Eng

  На главную страницу
| О проекте | Новости | Документы | Публикации | Спонсоры | СМИ | Координаторы |
| Марш-2024 | Фестиваль | Архив Марша | Репортажи | Галерея |Методики | Участники

Принципы «Марша парков»

«Марш парков» – международная общественная акция, призванная объединять людей вокруг идеи поддержки и сохранения заповедников, национальных и природных парков, заказников и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Цель «Марша парков» – помочь местным жителям, представителям органов власти и госуправления, учреждений образования, бизнеса, СМИ узнать как можно больше об ООПТ и лично внести свой вклад в их поддержку.

В странах Северной Евразии природоохранная акция «Марш парков» инициирована Центром охраны дикой природы в 1995 году. Ежегодно в акции принимают участие сотни тысяч человек. Более 200 государственных и неправительственных организаций выступают в качестве организаторов локальных маршей. «Марш парков» – самая массовая акция по охране живой природы в России.

Национальным (международным) координатором акции является Центр охраны дикой природы (ЦОДП), который ежегодно определяет ее формат и тематику, объявляет о проведении общих мероприятий, конкурсов и т. п., подводит итоги акции и распространяет их, стремится поощрять наиболее активных участников «Марша парков».

Локальный координатор – физическое или юридическое лицо, выступающее организатором акции на местном уровне. Локальный координатор своевременно направляет в ЦОДП заявку на участие в «Марше парков», разрабатывает программу акции для конкретной территории, организует ее мероприятия на местном, районном или региональном уровне, предоставляет в ЦОДП отчет о проведённой акции.

Участник «Марша парков» – любой человек или учреждение, принявшее участие в акции, которая проводится в соответствии с настоящими Принципами.

Основополагающие положения «Марша парков».

Добровольность участия. Координаторы приглашают всех к участию в акции, убеждают, рассказывают, какие это может дать результаты, приводят примеры удачных Маршей, которые помогли решить какие-либо проблемы, но отвергают какое-либо принуждение к участию в ней.

Временные рамки. «Марш парков» – это праздник ООПТ, имеющий строгие временные ограничения (не более двух недель). Временные рамки важны как повод для обращения к органам власти и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ, концентрации внимания населения. В разных регионах с различными климатическими условиями «Марш парков» может проводиться в разные даты, предпочтительно в дни наступления устойчивой весны.

Тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них (см. пункт «Информационная насыщенность»), привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи.

Просветительская эффективность в области заповедного дела является одним из ведущих приоритетов акции и каждого отдельно взятого её мероприятия. Количественные показатели участия в акции, число проведённых мероприятий не могут быть главными ориентирами её подготовки, проведения и критериями оценки.

Для участия в подготовке и проведении различных мероприятий целесообразно привлекать соответствующих специалистов – сотрудников научных отделов ООПТ, научно-исследовательских институтов, ВУЗов, общественных организаций и др.

Информационная насыщенность. Любые мероприятия «Марша парков» должны сопровождаться качественным и разносторонним информированием участников и населения о сути заповедных территорий (о природной ценности ООПТ, их важности для сохранения разнообразия растений, животных, ландшафтов, регулирования природных процессов и т. п.) с помощью различных бесед, лекций, семинаров, газет, журналов, радио, телевидения, интернета и др.

Направленность и характер мероприятий:

а) информационно-просветительское, или познавательное – конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т. д.;

б) практическое – посадки деревьев и кустарников и другие работы по восстановлению нарушенных природных участков, расчистка родников, обустройство экологических троп и др.;

в) исследовательское – оценка состояния ценных природных комплексов и территорий, зеленых зон, общественный экологический мониторинг и др.;

г) агитационное – выступления молодежных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей по актуальным природоохранным проблемам, специализированные фандрайзинговые акции и др.;

д) конкурсное – творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады и т. п.;

е) праздничное – уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением активных участников и др.

Программы мероприятий разных организаций в одном регионе могут отличаться друг от друга.

В рамках «Марша парков» должны проводиться только те мероприятия, которые соответствуют целям акции, т. е. сопровождаются непосредственными действиями в поддержку ООПТ и привлечением внимания к ним.

Особенно тщательной подготовки требуют мероприятия, не имеющие прямого отношения к ООПТ, например: уборка мусора, обустройство пришкольных территорий, спортивные состязания, концерты, конкурсы, в том числе поделок из вторсырья, клумб и т. п. Подобные мероприятия могут проводиться в рамках «Марша парков» только в тех случаях, если организаторами будет обеспечена их органичная связь с тематикой ООПТ.

В зависимости от условий местности и в разных типах населенных пунктов мероприятия «Марша парков» могут иметь свои особенности:

а) в границах ООПТ и в их окрестностях – часть мероприятий может быть непосредственно связана с территорией и объектами ООПТ (естественно, в соответствии с действующим режимом охраны), более широким участием сотрудников ООПТ, проведением занятий или наблюдений на природе и т. п. (при этом локальные координаторы не должны стремиться проводить все мероприятия на территории ООПТ);

б) на значительном удалении от ООПТ – мероприятия могут быть связаны с городскими парками и другими озеленёнными участками, пригородными лесами, иными природными территориями, не имеющими природоохранного статуса, что может потребовать от локальных координаторов дополнительных усилий для проведения акции в соответствии с настоящими Принципами.

Развитие благотворительности. Одна из главных задач «Марша парков» – содействие благотворительности в пользу ООПТ. При этом следует стремиться к тому, чтобы спонсорская помощь преимущественно была направлена на непосредственную поддержку ООПТ.

Атрибутика. Мероприятия акции должны проходить с использованием символики «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать символику, актуальную для их территории и дополняющую (но не исключающую) общероссийскую. Наградные и иные документы локальных координаторов должны заметно отличаться по дизайну от аналогичных документов национального координатора (ЦОДП).

Принято участниками
Первого всероссийского фестиваля «Марша парков»
5 октября 2013 г.

 

 

| О проекте | Новости | Документы | Публикации | Спонсоры | СМИ | Координаторы |
| Марш-2024 | Фестиваль | Архив Марша | Репортажи | Галерея |Методики | Участники
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены