Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«Природа и общество»

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ ЗАПОВЕДНИКОВ

А. В. Зубкова,
Лаборатория экологической инфраструктуры села
Института аграрных проблем РАН

Заповедники России, безусловно, уникальное мировое явление в сфере охраны природы. Это закрытые территории, призванные сохранить биологическое разнообразие, эталоны ненарушенных природных участков. В последние годы заповедники, впрочем, как и все остальные бюджетные организации, испытывают значительные материально-технические трудности, недостаток в трудовых ресурсах и основных фондах. В сложившихся обстоятельствах на первый план выступают добровольные помощники заповедников — спонсоры и волонтеры. Однако в российских реалиях общепринятая трактовка понятий «спонсор» и «волонтер» подчас наполняется новым смыслом.

В течение пяти лет автор имел возможность наблюдать за работой охранных структур одной из заповедных территорий Поволжского региона. По морально-этическим и другим причинам этот заповедник не может быть назван автором, поэтому в статье ему дается условное название «Удивительный». Он действительно удивляет необычностью и разнообразием своего территориального размещения, но, самое главное, работавшими до недавнего времени на его территории волонтерами. До конца 2001 года волонтеры «Удивительного» заповедника официально числились в штате, так как входили в состав группы оперативного реагирования. Однако сфера их экономических интересов не была связана с работой в заповеднике: заработная плата (на тот момент она составляла чуть более 600 руб.) целиком тратилась ими на приобретение ГСМ и ремонт автотранспорта. Для более эффективного исполнения должностных обязанностей на личные средства были приобретены автомобиль «Нива», а также соответствующее обмундирование. Таким образом, инспекторы опергруппы «Удивительного» заповедника не входили в категорию «простых смертных» инспекторов, работающих в нем за должностной оклад.

Кто же на самом деле эти лица? Сами себя они называют «бизнесменами», что, собственно говоря, частично отражает непосредственный род их деятельности. Являясь по российским меркам достаточно состоятельными и влиятельными людьми, они вполне могут позволить себе тратить значительные денежные средства на любимое хобби — работу в заповеднике, заказнике, национальном парке либо другой охраняемой природной территории. Для выявления мотивации деятельности бывших членов опергруппы «Удивительного» заповедника, а также последствий этой деятельности для данной охраняемой территории в августе 2002 года автором было разработано и проведено с каждым из них экспертное интервью.

Интервью не подтвердило первоначальное предположение о том, что работа в оперативной группе используется бизнесменами для прикрытия различных видов деятельности, нарушающих заповедный режим, например лесохозяйственной эксплуатации участка заповедника или использования его в охотничьих целях. Наоборот, в неформальных беседах с автором бывшие и нынешние инспекторы заповедника отзывались о них как об активных борцах с процветавшим на территории заповедника (разумеется, до прихода этих лиц в оперативную группу) браконьерством. В принципе официальная отчетность заповедника свидетельствует о том же. Однако очень часто официальная отчетность охранных структур заповедников является слабым отражением (если не полным искажением) действительности и не вызывает доверия. Так, например, в отчеты заповедника «Удивительный» внесен протокол о нарушении заповедного режима в виде самовольного сенокошения, датированный серединой ноября! Тем не менее еще одно обстоятельство свидетельствует в пользу бывших оперативников. У них было собственное охотничье хозяйство, которое они полностью контролировали и на базе которого удовлетворяли потребности в охоте и досуге, как личные, так и партнеров по бизнесу, друзей, просто «нужных» людей.

Ответы бывших инспекторов опергруппы показали, что работа в заповеднике также не была для них и неким экстремальным видом досуга. Это подтверждается тем, что, во-первых, основной род их деятельности — крупный бизнес — сам по себе достаточно экстремален. Во-вторых, они были хорошо осведомлены о своих должностных обязанностях. В-третьих, проявляли активность и скрупулезность в непосредственном их исполнении, а также творческий подход, выражавшийся в действиях по усовершенствованию и повышению эффективности работы оперативной группы. Сотрудники оперативной группы старались избегать острых конфликтных ситуаций с местным населением. Тактика запугивания, которую в первую очередь следовало бы ожидать от них, при встрече с нарушителем (если, конечно, у него в руках не было огнестрельного оружия) ими не применялась. Вместе с тем их позиция по отношению к нарушителям заповедного режима, а также подконтрольным инспекторам, халатно относящимся к исполнению своих обязанностей, всегда оставалась принципиально жесткой.

Скорее всего работа в заповеднике стала для бывших оперативников средством самоорганизации и самореализации, возможностью проявить себя на общественно значимом поприще. Многолетняя экологическая пропаганда на государственном уровне, дальнейшая деградация природно-ресурсного потенциала, вызванная его нерачительной хозяйственной эксплуатацией, привели к постепенному изменению ценностных ориентиров населения России. По данным последних социологических опросов (источник: Кавтарадзе Д. Н., Овсянников А. А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. — М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия», 2001), большинство населения России озабочено экологическими проблемами на региональном и локальном уровнях, однако анализ результатов опроса показывает значительный разрыв между «потенциалом восприятия» и «потенциалом действия». Как правило, «действие» (то есть природоохранная деятельность) перепоручается обывателем экологическим общественным организациям, движениям, политическим партиям экологической направленности. Таким образом, инспекторы группы оперативного реагирования «Удивительного» заповедника относятся к той небольшой активной части российского общества, которая экологические ценности, установки и нормы реализует в конкретном природоохранном действии, руководствуясь исключительно благом нынешних и будущих поколений. Для них это реальный шанс в недалеком будущем приобрести «на экологической волне» ощутимый политический вес, тем более что для этой цели экономический базис ими уже создан.

Пока же, по личным наблюдениям автора и данным экспертного интервью, они не ставят перед собой подобной задачи, удовлетворяясь тем, что их добровольный труд востребован обществом. Будучи по своей натуре рачительными хозяевами, они видят положительные плоды своего труда и испытывают чувство удовлетворения. Действительно, за период с 1995 по 2001 г. (период сотрудничества бизнесменов с заповедником) значительно сократилась численность грибников и ягодников, в летний период посещающих заповедную территорию, прекратились заходы с оружием и случаи браконьерства, а также незаконные рубки, рыбалка, сбор дикоросов и другие противоправные виды деятельности.

Однако положительные дивиденды заповедной территории выражаются еще и в том, что бизнесмены используют во благо заповедника деловые контакты и дружеские связи, в том числе в органах государственной власти и управления. Например, в пользу заповедника «Удивительный» был решен многолетний спор об установлении вокруг его участка охранной зоны, которая, кстати, заходит на территорию соседней области. Также при посредничестве бывших сотрудников опергруппы решился вопрос об увеличении размера заповедной территории. За счет привлеченных спонсорских средств построены и оснащены административное здание, гараж, хозяйственный блок, достаточно регулярно проводится ремонт автомототехники. Очень часто за счет спонсоров автотранспорт обеспечивается ГСМ.

С точки зрения автора, важна роль бизнесменов как посредников между администрацией «Удивительного» заповедника и властными структурами, особенно теми, которые по своему прямому назначению призваны курировать и финансировать заповедники. Не секрет, что взаимодействие представителей администрации заповедника и чиновничества порой основывается на принципе «ты — мне, я — тебе» либо для принятия решения требуются неоднократные просьбы (таким способом чиновники любят самоутверждаться). Вероятно, кое-какие трения с представителями Комитета по экологии и природных ресурсов у администрации заповедника «Удивительный» все же имелись, так как только благодаря вмешательству бывших членов опергруппы удалось добиться выделения комитетом заповеднику автомобиля марки «Уаз» и снегохода «Буран», что существенно облегчило работу инспекторского состава заповедника в зимний период. Бывшие оперативники, используя неофициальные рычаги воздействия, добились также от некоторых влиятельных лиц компенсации нанесенного заповеднику ущерба в виде аудио- и видеоаппаратуры.

Особый аспект проблемы — взаимоотношение бизнесменов с администрацией самого заповедника. Возможно несколько вариантов (или сценариев развития) взаимоотношений: от полного игнорирования до сотрудничества и взаимовыручки. В любом случае нельзя сказать, чтобы эти отношения были простыми. Администрация «Удивительного» заповедника оказалась в весьма интересном положении. С одной стороны ею постулировалась насущная необходимость привлечения волонтеров для оказания помощи в работе основным сотрудникам заповедника. С другой стороны, когда добровольные помощники действительно появились, она почувствовала ущемление самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций. Опасаясь дальнейшего усиления позиций столь влиятельных волонтеров, администрация избрала тактику постепенного выдавливания, которая принесла свои плоды в конце 2001 года, когда все сотрудники опергруппы написали заявления «по собственному желанию». По мнению бывших сотрудников группы оперативного реагирования и бывших инспекторов, первоначально руководство заповедника игнорировало их деятельность. Опергруппа испытывала существенные затруднения с получением транспортного средства, топлива, средств связи, обмундирования.

Ежегодный медицинский осмотр сотрудники проходили за собственные денежные средства, а компенсация была выплачена лишь частично. Тем не менее проверки работы опергруппы были регулярными. Затем, после непродолжительного этапа сотрудничества, возникли разногласия. Администрация начала предъявлять претензии к качеству работы инспекторов опергруппы, усилила контроль, потребовала систематической отчетности. Основные обвинения со стороны руководства «Удивительного» заповедника строились на том, что бизнесмены принимают на заповедной территории посторонних лиц без ведома администрации.

Что касается «приема на заповедных территориях посторонних лиц», то подобная практика была во все времена и продолжится, доколе на свете будет существовать чиновник, а от его подписи зависеть будущее заповедника либо любой другой охраняемой территории. Причем очень часто принимающей стороной оказываются не сотрудники охраны, а сама дирекция ООПТ. Автор имеет примеры по нескольким заповедным территориям Европейской части России и возможность сравнивать. В иных заповедниках масштабы «приемов» порой просто грандиозны, но в «Удивительном» этого не наблюдается по ряду причин. Заповедник не имеет необходимой развитой инфраструктуры: на его территории нет электрифицированных, оборудованных кордонов, бань, пляжей, дорог, слишком мало привлекательных для отдыха мест, особенно на лесной территории, которая сильно заболочена.

Тем не менее особенность его географического положения, связанная с относительной близостью от крупных автомобильных трасс и промышленных центров, вкупе с эстетической привлекательностью и богатством ягодников делает заповедник особенно уязвимым. До появления в штате «Удивительного» волонтеров нового масштаба он являлся зоной рекреации «новых русских», приезжавших туда вместе с семьями, друзьями и друзьями друзей. Инспекторы были не в силах изменить ситуацию, так как конфликт с нарушителями мог порой окончиться открытым вооруженным противостоянием. Ситуацию удалось переломить лишь тогда, когда заповедник взяли под контроль люди в погонах.

В заключение следует особо отметить, что поднятая в статье проблема не носит локальный характер, так как отражает общую тенденцию общественно-политического и социально-экономического развития страны. Это один из способов общественного противостояния тому хаосу, который процветает во всех сферах жизнедеятельности государства. Она говорит о востребованности определенной силы, способной навести порядок любыми доступными средствами. Пережив период первоначального накопления капитала, раздела, а затем и передела собственности, богатые люди могут стать этой силой, сыграв положительную роль в деле сохранения природных богатств охраняемых территорий. Однако, стихийно возникнув, неконтролируемая и неуправляемая, эта сила способна и погубить их.

Автор будет благодарен читателям за любую интересную
информацию по указанной проблеме.

E-mail: fregistlog@renet.com.ru

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены