержания популяций многих арктических птиц, в том числе редких и исчезающих. Разрешение охоты на этих островах, в том числе в весенний период, приведет к нарушению популяций многих гусеообразных, в том числе таких редких, как гусь пискулька, занесенный в Красную книгу Российской Федерации. В связи с этим предлагается п.33 исключить.

Обращаем Ваше внимание, что согласно Конституции Российской Федерации (статья 42), граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, а согласно статье 114 Правительство Российской Федерации осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Полагаем, что игнорирование мнения граждан и специалистов, принятие вопреки ему норм, которые с высокой вероятностью приведут к массовому уничтожению беспомощных спящих животных, включая беременных самок и детенышей, противоречит этим нормам Конституции. Учитывая изложенное, просим не подписывать приказ о внесении изменений в правила охоты (ID проекта 01/02/05-24/00147934) и дать указание переработать его, исключив наиболее экологически опасные нормы.

О Вашем решении просим нас проинформировать.

Ассоциация «Охрана природы», Исполнительный директор Чупров В.А.

Центр охраны дикой природы, генеральный директор Зименко А.В.

Движение «Эка», председатель Правления Честина Т.В.

Российский Социально-экологический союз, со-председатель Совета Каюмов А.А.

 

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены