Eng |
Принципы «Марша парков» «Марш парков» – международная общественная акция, призванная объединять людей вокруг идеи поддержки и сохранения заповедников, национальных и природных парков, заказников и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Цель «Марша парков» – помочь местным жителям, представителям органов власти и госуправления, учреждений образования, бизнеса, СМИ узнать как можно больше об ООПТ и лично внести свой вклад в их поддержку. В странах Северной Евразии природоохранная акция «Марш парков» инициирована Центром охраны дикой природы в 1995 году. Ежегодно в акции принимают участие сотни тысяч человек. Более 200 государственных и неправительственных организаций выступают в качестве организаторов локальных маршей. «Марш парков» – самая массовая акция по охране живой природы в России. Национальным (международным) координатором акции является Центр охраны дикой природы (ЦОДП), который ежегодно определяет ее формат и тематику, объявляет о проведении общих мероприятий, конкурсов и т. п., подводит итоги акции и распространяет их, стремится поощрять наиболее активных участников «Марша парков». Локальный координатор – физическое или юридическое лицо, выступающее организатором акции на местном уровне. Локальный координатор своевременно направляет в ЦОДП заявку на участие в «Марше парков», разрабатывает программу акции для конкретной территории, организует ее мероприятия на местном, районном или региональном уровне, предоставляет в ЦОДП отчет о проведённой акции. Участник «Марша парков» – любой человек или учреждение, принявшее участие в акции, которая проводится в соответствии с настоящими Принципами. Основополагающие положения «Марша парков». Добровольность участия. Координаторы приглашают всех к участию в акции, убеждают, рассказывают, какие это может дать результаты, приводят примеры удачных Маршей, которые помогли решить какие-либо проблемы, но отвергают какое-либо принуждение к участию в ней. Временные рамки. «Марш парков» – это праздник ООПТ, имеющий строгие временные ограничения (не более двух недель). Временные рамки важны как повод для обращения к органам власти и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ, концентрации внимания населения. В разных регионах с различными климатическими условиями «Марш парков» может проводиться в разные даты, предпочтительно в дни наступления устойчивой весны. Тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них (см. пункт «Информационная насыщенность»), привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи. Просветительская эффективность в области заповедного дела является одним из ведущих приоритетов акции и каждого отдельно взятого её мероприятия. Количественные показатели участия в акции, число проведённых мероприятий не могут быть главными ориентирами её подготовки, проведения и критериями оценки. Для участия в подготовке и проведении различных мероприятий целесообразно привлекать соответствующих специалистов – сотрудников научных отделов ООПТ, научно-исследовательских институтов, ВУЗов, общественных организаций и др. Информационная насыщенность. Любые мероприятия «Марша парков» должны сопровождаться качественным и разносторонним информированием участников и населения о сути заповедных территорий (о природной ценности ООПТ, их важности для сохранения разнообразия растений, животных, ландшафтов, регулирования природных процессов и т. п.) с помощью различных бесед, лекций, семинаров, газет, журналов, радио, телевидения, интернета и др. Направленность и характер мероприятий: а) информационно-просветительское, или познавательное – конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т. д.; б) практическое – посадки деревьев и кустарников и другие работы по восстановлению нарушенных природных участков, расчистка родников, обустройство экологических троп и др.; в) исследовательское – оценка состояния ценных природных комплексов и территорий, зеленых зон, общественный экологический мониторинг и др.; г) агитационное – выступления молодежных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей по актуальным природоохранным проблемам, специализированные фандрайзинговые акции и др.; д) конкурсное – творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады и т. п.; е) праздничное – уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением активных участников и др. Программы мероприятий разных организаций в одном регионе могут отличаться друг от друга. В рамках «Марша парков» должны проводиться только те мероприятия, которые соответствуют целям акции, т. е. сопровождаются непосредственными действиями в поддержку ООПТ и привлечением внимания к ним. Особенно тщательной подготовки требуют мероприятия, не имеющие прямого отношения к ООПТ, например: уборка мусора, обустройство пришкольных территорий, спортивные состязания, концерты, конкурсы, в том числе поделок из вторсырья, клумб и т. п. Подобные мероприятия могут проводиться в рамках «Марша парков» только в тех случаях, если организаторами будет обеспечена их органичная связь с тематикой ООПТ. В зависимости от условий местности и в разных типах населенных пунктов мероприятия «Марша парков» могут иметь свои особенности: а) в границах ООПТ и в их окрестностях – часть мероприятий может быть непосредственно связана с территорией и объектами ООПТ (естественно, в соответствии с действующим режимом охраны), более широким участием сотрудников ООПТ, проведением занятий или наблюдений на природе и т. п. (при этом локальные координаторы не должны стремиться проводить все мероприятия на территории ООПТ); б) на значительном удалении от ООПТ – мероприятия могут быть связаны с городскими парками и другими озеленёнными участками, пригородными лесами, иными природными территориями, не имеющими природоохранного статуса, что может потребовать от локальных координаторов дополнительных усилий для проведения акции в соответствии с настоящими Принципами. Развитие благотворительности. Одна из главных задач «Марша парков» – содействие благотворительности в пользу ООПТ. При этом следует стремиться к тому, чтобы спонсорская помощь преимущественно была направлена на непосредственную поддержку ООПТ. Атрибутика. Мероприятия акции должны проходить с использованием символики «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать символику, актуальную для их территории и дополняющую (но не исключающую) общероссийскую. Наградные и иные документы локальных координаторов должны заметно отличаться по дизайну от аналогичных документов национального координатора (ЦОДП). Принято участниками
| |||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |