Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«Охраняемые виды»

ЕВРОПЕЙСКИЙ СРЕДНИЙ ДЯТЕЛ И РОССИЙСКОЕ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

С. М. Косенко, канд. биол. наук,
Союз охраны птиц России, заповедник "Брянский лес"

Европейский подвид среднего дятла Dendrocopos medius medius, занесенный в Красную книгу России, известен своей ярко выраженной биотопической приуроченностью к старовозрастным широколиственным лесам с доминированием дуба. Объясняется эта приуроченность специализацией вида на добывании членистоногих, живущих на поверхности коры. Их особенно много в дубовых лесах, отличающихся высокой продуктивностью. Зимой, в самый тяжелый для птиц период, членистоногие прячутся в многочисленных складках и трещинах дубовой коры. Здесь он их и находит при помощи своего ловкого, но не очень сильного клюва. Тесная экологическая связь с дубом делает среднего дятла крайне уязвимым в связи с повсеместным сведением или фрагментацией дубрав.

Конечно, средний дятел это не такой эффектный вид, как тигр или панда, неизменно вызывающие восторги и симпатии широкой публики, от которой в конечном итоге может зависеть судьба вида. Неспециалисту его и увидеть-то в лесу непросто, тем более – отличить от обычного и известного всем большого пестрого дятла. Вместе с тем мы должны помнить о его праве на существование и его экологической роли. Кроме того, все, что может быть сделано на пользу этому виду, пойдет на пользу всем видам животных, приуроченным к широколиственным лесам: и мелким млекопитающим, использующим дупла дятлов для укрытия или устройства своих гнезд, и таким редким видам птиц, как черный аист, большой и малый подорлики, нуждающимся в старовозрастных широколиственных лесах.

В далеком прошлом широколиственные леса с дубом занимали обширные пространства по всей Европе. С распространением земледелия большая часть дубрав, произраставших на плодородных почвах, была вырублена. С тех пор их площадь неуклонно сокращается. Так, только за последние 20 лет площадь дубрав в областях Центрального экономического района, входящих в зону экологического оптимума произрастания дуба, уменьшилась на 18%. Объем ежегодной рубки в дубравах намного превышает величину годичного прироста. Это дает основание некоторым лесоводам утверждать, что при существующих подходах к ведению лесного хозяйства дубравы в европейской части России могут исчезнуть уже к 2070 г.

Одна из причин сокращения площади дубрав – выросший коммерческий спрос на древесину дуба. В его основе лежит ряд факторов. Распространение ленточных пил предоставило широкие возможности для распиловки дубовых бревен большого диаметра и соответственно изготовления широких досок для использования в мебельной промышленности. Если в советские времена древесину дуба в России использовали главным образом для настила полов на животноводческих фермах, то теперь для отдельных категорий наших сограждан иметь в доме дубовую мебель или дубовый паркет стало делом престижа. С другой стороны, с установлением рыночных отношений в стране круг субъектов, могущих заниматься лесозаготовительной деятельностью, существенно расширился. Теперь не только лесхозы, но и непрофильные предприятия, фирмы, предприниматели, отдельные физические лица могут заработать немалые деньги на заготовке ценной древесины. Рекламные страницы некоторых региональных газет пестрят объявлениями о приеме дуба-кругляка. Я последовал известному журналистскому приему и обратился в одну из деревоперерабатывающих фирм, представившись заинтересованным лицом. Мне обстоятельно разъяснили, какие формальности я должен соблюсти. Выяснилось, что главное – это благополучно миновать посты ДПС при доставке бревен.

Еще одна причина сокращения площади дубрав – их неудовлетворительное возобновление. Многие культуры дуба усыхают спустя 10-20 лет после посадки. До сих пор среди лесоводов нет единства во взглядах на причины и масштабы этого явления. Официальная точка зрения состоит в том, что это "природный факт, связанный с изменением условий произрастания дубрав". А основной причиной усыхания этих насаждений считается "неудовлетворительное санитарно-лесопатологическое состояние дубрав на территории Европейско-Уральской части России, вызванное скорее естественными, чем антропогенными причинами". У хорошо разбирающихся в этом вопросе геоботаников и лесоводов подобные объяснения вызывают горькую усмешку. Они считают, что главная причина – недостаток ухода. Кроме того, следует отличать собственно усыхание от естественного отпада, который является нормой. Как бы то ни было, очевидно, что каждый случай усыхания должен рассматриваться отдельно и самым пристальным образом, чтобы исключить почву для возможных злоупотреблений, так как усыхание дубрав может служить основанием для назначения сплошных или выборочных санитарных рубок в дубравах, минуя планы лесохозяйственных мероприятий.

Во многих регионах центра европейской части России условия для произрастания дуба в основном благоприятны. Наряду с елью и сосной он относится к ценным лесным породам. Однако, несмотря на высокую хозяйственную ценность, дубравы произрастают лишь на незначительных площадях. Например, в Брянской области, большая часть которой относится к зоне широколиственных лесов, они занимают 6% покрытой лесом территории, тогда как при оптимальной породной структуре лесного фонда эта доля должна была бы составлять 18%. Напрашивается вопрос о причинах такого несоответствия. Согласно действующим правилам и инструкциям, на месте вырубок должны выращиваться ценные породы деревьев (путем создания культур или естественного заращивания участка). Но поскольку дуб выращивать намного сложнее, труднее и дороже, предпочтение обычно отдается хвойным деревьям. Формально эта практика не противоречит лесному законодательству, однако на деле она привела к тому, что доля дуба среди лесных культур в Брянской области на протяжении более 30 лет составляет лишь около 3%. Это означает, что в будущем площадь дубовых лесов станет еще меньше.

Принимая во внимание привязанность среднего дятла к местообитанию и его оседлый образ жизни, наиболее перспективными для его сохранения представляются территориальные способы охраны путем создания ООПТ или резервирования местообитаний в качестве земель природно-заповедного фонда с целью последующего создания на них ООПТ (ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Лесной кодекс РФ (ст. 55) также допускает ограничение хозяйственной деятельности путем выделения особых защитных участков (ОЗУ) с ограниченным режимом лесопользования (см. также п. 12 Приложения 2 Правил рубок главного пользования). Однако действия по заповеданию или резервированию дубрав обычно требуют значительных усилий, времени и не всегда бывают успешными, поскольку неизбежно входят в противоречие с интересами лесопользователей. Поэтому так важно добиваться, чтобы и в эксплуатируемых дубравах оставалось место для среднего дятла. С учетом знаний о биологии вида, основные рекомендации по способам лесопользования, благоприятствующим среднему дятлу, могут быть следующими.

Во-первых, необходимо планировать рубки на уровне ландшафта с учетом необходимости поддержания популяции среднего дятла. Для постоянного обитания среднего дятла в лесном массиве необходимо, чтобы общая площадь пригодных местообитаний в нем была достаточной для поддержания жизнеспособной популяции этого вида. Так, только для того, чтобы избежать инбридинга в отсутствие иммиграции, популяция должна состоять не менее чем из 50 размножающихся особей или 25 пар. При площади гнездовой территории среднего дятла в 7-10 га этой численности соответствуют 175-250 га непрерывных дубовых древостоев класса возраста IV (60-80 лет) и старше. Для того чтобы избежать ситуации "бутылочного горлышка", когда при неизменной и достаточно большой общей площади дубрав площадь приспевающих и более старых древостоев, предпочитаемых средним дятлом, окажется недостаточной для поддержания жизнеспособной популяции, разные возрастные классы дубрав должны быть представлены примерно равными площадями. При этом отдельные дубовые древостои одного или смежных классов возраста должны быть достаточно компактными и крупными, чтобы целиком вместить территорию хотя бы одной пары средних дятлов. При равномерном распределении площадей семи возрастных классов (от I до VII, или от молодых до спелых древостоев) общая площадь дубрав в лесном массиве для приведенного выше примера должна составлять не менее 306-438 га. Кроме того, расстояние между отдельными небольшими пятнами местообитания (площадью до 40 га) не должно превышать 3 км, так как при большей изоляции значительно снижается вероятность их заселения. Соблюсти все приведенные выше условия можно только при планировании рубок на ландшафтном уровне, направленном на поддержание жизнеспособных популяций среднего дятла. Между тем такое планирование не противоречит организационным принципам ведения лесного хозяйства. Так, равномерному распределению древостоев по возрастному градиенту соответствует понятие о так называемой лесосеке равномерного пользования. В его основе лежит регулирование ежегодной рубки леса величиной годичного прироста. Это понятие полностью отвечает принципам непрерывного и неистощительного пользования лесом, провозглашенным в пока еще действующем Лесном кодексе РФ. При отклонении возрастного распределения от равномерного могли бы вводиться поправочные коэффициенты к расчету пользования, стимулирующие лесовосстановление.

Во-вторых, необходимо использовать способы рубок, наиболее щадящие для среднего дятла. Так, постепенные и выборочные рубки по сравнению со сплошными позволяют сократить период времени, в течение которого участок дубравы остается непригодным для обитания этих птиц. Вместе с тем и возобновление дуба при постепенных и выборочных рубках может быть более эффективным, чем после сплошных. Рассмотрим несколько вариантов таких рубок.

При группово-постепенных и котловинно-постепенных рубках спелый древостой вырубается вокруг групп подроста на площадях от 0,03 га до 1 га (котловинами) за 3-5 приемов в течение 30-40 лет. Эти виды рубок способствуют возобновлению дуба на лесных участках и позволяют избежать полного уничтожения гнездового местообитания. Оставление на лесосеке достаточного количества спелых дубов-обсеменителей способствует естественному лесовосстановлению после сплошных рубок и может сохранить местообитание все еще пригодным для среднего дятла. Выборочные рубки, направленные на удаление из древостоя менее ценных пород мелколиственных деревьев, могут в результате привести к преобразованию вторичных лесов в широколиственные леса с преобладанием дуба.

К сожалению, перечисленные способы имеют один существенный недостаток: они очень трудоемки, сложны в организационно-техническом отношении и соответственно, экономически малоэффективны.

Действующие в лесном хозяйстве Правила и Наставления предписывают при проведении добровольно-выборочных рубок главного пользования вырубать в первую очередь фаутные, перестойные и спелые деревья, хотя они могут и не иметь высокой хозяйственной ценности, а при рубках ухода убирать усохшие, поврежденные, ослабленные, пораженные вредными насекомыми и болезнями деревья. Это пагубно сказывается на условиях обитания не только среднего дятла, но и всех дуплогнездников, для которых наличие старых деревьев обеспечивает обилие корма и возможность гнездования. Если бы в действующие Правила и Наставления удалось внести поправки, учитывающие потребности дуплогнездников в гнездовых деревьях, это стало бы конкретным шагом на пути устойчивого управления российскими лесами, одним из главных критериев которого признается сохранение биологического разнообразия.

Кому-то предложенные требования к лесопользованию в дубравах могут показаться чрезмерными. Между тем они вполне соответствуют принципу непрерывного и равномерного пользования лесом, провозглашенному в Лесном кодексе – основном документе, регулирующем лесные отношения. Не секрет, однако, что требования Лесного кодекса не всегда выполняются. Этот факт признается и в концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг., утвержденной Правительством страны в начале 2003 г. В ней организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, а также охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда отнесены к основным задачам лесхозов.

Вообще говоря, мне представляется, что проблема сохранения среднего дятла в России очень тесно связана с проблемами лесного хозяйства страны. Устойчивое, неистощительное лесопользование в дубравах могло бы стать залогом выживания этого и других видов животных и одновременно практическим воплощением декларируемых принципов ведения лесного хозяйства.

Материал, легший в основу этой статьи, был собран в результате индивидуального исследования, направленного на разработку научных основ сохранения среднего дятла в России и поддержанного Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров по программе глобальной безопасности и устойчивого развития. Я благодарен также доценту Брянской государственной инженерно-технологической академии М. Н. Нерушу за консультирование по вопросам лесопользования в дубравах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте Союза охраны птиц России (http://www.rbcu.ru/projects/woodpecker).

 

Средний пестрый дятел. Фото И.П. Шпиленка.

 

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены