Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«Рациональное природопользование»

ЛОСИ ПРОДОЛЖАЮТ ОБЖИВАТЬ КАМЧАТКУ

Т. П. Сипко, канд. биол. наук,
Институт проблем экологии и эволюции РАН
А. Р. Груздев, канд. биол. наук,
заповедник «Остров Врангеля»
В. Г Старков, Институт биологической химии РАН

Весной 2004 г. 10 лосей в возрасте 1—2 лет были отловлены в Мильковском районе центральной части Камчатки и выпущены в долине реки Галыгина в Большерецком районе на юге Камчатской области. Несмотря на аномально высокий снежный покров, который отмечался на Камчатке зимой 2004—2005 гг., животные успешно перезимовали, что подтвердило правильность выбора места для выпуска, а несколько лосей откочевали на 50 км, закрепившись в районе р. Удочка. В 2005 г. еще 15 лосей, выпущенных в долинах рек Галыгина и Удочка, пополнили ряды новоселов.

Прежде чем познакомить читателей с «кухней» переселения лосей, попробуем обосновать правомочность наших действий с точки зрения экологии, сохранения природы и, что немаловажно, экономики. Лоси — это исконный и очень ценный компонент большинства лесных экосистем России. Особенности его биологии таковы, что в течение снежного периода, который на значительной части нашей страны длится полгода и более, основным кормом для него являются ветви кустарников и деревьев, практически не использующиеся другими видами потребителей растительных кормов. По мнению ряда экспертов, леса Росси могут прокормить 3 — 7 млн. этих животных, причем ежегодно безболезненно для существования популяции можно изымать 10—15% от их общего числа. Предпринятые в середине ХХ в. меры по охране, изучению и упорядочиванию использования охотничьих ресурсов позволили к 1991 г. иметь в России более 900 тыс. лосей, но к настоящему времени численность их значительно сократилась. При этом, например в маленькой Норвегии, которая, кстати сказать, имеет сравнимую с Камчаткой площадь и во многом схожий рельеф, обитают 150 тысяч лосей.

Судя по тому, что ни в каких исторических документах присутствие лосей на полуострове не упоминается, к XVIII в., когда русские землепроходцы стали осваивать Камчатку, лосей они там не встретили. Вместе с тем проведенные Верещагиным и Николаевым (1979) археологические исследования показали, что между XI и XVI вв. лось обитал на юге и на востоке полуострова. Останки лося были обнаружены в серии стоянок, расположенных вдоль побережья Кроноцкого залива и на крайнем юге полуострова в районе мыса Лопатка. Эти сведения дополнительно подстегнули интерес к проекту реинтродукции лося.

О причинах исчезновения лося на полуострове теперь можно только гадать. По нашему мнению, свою роль в этом сыграли как некоторые природные факторы, так и аборигенное население Камчатки. В начале весны, когда высота снежного покрова особенно велика, оттаявший под солнцем снег ночью замерзает, образуя наст, который хорошо держит человека на лыжах и его собак, но лось в таком снегу проваливается по брюхо и становится практически беспомощным. Наблюдения последних лет показали, что в некоторые зимы снегопады на Камчатке достигают катастрофических величин, и это обстоятельство, вероятнее всего, дополнительно усложняло жизнь лосей. Возможно, не последнюю роль сыграли и последствия извержения вулканов. Известно, что выпадающий в результате извержений так называемый «красный пепел» содержит мышьяк и другие вредные составляющие, и территории, засыпанные таким пеплом, на некоторое время становятся непригодными для жизни животных, и они их покидают. Можно предположить, что в какой-то момент времени все эти факторы наложились друг на друга, что и «выбило» лосей из состава фауны полуострова. А вот рысь и белка в XX в. самостоятельно заселили полуостров.

В материковой части Камчатской области лоси сохранились, но численность их была низка (к началу ХХ в. она не превышала 200 особей). Возрождение популяции лося на крайнем северо–востоке России началось в средине XX в. К этому времени завершилась коллективизация, большую часть аборигенного населения Камчатки сселили в относительно крупные поселки, и огромные территории фактически выпали из хозяйственного освоения. В это же время по всей стране началась массовая кампания по истреблению волков. В результате к 1970 г. численность лося в бассейне р. Пенжины достигла 1100 особей и продолжала расти. Подъем численности сопровождался и расселением животных — к началу 1980–х годов лоси заселили практически все пойменные леса и появились на Парапольском доле, продвигаясь к Камчатскому полуострову. Однако заслоном на их пути встал сильный пресс охоты, в первую очередь со стороны оленеводов, а также высокий снеговой покров и хищники.

В 1977 — 1982 гг. во времена существования Главохоты РСФСР специалистами из Москвы и Петропаловска–Камчатского несколько десятков лосей, отловленных в долине р. Пенжины, было переселено в Мильковский район Камчатской области. К апрелю в этих местах выпадает такое количество снега, что даже длинноногие лоси утопают в нем по брюхо. В эти тяжелые зимние времена звери держатся в поймах незамерзающих круглый год рек и ручьев, используя для перемещений их русла и тропы, протоптанные в снегу от дерева к дереву, ветви которых поломаны и изогнуты под тяжестью снега и склоняются до самой земли. Весной, когда снег начинает «садиться» и размягчается, превращаясь в жидкую кашу, лоси переходят на склоны южной экспозиции, где снежный покров под влиянием ветров распределен неравномерно, а кое–где вообще уже отсутствует.

В итоге в центральной части Камчатки сформировалась устойчивая популяция, и началось ее охотхозяйственное освоение. Учеты 2000 — 2004 гг. показали, что численность ее составляет 1698—1775 особей, и лоси стали встречаться даже на западном — Охотском — побережье полуострова.

Надо отметить, что интерес к этому виду охотничьей фауны велик, и попытки расселения лосей неоднократно предпринимались в разных странах, но большинство их заканчивалось безрезультатно. Фактически завоз лосей в центральную область полуострова Камчатки, давший ощутимый экономический эффект, стал в мировой практике вторым удачным примером подобных мероприятий после переселения лосей на остров Ньюфаундленд (Канада), произведенного в конце XIX в., — тогда на остров было завезено 6 особей, положивших начало большой и жизнеспособной популяции.

Несмотря на то что лось натурализовался в центральных районах Камчатки, на юг самостоятельно он так и не смог проникнуть, так как этому препятствуют горы, высокий снег и усилившееся за последнее десятилетие браконьерство. В результате богатые кормами обширные территории юга полуострова оставались без этого зверя. Эти районы Камчатки и сейчас труднодоступны и довольно хорошо охраняются, что позволяет надеяться на создание там центра по сохранению камчатского лося, а в недалекой перспективе лось и там может стать прекрасным объектом как экологического, так и охотничьего туризма.

Итак, через 20 с лишним лет после начала работ по переселению лосей на полуостров решено было выпустить лосей в его южных районах. Перед началом работ кандидатом биологических наук В. И. Филеем (одним из участников первых выпусков лосей на Камчатке) была обследована предназначенная для заселения местность, изучены климатические характеристики района. Оказалось, что по долине реки Голыгина высота снежного покрова не достигает критических для лосей величин в 1,2 — 1,5 м — снег там выдувается сильными ветрами. Есть озера и протоки с водной и прибрежной растительностью, необходимой для летнего нагула лосей. В пойменном комплексе реки был обнаружен и прекрасный набор зимних кормов, хотя известно, что хорошо откормившиеся летом сытые лоси успешно перезимовывают, довольствуясь подчас самыми скудными кормами. После проведения всех согласований и получения разрешений ряд частных компаний, работающих в сфере использования биологических ресурсов Камчатского региона («Витязь–Авто», «Дуксинауч» и др.), объединили свои организационные и финансовые возможности в проекте обогащения его фауны. В качестве непосредственных исполнителей были приглашены наиболее опытные специалисты по отлову и расселению копытных: сотрудники Института проблем экологии и эволюции РАН, заповедника «Остров Врангеля» и Института биоорганической химии РАН.

Поначалу не все шло гладко. Большому коллективу людей необходимо было наладить взаимодействие, «сработаться», без чего немыслимо выполнение такой тяжёлой, а порой и опасной работы. Возникли и другие проблемы. Дело в том, что в силу ряда природных и геохимических особенностей полуострова обитающие там лоси отличаются исключительно крупными размерами — часто вес этих животных превышает 700 кг. У самцов нередко встречаются рога с размахом в 170 см. А в 2002 г. именно здесь был добыт, по–видимому, самый крупный на сегодняшний день лось в Евразии — зверь с размахом рогов более 180 см. Крупные размеры камчатских лосей — явление само по себе интересное, но именно это обстоятельство еще более осложнило стоящую перед нами и без того непростую задачу. Например, не был известен реальный вес телят–годовиков, что необходимо для определения точной дозировки применяемых для отлова препаратов. Выяснилось, что телята прошлого года рождения весят не менее четверти тонны, что создавало и чисто технические трудности для ловцов, и физиологические проблемы для самого зверя, поскольку, как показывает практика, крупные животные гораздо тяжелее переносят все операции по отлову и транспортировке. Потребовались значительные объемы препаратов для их обездвиживания и необходимой ветеринарной помощи. Тем не менее с первым отловленным теленком, который оказался самкой, многие вопросы разрешились, и дальше вся работа уже пошла легче.
Поиск и транспортировка лосей проводились с помощью вертолета МИ–8, и нам хотелось бы отметить виртуозную работу экипажа вертолета под руководством командира Виктора Николаевича, от которой в огромной степени зависел весь успех выполнения программы.

Так как в местах обитания камчатских лосей открытых, пригодных для посадки вертолета мест немного, обнаруженных животных с помощью вертолета приходилось перегонять ближе к таким площадкам. Некоторые лоси ну ни в какую не хотели выходить из–под полога леса на открытые места, «намертво» вставая под деревом, и таких упрямцев приходилось оставлять в покое.
Когда лосенок оказывался рядом с местом посадки вертолета, высаживались стрелок и водитель снегохода, на котором они подъезжали к зверю на выстрел. Животное обездвиживали с помощью стандартных летающих шприцов «Олень», стреляя ими из специального ружья, а затем, соблюдая повышенную осторожность, связывали ему ноги, помещали тяжеленного лося в транспортировочную клетку, грузили на нарту снегохода и доставляли к вертолету. Эту часть работы сильно осложнял очень высокий снежный покров, из-за которого большой проблемой было даже освобождение ног обездвиженного зверя из-под снега. В некоторых местах снегоход зарывался в снег почти по сиденье, а чтобы открыть задние створки вертолета, приходилось раскапывать снег, стоя в нем по пояс. Дополнительную проблему создало в ряде ранее удобных для отлова районах обильное выпадение пепла в результате извержения вулканов. Снег, посыпанный пеплом на больших площадях, сильно таял, а местами сошел раньше времени, что затруднило как поиск животных, так и их отлов.

Рис. Н. Павлушиной

По глубокому снегу преследование лося на снегоходе было непродолжительным, но все-таки уход от преследования требовал от зверя чрезвычайно большого мышечного напряжения, что негативно сказывалось на физиологическом состоянии его организма, для полного восстановления которого необходимо было интенсивное ветеринарное вмешательство. Только после этого животное было готово для перевозки, и его грузили в вертолет. Фармакологическая поддержка требовалась и во время 3—5–часового перелета к месту выпуска, поскольку лоси легковозбудимы и тяжело переносят перевозку и шум двигателя вертолета. Для того чтобы в дальнейшем можно было наблюдать за жизнью новоселов, все лосята были помечены специальными, устойчивыми к капризам климата ушными метками с индивидуальными номерами — самки получали желтую «сережку», а самцы — голубую.
Выпуск лосей проходил рядом с охотничьей базой, расположенной в районе с прекрасными кормовыми угодьями, и лосята обычно подолгу держались в пределах 1—2 км от нее. А нас на базе ждали ужин и жарко натопленная печь, что было более чем актуально после долгого перелета в салоне вертолета с открытыми блистерами и отключенным отоплением (в таких условиях лоси чувствовали себя более–менее комфортно, чего нельзя сказать о продрогших и промокших по пояс ловцах). Дополняло идиллию наличие на базе термального источника, в котором было очень хорошо посидеть и погреться в конце тяжелого трудового дня.

Главная опасность, подстерегающая лосей на новом месте жительства, — стать жертвой медведя. Медведи поднимаются из берлог раньше начала хода рыбы в реках, и, естественно, молодые лоси в этот период для них являются желанной добычей. В 2004 г. работы по переселению лосей были закончены до выхода медведей из берлог, и, несмотря на то что животные были молодые и еще не освоили район выпуска, все они уцелели. А в 2005 г. после окончания работ к нам поступила информация, что были найдены останки лося, задранного медведем. Но будем надеяться, что выпущенные нами лоси уцелеют и приживутся, положив начало жизнеспособной популяции.

Хотелось бы отметить, что на бескрайних просторах нашей Родины еще немало мест, подходящих для реакклиматизации различных видов охотничьих животных. Накопленный опыт по переселению зубров, овцебыков и лосей позволит внести существенный вклад в восстановление природных ресурсов России.

С авторами статьи можно связаться по электронной почте sipko@butovo.net

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены