Министру
природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
А.А. Козлову
Уважаемый Александр Александрович!
Ассоциация «Охрана природы», Центр охраны дикой природы, движение «Эка» и
Российский Социально-экологический союз обращаются к Вам по поводу изменений в Правила
охоты, опубликованных для общественного обсуждения Вашим министерством
(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147934#, далее - Изменения).
Самые серьезные изменения, предусмотренные этими правками, – продление сроков охоты
на бурого и гималайского медведя на 2 месяца. Сейчас эта охота должна закончиться до 31
декабря, а предлагается продлить ее до 28 (29) февраля (п.37 Изменений).
Охота в эти сроки – это охота на берлогах, а в случае гималайских медведей – берлогами
служат старые дуплистые деревья.
Во время спячки у медведей рождаются медвежата. Определить, кто спит в дупле – самец,
беременная самка или самка с медвежатами снаружи невозможно. Соответственно, вероятность
гибели беременных самок или самок с медвежатами в случае охоты в это время чрезвычайно
высока.
А в случае с гималайским медведем, который зимует в дуплах деревьев, охота
сопровождается не только появлением медвежат-сирот, но ещё и уничтожением дуплистых
деревьев. В большинстве случаев охоты на гималайского медведя на берлоге последняя
разрушается и становится непригодной для последующего использования.
Гималайский медведь взят под охрану во всех странах своего ареала, за исключением
России, внесён в Красный список Международного союза охраны природы (категория "VU" –
уязвимый), с 1982 по 1997 гг. находился в Красной книге России и рассматривался к включению
в её последнее издание. Однако это решение не было поддержано.
Охота на берлоге (когда зверь находится в беспомощном состоянии и не имеет никаких
шансов избежать гибели – то есть заведомо находится в неравных условиях со стрелком) неэтична
и дискредитирует образ "охотника" и саму охоту как таковые.
Кроме того, охота на берлогах в отношении гималайского медведя противоречит и самим
правилам охоты, которыми запрещены уничтожение выводковых убежищ животных (гнезда,
норы), добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года
рождения, за исключением случаев добычи медведей в целях устранения угрозы для жизни и
здоровья человека (п.62.18).
Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (ред. от 20.04.2024), нормативные коллизии –
противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов,
органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность
произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, являются
коррупциогенными факторами.
Таким образом, проект поправок содержит коррупциогенные факторы.
В связи с вышеизложенным п. 37 Изменений предлагается исключить.
Обращаем внимание, что более 7500 граждан России проголосовали против этих поправок.
К сожалению, из комментариев разработчиков к предложениям, высказанным в ходе
общественного обсуждения, следует, что авторы поправок не собираются учитывать мнение
граждан России.
Крупнейший российский специалист по медведям, генеральный директор АНО «Центр
спасения медвежат-сирот» Сергей Пажетнов также высказался против поправок:
«Результатом продления сроков охоты до 28 (29) февраля станет появление множества
медвежат в возрасте до двух-трех месяцев, неспособных к самостоятельному выживанию и
обреченных либо на гибель от холода, либо на пожизненное содержание у человека, что не
является гуманным и представляет серьезную угрозу жизни и здоровья человека, учитывая, что
медведь является одним из крупнейших хищников, представляющих опасность для человека.
В случае гималайского медведя, его добыча в зимний период приводит также к
уничтожению выводковых убежищ животных, а одни и те же дупла используются медведями
десятилетиями».
Однако и его мнение не учтено.
Помимо этого, вызывают сомнения и еще некоторые пункты поправок. Согласно п.21
Изменений, которые вносятся в Правила охоты, абзац первый пункта 45 предлагается изложить в
следующей редакции:
«45. Охота в весенне-летний период (далее – весенняя охота) на пернатую дичь
осуществляется с 1 марта по 16 июня в сроки, определенные высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона об охоте,
продолжительностью по 10 дней на водоплавающую дичь, глухаря, тетерева и 16 дней на
вальдшнепа.»;
Расширение сроков весенней охоты на вальдшнепа до 16 дней (сейчас 10) будет означать
увеличение сроков охоты в местах гнездования птиц, что может привести к массовой гибели в
результате повышения фактора беспокойства большого количества других птиц, в том числе
редких и исчезающих, и их кладок. В связи с этим, в п.21 слова «16 дней на» предлагается
исключить.
Согласно п.33 Изменений, предлагается в подпункте 62.32 пункта 62 после слов «и Вайгач»
дополнить словами «, за исключением охоты коренными малочисленными народами Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинами, а также лицами, которые не
относятся к указанным народам, но постоянно проживают на указанной территории;».
Таким образом, разрешается охота на гусей на островах Колгуев и Вайгач для
представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации и их общин, а также лиц, которые не относятся к указанным народам, но
постоянно проживают на указанной территории.
В то же время, острова Колгуев и Вайгач, крайне важны для поддержания популяций
многих арктических птиц, в том числе редких и исчезающих. Разрешение охоты на этих островах,
в том числе в весенний период, приведет к нарушению популяций многих гусеообразных, в том
числе таких редких, как гусь пискулька, занесенный в Красную книгу Российской Федерации.
В связи с этим предлагается п.33 исключить.
Обращаем Ваше внимание, что согласно Конституции Российской Федерации (статья 42),
граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, а согласно статье 114
Правительство Российской Федерации осуществляет меры, направленные на создание
благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного
и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к
животным.
Полагаем, что игнорирование мнения граждан и специалистов, принятие вопреки ему норм,
которые с высокой вероятностью приведут к массовому уничтожению беспомощных спящих
животных, включая беременных самок и детенышей, противоречит этим нормам Конституции.
Учитывая изложенное, просим не подписывать приказ о внесении изменений в правила
охоты (ID проекта 01/02/05-24/00147934) и дать указание переработать его, исключив наиболее
экологически опасные нормы.
О Вашем решении просим нас проинформировать.
Ассоциация «Охрана природы», Исполнительный директор Чупров В.А.
Центр охраны дикой природы, генеральный директор Зименко А.В.
Движение «Эка», председатель Правления Честина Т.В.
Российский Социально-экологический союз, со-председатель Совета Каюмов А.А.